Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа
В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94
На последующих
этапах обучения используются
практические приемы, когда детей
посредством упражнения
На последнем этапе обучения практикуется прием проверки решения задачи.
При обучении дошкольников с ОНР решению задач воспитатели в своей работе, в первую очередь, ориентируются на индивидуальные особенности каждого ребенка. И, зная о тех или иных проблемах, они стараются подбирать материал таким образом, чтобы он был доступен для понимания каждого. Но, не смотря на это, педагоги отмечают то, что дети часто допускают ошибки, при выполнении заданий, в данном случае – решении задач.
Самой распространенной
Дошкольники с ОНР довольно часто воспринимают
вопрос, но у них отсутствует фиксация
числовых данных.
Данную ошибки воспитатели характеризуют тем, что детям
легче ответить на вопрос одним словом
(например: «Сколько весит яблок на дереве?»
дети вместо подсчета могут ответить «много,
мало, чуть – чуть и т.д.»).
Усваивают структуру задачи отрывочно,
не полностью. Допускается такое, что дошкольники
чаще всего акцентируют свое внимание
либо на числовых данных, либо на вопросе,
при этом могут опускать само содержание
(условие) задачи. Такого рода ошибки встречаются
крайне редко, так как в своей работе воспитатели
стараются запечатлить внимание детей
на необходимых данных путем постоянного
повтора, выделения главных составляющих
задачи.
По мнению воспитателей почти половина дошкольники с ОНР (в группе) затрудняются в объяснении понятия «задача»: не могут самостоятельно выделять ее структурные компоненты, плохо понимают условие и требование задачи, а также могут называть математические знаки, но не могут объяснить их назначение.
Дошкольники не владеют
Для того чтобы обучение было эффективным и развивающим педагоги ДОУ считают необходимым соблюдение следующих условий:
- следует побуждать
детей к комментированию своих
действий по решению
- в ситуации неспособности какого-либо ребенка производить действие на определенном этапе, даже при предъявлении всех видов и мер помощи, осуществляется возврат обучения действию на предшествующий этап.
- постоянное использование
разнообразных дополнительных
Только при соблюдении данных условия, по мнению воспитателей, дошкольники с ОНР смогут преодолевать те или иные трудности при решении арифметических задач.
Воспитатели
часто встречается с методической трудностью,
которая заключается в том, что при объяснении
они могут показать и сделать доступными
восприятию дошкольников с ОНР лишь единичные
предметы и явления. Все это связано с
тем, что большинство педагогов в работе
с данной группой детей по обучению решению
арифметических задач допускает разного
рода ошибки:
1. Использование задач одного типа
2. Излишнее, либо недостаточное применение
наглядного материала.
3. Недостаточный учет результатов усвоения
задач различных типов на каждом этапе
обучения
4. Отсутствие ориентировки детей на составление
задач отражающих реальные ситуации из
жизни (задачи должны составляться на
реальном материале).
В ходе проведенного анкетирования педагогов ДОУ своей работы я узнала об основных принципах работы педагогов с дошкольникам с ОНР по решению арифметических задач, а также о том, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.
Воспитатели дали
Воспитатели смогли не только
назвать наиболее типичные
Педагоги раскрыли вопрос об
условиях, необходимых для эффективного
обучения дошкольников с ОНР
решать арифметические задачи. И
наиболее распространенным из
них стало побуждение детей
к комментированию своих
Полученные мной знания, после анкетирования
педагогов, необходимы в работе с детьми
с ОНР при решении задач. Исходя из этого
можно сделать вывод о том, полученные
данные позволяют направлять детей
на развитие общего представления о множествах,
учить, на наглядной основе составлять
и решать простые арифметические задачи
на сложение и вычитание, при решении задач
пользоваться знаками действий; составлять
и решать задачи в одно действие (на сложение
и вычитание); обеспечивать детям свободное
составление и решение задач, ответов
на вопросы, формулированию их.
3. Наблюдение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по формированию элементарных математических представлений.
Анализ наблюдения занятия «Познание (ФЭМП)» на тему: «Составление арифметических задач на сложение и вычитание» показал, что в данном дошкольном учреждении имеется максимум педагогических условий по обучению детей с ОНР подготовительной к школе группы решению арифметических задач. Воспитатель использует достаточное количество наглядного материала: дидактического, раздаточного, демонстративного ( иллюстрации к задачам, игрушки, предметы быта).
Например:
педагог говорит детям,
что он сейчас расскажет им о непослушных
котятах. Он дает условия задачи, одновременно
производя соответствующие
Педагог продолжает: «Эта сказка в математике называется задача. Как называется такая сказка (задача)? Давайте попробуем составить задачу наоборот». Далее педагог, производя соответствующие действия с игрушками, рассказывает: «Жила-была кошка. У нее был один котенок. Сколько котят было у кошки? Прибежал еще один котенок. Сколько котят прибежало? Сколько котят стало?».
В случае если кто-либо из детей испытывает трудности в выполнении задания, ему предъявляется помощь. Например, при затруднениях в ответе на вопросы о полученном количестве, педагог просит дошкольника пересчитать предметы и лишь после этого ответить на вопрос. Если данный вид помощи не возымел действия, педагог сам отвечает на вопрос, а затем просит ребенка повторить его фразу.
В итоге выполнения задания педагог задает вопросы по содержанию задачи уже без опоры дошкольников на восприятие предметов. Дети должны ответить на следующие вопросы, позволяющие закрепить материал занятия: «Сколько было сначала котят у кошки? Что случилось потом? Сколько стало котят?» и т.п.
Иллюстрации к задачам
по содержанию состоят в
При обучении самостоятельному решению арифметических задач детьми с ОНР педагог говорит дошкольникам, что сегодня они снова будут решать и составлять задачи, но при этом они будут пробовать решать их самостоятельно. Затем он показывает детям куклу-мальчика, читает и одновременно демонстрирует условия задачи. По ходу демонстрации педагог задает детям вопросы для полного уяснения условий: «У Вани была одна машинка. Сколько было машинок у Вани? Ему на день рождения подарили еще одну машинку (выставляет на стол еще одну машинку). Сколько машинок ему подарили на день рождения? Сколько стало машинок у Вани?».
Если дети не могут решить задачу, им последовательно предоставляются следующие виды помощи:
1. Педагог еще раз повторяет условия задачи.
2. Педагог просит пересчитать полученную совокупность машинок и после этого снова задает тот же вопрос: «Сколько стало машинок у Вани?».
3. Педагог сам дает ответ и просит повторить его одного из детей.
На следующем этапе
занятия педагог предоставляет
для решения аналогичные
В соей работе при обучении дошкольников с ОНР 3 уровня воспитатель использует разнообразные средства обучения. Так на одном из занятий при обучении дошкольников составлять арифметические задачи педагог использует пособие «Подвижная задача». вначале занятия использует положительный настрой на работу дошкольников, что особенно характерно для детей с недоразвитием речи», тем самым постепенно вводит их в тему занятия:
Педагог говорит, что недавно видел учителя из школы, и она сказала, что, чтобы учиться в школе, надо научиться не только решать задачи, но надо уметь придумывать (составлять) эти задачи.
Затем он показывает подвижную задачу «Курица и два цыпленка» и демонстрирует способ составления и решения задачи: «Один цыпленок гулял с курицей во дворе. Сколько цыплят было во дворе? Из сарая выбежал еще один цыпленок. Сколько выбежало цыплят? Сколько стало цыплят?». Затем педагог говорит, что можно составить «задачу - наоборот» и решить ее: «Во дворе с курицей гуляло два цыпленка. Сколько цыплят гуляло во дворе? Один цыпленок забежал в сарай. Сколько цыплят забежало в сарай? Сколько цыплят осталось во дворе?».
Если дети затрудняются в решении задачи, педагог предоставляет следующие виды помощи:
1. Еще раз повторяет условия задачи с демонстрацией действий с подвижной задачей.
2. Педагог предлагает детям посчитать полученное в результате совершенных действий количество цыплят.
3. Педагог сам дает ответ и просит повторить ответ одного из детей.
Далее педагог последовательно предлагает каждому ребенку подвижную задачу «Две машины» (см. рис. 2), и дети уже самостоятельно составляют и решают составленную задачу сначала на нахождение суммы (1+1), а потом на нахождение остатка (2-1).
Виды помощи, предъявляемые на данном этапе занятия, могут быть следующими:
1) Педагог помогает ребенку передвигать объект на подвижной задаче и задает ему наводящие вопросы, например: «Сколько машин стояло около дома? Сколько подъехало еще машин? Сколько стало машин теперь?» и т.п..
2) Педагог подсказывает
ребенку некоторые