Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

 На последующих  этапах обучения используются  практические приемы, когда детей  посредством упражнения приучают  к самостоятельному решению задачи, условия которой дает педагог. При этом ребенку дается возможность передвигать предметы, о которых говорится в задаче, производить соответствующие действия с ними, например, прятать игрушку, вытаскивать ее и т.д. В дальнейшем в процесс обучения включаются элементы моделирования – дошкольники составляют и решают задачу с опорой на наглядное пособие «Подвижная задача».

               На последнем этапе обучения  практикуется прием проверки  решения задачи.

                При обучении дошкольников с  ОНР решению задач воспитатели  в своей работе, в первую очередь, ориентируются на индивидуальные особенности  каждого ребенка. И, зная о тех или иных проблемах, они стараются подбирать материал таким образом, чтобы он был доступен для понимания каждого. Но, не смотря на это, педагоги отмечают то, что дети часто допускают ошибки, при выполнении заданий, в данном случае – решении задач.

             Самой распространенной трудностью, с которой сталкиваются дети  при решении арифметических задач,  является то, что они зачастую  вместо задачи составляют рассказ.  Это характеризуется тем, что большинство детей при составлении условия задачи вносят несущественные признаки, которые никак не отражаются на саму задачу. Они пытаются описать более красочную картину, нежели рассказать об основных элементах задачи. При этом могут либо заменять, либо пропускать часть необходимого материала, что в первую очередь сказывается на их нарушении. 
Дошкольники с ОНР довольно часто воспринимают вопрос, но у них  отсутствует фиксация числовых данных.

         Данную ошибки воспитатели характеризуют тем, что детям легче ответить на вопрос одним словом (например: «Сколько весит яблок на дереве?» дети вместо подсчета могут ответить «много, мало, чуть – чуть и т.д.»).  
Усваивают структуру задачи отрывочно, не полностью. Допускается такое, что дошкольники чаще всего акцентируют свое внимание либо на числовых данных, либо на вопросе, при этом могут опускать само содержание (условие) задачи. Такого рода ошибки встречаются крайне редко, так как в своей работе воспитатели стараются запечатлить внимание детей на необходимых данных путем постоянного повтора, выделения главных составляющих задачи.

          По мнению воспитателей почти  половина дошкольники с ОНР  (в группе) затрудняются  в объяснении  понятия «задача»: не могут самостоятельно выделять ее структурные компоненты, плохо понимают условие и требование задачи, а также могут называть  математические знаки, но не могут объяснить их назначение.

         Дошкольники не владеют  необходимым   объемом  знаний об арифметических  действиях  сложения   и  вычитания,  так  как  они понимают связь между практическими действиями с совокупностями и соответствующими арифметическими действиями в основном на основе ассоциации  арифметического действия с жизненной ситуацией (прибавили - прибежали, отняли - улетели и др.); они не осознают еще математических связей между компонентами и результатом того или иного действия, так как не научились анализировать задачу, выделяя в ней известные и неизвестное

          Для того чтобы обучение было  эффективным и развивающим педагоги ДОУ считают необходимым соблюдение следующих условий:

- следует побуждать  детей к комментированию своих  действий по решению арифметических  задач на всех этапах.

-         в ситуации неспособности какого-либо ребенка производить действие на определенном этапе, даже при предъявлении всех видов и мер помощи, осуществляется возврат обучения действию на предшествующий этап.

- постоянное использование  разнообразных дополнительных средств  обучения. 

Только при соблюдении данных условия, по мнению воспитателей, дошкольники с ОНР смогут преодолевать те или иные трудности при решении арифметических задач.

Воспитатели часто встречается с методической трудностью, которая заключается в том, что при объяснении они могут показать и сделать доступными восприятию дошкольников с ОНР лишь единичные предметы и явления. Все это связано с тем, что большинство педагогов в работе с данной группой детей по обучению решению арифметических задач допускает разного рода ошибки: 
1. Использование задач одного типа

2. Излишнее, либо недостаточное применение наглядного материала.  
3. Недостаточный учет результатов усвоения задач различных типов на каждом этапе обучения 
4. Отсутствие ориентировки детей на составление задач отражающих реальные ситуации из жизни (задачи должны составляться на реальном материале).

В ходе проведенного анкетирования  педагогов ДОУ своей работы я  узнала об основных принципах работы педагогов с дошкольникам с ОНР  по решению арифметических задач, а  также о том,  что обучение детей  решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.

           Воспитатели дали первоначальные  представления о работе с детьми  с ОНР при обучении их решению  задач. Дали данные о тех  видах арифметических задач, которые  они используют на занятиях по ФЭМП, и, которые в свою очередь являются наиболее распространенными и доступными для восприятия детей. Раскрыли вопросы по применению методических приемов при решении арифметических задач. Оба воспитателя считают, что наиболее существенными приемами  обучения являются приемы показа и объяснения, а также моделирования. т.к. именно они позволяют детям сконцентрировать  свое внимание на необходимых в задаче данных.

           Воспитатели смогли не только  назвать наиболее типичные ошибки, которые встречаются у детей с ОНР при решении арифметических задач, но и охарактеризовать сущность каждой ошибки, приведя ряд примеров. Были указаны трудности, которые испытывают воспитатели при обучении дошкольников решению задач. И среди них наиболее распространенной стало то, что они в первую очередь акцентируют свое внимание на том, что в основном при решении задач используют недостаточное (или же наоборот) количество наглядного материала, что приводит детей к отвлечению от работы.

            Педагоги раскрыли вопрос об  условиях, необходимых для эффективного  обучения дошкольников с ОНР  решать арифметические задачи. И  наиболее распространенным из  них стало побуждение детей  к комментированию своих действий  по решению задач на всех  этапах. Только лишь при соблюдении этого необходимого условия дошкольники смогут научиться самостоятельно работать над задачей, считаю воспитатели. 
Полученные мной знания, после анкетирования педагогов, необходимы в работе с детьми с ОНР при решении задач. Исходя из этого можно сделать вывод о том, полученные данные позволяют  направлять детей  на развитие общего представления о множествах, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий; составлять и решать задачи в одно действие (на сложение и вычитание); обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.

3. Наблюдение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по формированию элементарных математических представлений.

Анализ наблюдения занятия «Познание (ФЭМП)» на тему: «Составление арифметических задач на сложение и вычитание» показал, что в данном дошкольном учреждении имеется максимум педагогических условий по обучению детей с ОНР подготовительной к школе группы решению арифметических задач. Воспитатель использует достаточное количество наглядного материала: дидактического, раздаточного, демонстративного ( иллюстрации к задачам, игрушки, предметы быта).

Например:

педагог говорит детям, что он сейчас расскажет им о непослушных  котятах. Он дает условия задачи, одновременно производя соответствующие действия с предметами: «Жила-была кошка (выставляет на стол кошку). У нее было два  котенка(также выставляет на стол и ставит рядом с кошкой два котенка). Сколько было у кошки котят (У кошки было два котенка)? И вот как-то кошка вышла во двор гулять со своими котятами. Один котенок убежал от кошки. Сколько котят убежало (Убежал один котенок)? Один котенок убежал, и у кошки остался всего один котенок. Сколько котят осталось у кошки (Остался один котенок)?».

Педагог продолжает: «Эта сказка в математике называется задача. Как называется такая сказка (задача)? Давайте попробуем составить  задачу наоборот». Далее педагог, производя соответствующие действия с игрушками, рассказывает: «Жила-была кошка. У нее был один котенок. Сколько котят было у кошки? Прибежал еще один котенок. Сколько котят прибежало? Сколько котят стало?».

В случае если кто-либо из детей испытывает трудности в выполнении задания, ему предъявляется помощь. Например, при затруднениях в ответе на вопросы о полученном количестве, педагог просит дошкольника пересчитать предметы и лишь после этого ответить на вопрос. Если данный вид помощи не возымел действия, педагог сам отвечает на вопрос, а затем просит ребенка повторить его фразу.

В итоге выполнения задания  педагог задает вопросы по содержанию задачи уже без опоры дошкольников на восприятие предметов. Дети должны ответить на следующие вопросы, позволяющие закрепить материал занятия: «Сколько было сначала котят у кошки? Что случилось потом? Сколько стало котят?» и т.п.

 Иллюстрации к задачам  по содержанию состоят в основном  из простых сюжетов с домашними  животными и деятельностью детей.  Что недостаточно для развития логического мышления и научения устанавливать связи и отношения между: ребенок - ребенок, ребенок - взрослый, ребенок - окружающая жизнь. Педагог акцентирует внимание детей на более простых видах арифметических задач, так как решение задач другого вида вызывают затруднения у дошкольников с ОНР. Также педагог стремится к тому, чтобы дети старались самостоятельно отвечать на вопросы, учились составлять и решать задачи.

При обучении самостоятельному решению арифметических  задач  детьми  с ОНР педагог говорит дошкольникам, что сегодня они снова будут решать и составлять задачи, но при этом они будут пробовать решать их самостоятельно.  Затем он показывает детям куклу-мальчика, читает и одновременно демонстрирует условия задачи. По ходу демонстрации педагог задает детям вопросы для полного уяснения условий: «У Вани была одна машинка. Сколько было машинок у Вани? Ему на день рождения подарили еще одну машинку (выставляет на стол еще одну машинку). Сколько машинок ему подарили на день рождения? Сколько стало машинок у Вани?».

Если дети не могут  решить задачу, им последовательно  предоставляются следующие виды помощи:

1.        Педагог еще раз повторяет условия задачи.

2.        Педагог просит пересчитать полученную совокупность машинок и после этого снова задает тот же вопрос: «Сколько стало машинок у Вани?».

3.        Педагог сам дает ответ и просит повторить его одного из детей.

На следующем этапе  занятия педагог предоставляет  для решения аналогичные задачи, но уже с другим материалом. При  этом педагог также одновременно читает условия задачи и производит соответствующие действия с игрушками. (например: «У Вани было 2 кубика. Один кубик он подарил другу. Сколько кубиков осталось у Вани?»)

В соей работе при обучении дошкольников с ОНР 3 уровня воспитатель использует разнообразные средства обучения. Так на одном из занятий при обучении дошкольников составлять арифметические задачи педагог использует пособие «Подвижная задача». вначале занятия использует положительный настрой на работу дошкольников, что особенно характерно для детей с недоразвитием речи», тем самым постепенно вводит их в тему занятия:

Педагог говорит, что  недавно видел учителя из школы, и она сказала, что, чтобы учиться  в школе, надо научиться не только решать задачи, но надо уметь придумывать (составлять) эти задачи.

Затем он показывает подвижную  задачу «Курица и два цыпленка»  и демонстрирует способ составления  и решения задачи: «Один цыпленок гулял с курицей во дворе. Сколько  цыплят было во дворе? Из сарая выбежал  еще один цыпленок. Сколько выбежало цыплят? Сколько стало цыплят?». Затем педагог говорит, что можно составить «задачу - наоборот» и решить ее: «Во дворе с курицей гуляло два цыпленка. Сколько цыплят гуляло во дворе? Один цыпленок забежал в сарай. Сколько цыплят забежало в сарай? Сколько цыплят осталось во дворе?».

Если дети затрудняются в решении задачи, педагог предоставляет  следующие виды помощи:

1.        Еще раз повторяет условия задачи с демонстрацией действий с подвижной задачей.

2.        Педагог предлагает детям посчитать полученное в результате совершенных действий количество цыплят.

3.        Педагог сам дает ответ и просит повторить ответ одного из детей.

Далее педагог последовательно  предлагает каждому ребенку подвижную  задачу «Две машины» (см. рис. 2), и дети уже самостоятельно составляют и решают составленную задачу сначала на нахождение суммы (1+1), а потом на нахождение остатка (2-1).

Виды помощи, предъявляемые  на данном этапе занятия, могут быть следующими:

1) Педагог помогает  ребенку передвигать объект на  подвижной задаче и задает ему наводящие вопросы, например: «Сколько машин стояло около дома? Сколько подъехало еще машин? Сколько стало машин теперь?» и т.п..

2) Педагог подсказывает  ребенку некоторые формулировки  задач, а заканчивает составление  задачи и решает ее ребенок сам.

Информация о работе Проблемы обучения дошкольников