Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа
В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94
3) Педагог составляет
задачу за ребенка, а затем
просит повторить ее условия
ребенка и решить ее
4) Педагог полностью составляет и решает задачу сам, а ребенок слушает, а затем воспроизводит действия педагога.
В итоге выполнения всех действий педагог спрашивает детей, о чем была задача, как они ее решали.
Мы предполагаем, что пособия, используемые на занятии должны вызывать интерес к математической деятельности у дошкольников с ОНР 3 уровня. В данном случае воспитатель представил свое виденье процесса обучения дошкольников с ОНР 3 уровня приемам решения арифметических задач. данная методика может быть использована и дефектологами подготовительных и первых классов специальных школьных учреждений в отношении детей, для которых овладение данным действием представляет наибольшую трудность
Большое внимание воспитатель
уделяла развитию и образности речи,
грамотному использованию различных
оборотов речи, использованию художественного
слова, доступность изложения
Добивалась от детей правильного построения фразы и развернутого предложения, осуществляя контроль за правильным выполнением заданий, оказывала помощь детям при возникающих затруднениях. Мы считаем, что данные виды работы, используемые педагогом, действительно позволяют освоить программу по обучению решения арифметических задач дошкольниками с ОНР 3 уровня.
4. Результаты диагностики.
При анализе полученных данных констатирующего эксперимента мы выявили следующее: по диагностической методике № 1 «Беседа о задаче» 30% детей показали высокий уровень знаний о математической категории «задача» , ее структурных компонентах; освоения математических способах действия при решении арифметических задач. (Таня Г., Никита Е., Мария Л.) Знали и объясняли изображение знаков +,-, =. «Равно - это две палочки, которые ставят посередине перед цифрами, если цифры одинаковые «Знак плюс значит, что надо сложить два числа и получить ответ» .«Минус, это когда мы должны отнять из одного числа другое».
К среднему уровню освоения детьми математической категории «задача» и ее структурных компонентов относятся 30 % детей. Дети понимали математический термин, условие и требование задачи, но затруднялись в использовании разных способов решения, не точно объясняли значение знаков +,-,=. (Виктор Ш., Алексей Н., Никита М..)
40% детей относятся к низкому уровню, они затруднялись в объяснении понятия «задача», не выделяли ее структурных компонентов, плохо понимали условие и требование задачи, не понимали способа решения задачи. Математические знаки называли, но не могли объяснить их назначение. Речь детей сбивчивая, бессвязная, с проблемами лексико-грамматического и фонетического строя. Словарный запас органичен, преобладают существительные и глаголы.
Таблица 1.Результаты выполнения диагностического задания №1
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень |
1 |
Глазунова Татьяна |
Высокий уровень |
2 |
Доманова Анна |
Низкий уровень |
3 |
Ефремов Никита |
Высокий уровень |
4 |
Бондаренко Родион |
Низкий уровень |
5 |
Ларичева Мария |
Высокий уровень |
6 |
Михайленко Никита |
Средний уровень |
7 |
Новиков Алексей |
Средний уровень |
8 |
Стеблецов Дмитрий |
Низкий уровень |
9 |
Шаповалов Виктор |
Средний уровень |
10 |
Шевченко Тимур |
Низкий уровень |
Во второй диагностической методике № 2 «Составление задач - иллюстраций», мы выявили, что 40 % детей относятся к высокому уровню. Эти дети самостоятельно составляли задачу по картинке, сумели объяснить математические действия, пользовались математическими знаками (Никита Е., Таня Г., Мария Л., Никита М.). 30 % детей относятся к среднему уровню. Эти дети составили задачу, допустив ошибки при выполнении математических действий: называли условие задачи и сразу говорили ответ, пропустив вопрос задачи при этом, называли математические знаки. ( Тимур Ш., Алексей Н, Виктор Ш.). 30 % детей относятся к низкому уровню. Эти дети составляли и решали задачи по картинке с нашей помощью, допускали ошибки при выполнении математических действий. (Анна Д, Тимур Ш., Дмитрий С., Родион Б.).
Таблица 2.Результаты выполнения диагностического задания №2
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень |
1 |
Глазунова Татьяна |
Высокий уровень |
2 |
Доманова Анна |
Низкий уровень |
3 |
Ефремов Никита |
Высокий уровень |
4 |
Бондаренко Родион |
Низкий уровень |
5 |
Ларичева Мария |
Высокий уровень |
6 |
Михайленко Никита |
Высокий уровень |
7 |
Новиков Алексей |
Средний уровень |
8 |
Стеблецов Дмитрий |
Низкий уровень |
9 |
Шаповалов Виктор |
Средний уровень |
10 |
Шевченко Тимур |
Низкий уровень |
В диагностической методике № 3 - Тест «Составление и решение задач» мы выявили следующие результаты: 0 % детей имеют высокий уровень. Так как на момент проведения обследования дети только начали знакомиться с арифметической задачей и ее структурой, то самостоятельно составить задачу, выделить четко ее структуру, объяснить математические действия и продемонстрировать их с помощью предметов, пользоваться математическими знаками не сумели. 50 % детей (средний уровень) составляли задачу, но затруднялись в назывании частей, структуры задачи, допускали ошибки при выполнении математических действий, называли математические знаки. (Никита Е., Таня Г., Мария Л., Никита М., Виктор Ш.). 50 % детей имеют низкий уровень. Эти дети составляли и решали задачи с нашей помощью, допускали ошибки при выполнении математических действий. (Анна Д, Тимур Ш., Дмитрий С., Родион Б., Тимур Ш., Алексей Н.)
Таблица 3.Результаты выполнения диагностического задания №3
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень |
1 |
Глазунова Татьяна |
Средний уровень |
2 |
Доманова Анна |
Низкий уровень |
3 |
Ефремов Никита |
Средний уровень |
4 |
Бондаренко Родион |
Низкий уровень |
5 |
Ларичева Мария |
Средний уровень |
6 |
Михайленко Никита |
Средний уровень |
7 |
Новиков Алексей |
Низкий уровень |
8 |
Стеблецов Дмитрий |
Низкий уровень |
9 |
Шаповалов Виктор |
Средний уровень |
10 |
Шевченко Тимур |
Низкий уровень |
По результатам диагностической методики № 4 «Решение задач на сравнение «больше на», «меньше на»» были получены следующие данные: 60% детей показали высокий уровень. Они правильно отвечали на все поставленные вопросы, давали объяснение своим ответам, самостоятельно составляли задачу, объясняли математические действия с задачей, свободно пользовались математическими знаками. 10 % детей показали средний уровень: отвечали на вопросы педагога, при этом допускали небольшие ошибки, затруднялись в назывании действий над задачей, называли математические знаки, не совсем понимали значение термина «больше на». И 30 % детей показали низкий уровень развития по решению задач на сравнение «больше на». Отвечали на вопросы затруднительно, только при помощи педагога, не могли самостоятельно называть действия над задачей, не понимали значение термина «больше на».
Таблица 4.Результаты выполнения диагностического задания №4
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень |
1 |
Глазунова Татьяна |
Высокий уровень |
2 |
Доманова Анна |
Низкий уровень |
3 |
Ефремов Никита |
Высокий уровень |
4 |
Бондаренко Родион |
Низкий уровень |
5 |
Ларичева Мария |
Высокий уровень |
6 |
Михайленко Никита |
Высокий уровень |
7 |
Новиков Алексей |
Высокий уровень |
8 |
Стеблецов Дмитрий |
Низкий уровень |
9 |
Шаповалов Виктор |
Высокий уровень |
10 |
Шевченко Тимур |
Средний уровень |
Полученные данные от проведенной методики № 5 «Умение отличать арифметическую задачу от загадки, рассказа» показали, что 50 % детей умеют отличать арифметическую задачу от загадок и рассказа, самостоятельно отвечают на поставленные вопросы, могут самостоятельно формулировать условие и вопросы к задачам – высокий уровень (Виктор Ш., Никита Е., Таня Г., Никита М., Мария Л). 20 % детей затрудняются в ответе на поставленные вопросы, не всегда отличают арифметическую задачу от рассказа и загадок, испытывают трудности в постановке правильных вопросов к задаче – средний уровень ( Алексей Н., Тимур Ш.). 30 % детей не умеют отличать арифметическую задачу от загадки и рассказа, не могут самостоятельно (без подсказок педагога) отвечать на вопросы – низкий уровень (Анна Д, Дмитрий С., Родион Б.).
Таблица 5.Результаты выполнения диагностического задания №5
№ п/п |
Фамилия, имя ребенка |
Уровень |
1 |
Глазунова Татьяна |
Высокий уровень |
2 |
Доманова Анна |
Низкий уровень |
3 |
Ефремов Никита |
Высокий уровень |
4 |
Бондаренко Родион |
Низкий уровень |
5 |
Ларичева Мария |
Высокий уровень |
6 |
Михайленко Никита |
Высокий уровень |
7 |
Новиков Алексей |
Средний уровень |
8 |
Стеблецов Дмитрий |
Низкий уровень |
9 |
Шаповалов Виктор |
Высокий уровень |
10 |
Шевченко Тимур |
Средний уровень |
Таким образом, при анализе учебно – воспитательных планов по обучению дошкольников решению арифметических задач на занятиях по формированию элементарных математических представлений был сделан вывод о том, педагоги данного ДОУ строят работу по ФЭМП у детей с ОНР 3 уровня таким образом, чтобы они учились рассуждать, доказывать, аргументировать свои действия, понимать, что нужно сложить, а что вычесть. Свою работу педагоги строят поэтапно: начиная со знакомства с арифметическими задачами на элементарных примерах, и заканчивая постепенным включением дошкольников с ОНР в обучающую среду. При планировании работы педагоги в первую очередь акцентируют свое внимание на индивидуальных особенностях каждого ребенка, так как дети с нарушением речи имеют определенные трудности при овладении навыков решения арифметических задач. В своей работе воспитатели используют разнообразные виды, формы и средства обучения, которые позволяют более полно раскрыть смысл изучаемой темы.
По результатам анкетирования педагогов ДОУ мы узнали об основных принципах работы педагогов с дошкольникам с ОНР по решению арифметических задач. Воспитатели дали первоначальные представления о работе с детьми с ОНР при обучении их решению задач. Дали данные о тех видах арифметических задач, которые они используют на занятиях по ФЭМП, и, которые в свою очередь являются наиболее распространенными и доступными для восприятия детей. Были раскрыты вопросы по применению методических приемов при решении арифметических задачи наиболее существенными и часто используемыми были выделен приемы показа и объяснения, а также моделирования.