Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ФАКУЛЬТЕТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА ТЕОТИИ И ТЕХНОЛОГИИ ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

Шляхова Татьяна Сергеевна

Опытно-экспериментальное  изучение проблемы обучения решению  арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Курсовая  работа № 2

По специальности: 050717, специальная дошкольная педагогика и психология

заочное отделение

Научный руководитель:

Старший преподаватель:

Ядыкина С.Г.

Орел - 2013

Содержание 

Введение………………………………………………………………………….3

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное  изучение    проблемы  обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………

2.1.Изучение использования  арифметических задач с детьми  старшего дошкольного возраста  с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6

2.2.Педагогические условия  использования арифметических  детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36

Заключение…………………………………………………………………...…57

Литература………………………………………………………………………94

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

         В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.

       К  моменту поступления в школу  дети должны усвоить относительно  широкий круг взаимосвязанных  знаний о множестве и числе,  форме и величине, научиться ориентироваться  в пространстве и во времени.

       В  процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач.

 Задачи являются  одним из средств развития  у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез; обобщать и конкретизировать; раскрывать основное, выделять главное в  тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.

Недостатки звукопроизношения, которые непосредственно влияют на развитие умений у ребенка решать задачи: недостаточно  четкое воспроизведение звукового образа  слов, ограниченный словарный запас, полное или частичное  отсутствие грамматических форм, а также изменение темпа речи, ее плавность – все это влияет на развитие у детей необходимых математических способностей, в частности – решение задач.

Решение задач способствует воспитанию терпения, настойчивости, силы воли, способствует пробуждению интереса к самому процессу поиска решения, дает возможность испытать глубокое удовлетворение, связанное с удачным решением.

Большой вклад в проблему исследования внесли:  Баряева, Л.Б.  раскрыла вопросы формирования элементарных математических представлений у дошкольников с ОНР, Тиликеева К.М. изучила особенности решения арифметических задач дошкольниками с ОНР,  Гаркуша Ю.Ф. разработала систему коррекционных занятий  для воспитателя в детскому саду для детей с нарушениями речи, Филичева Т.Б., Столяр, А.А. и другие.

Что касается предматематической подготовки детей,  в частности формирования у детей старшего дошкольного возраста с ОНР вычислительных умений и навыков, то обучение  должно осуществляться с использованием  различных дидактических средств, и поэтому проблемой  является  обучение решению арифметических задач детьми старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.

Проблема  состоит из целей исследования: изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Объект исследования -  обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня.

Предмет исследования –  педагогические условия обучению решению  арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на занятиях по элементарной математике.

Гипотеза: обучение решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня будет проходить успешнее при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Приобщение старших дошкольников с ОНР 3 уровня к выполнению самостоятельных действий при работе над арифметической задачей.

2. Применение системы наглядно-практических способов обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

2. Создании «ситуаций успеха», которые необходимы для эффективного обучения дошкольников с ОНР решению арифметических задач .

Задачи:

1) определить  уровни развития сформированности умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР 3  уровня;

2) составить комплекс  мероприятий по обучению решению  арифметических задач детей старшего  дошкольного возраста с ОНР  3 уровня.

Решение  поставленных задач осуществлялась  с использованием  комплекса Методов исследования:

Анализ учебно – воспитательных планов, анкетирование педагогов, наблюдение, диагностика: беседа, тест, составление рассказа.

 

 

 

ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное  изучение    проблемы  обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня

2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ

Эксперимент проводился в МБДОУ № 3  комбинированного вида г. Орла с детьми старшего дошкольного  возраста с ОНР (3 уровень) в количестве 10 человек с 26 ноября по 8 января 2013 года.

Цель констатирующего  эксперимента: изучить проблему обучения решения арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня на занятиях по формированию элементарных математических представлений в ДОУ.

Методы:

1.Анализ учебно - воспитательных  планов по обучению дошкольников  решению арифметических задач  на занятиях по формированию  элементарных математических представлений.

Цель: изучить и проанализировать планы учебно –воспитательной работы в саду за, 2011 – 2012 год, определить основные задачи по теме исследования.

2.Анкетирование педагогов. 

Цель:  Проанализировать эффективность работы педагогов с детьми, выявить наиболее существенные и приемлемые виды работы на занятиях по математике при решении арифметических задач детьми с ОНР 3 уровня.

Вопросы:

1. Какие виды арифметических  задач наиболее приемлемы в  образовательном процессе дошкольников  с ОНР 3 уровня.

2. Какие методы и  приемы вы используете при  обучении детей с нарушением  речи решению арифметических  задач?

3. Назовите наиболее  типичные ошибки, возникающие у  детей, при решении арифметических  задач.

4.Какие условия необходимо  соблюдать для эффективного обучения  дошкольников с ОНР решать  арифметические задачи.

5. Какие трудности  возникают при обучении дошкольников с ОНР решению арифметических задач?

3. Наблюдение занятия с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня по формированию элементарных математических представлений.

Цель: проследить за деятельностью педагога на занятии по ФЭМП с детьми с ОНР 3уровня; выделить основные формы работы над арифметическими задачами, используемые при обучении дошкольников с недоразвитием речи; проследить за работой по решению арифметических задач как  группы в целом, так и отдельных учащихся,  провести анализ работы над арифметическими задачами педагога с детьми

4.Диагностика умения  решения арифметических задач  детьми старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 .

Цель: выявить уровень  развития вычислительной деятельности дошкольников, посредством решения  арифметических задач.

Диагностическая методика №1.

Беседа о  задаче.

Цель: выявить представления ребенка об арифметической задаче, о способах решения простых арифметических задач (драматизации).

Процедура: беседа по вопросам:

1.Что такое «арифметическая  задача»?

2.Из каких частей она состоит?

3. Чем она отличается  от загадки (рассказа)?

4.Как можно решить  арифметическую задачу?

5.Любишь ли ты решать  задачи?

Оценка: понимает математическую категорию «арифметическая задача» и устанавливает связь между ее компонентами, знает и объясняет изображение знака +,-,=. Владеет разными способами решения арифметических задач - высокий уровень;

 Понимает математический  термин, затрудняется в установлении  связи между компонентами, знает  и выделяет знаки решения задачи, но затрудняется объяснить смысл действия, владеет двумя основными способами решения арифметической задачи (присчитывание, отсчитывание)- средний уровень;

 Затрудняется в  объяснении понятия, показывает  знаки, владеет одним способом  решения арифметической задачи (присчитывание) - низкий уровень.

Диагностическая методика №2.

«Составление  арифметических задач - иллюстраций»

Цель: определить умение ребенка составлять арифметические задачи, используя картинки, понимать математическую зависимость между предметами.

Процедура:

Ребенку демонстрируется наглядный материал: два блюдца, синее и красное, и 6 конфет. Задается вопрос: « Посмотри внимательно на эти предметы, подумай и скажи какую задачу можно придумать?»

 Оценка: самостоятельно составляет задачу, умеет объяснить математические действия - высокий уровень;

 Составляет задачу, допускает ошибки при назывании  действий над арифметической  задачей - средний уровень;

 Составляет задачи  с помощью педагога, допускает  большое количество ошибок при  объяснении задачи - низкий уровень.

Диагностическая методика №3.

Тест «Составление и решение арифметических задач».

Цель: определить представление ребенка о структуре арифметической задачи, умение ее составлять и решать, понимать математическую зависимость, пользоваться математическими знаками.

Процедура: предлагается устно составить задачу на сложение, потом на вычитание с числами 7 и 2 и продемонстрировать ее на мелких предметах. Беседа по структуре задачи.

. Что ты составил?

. Почему ты решил,  что это задача?

. Что тебе известно  в задаче?

. Как эта часть называется?

. Что не известно  в задаче?

. Как эта часть называется?

. Какой способ решения  задачи?

После устного решения  ребенку предлагается продемонстрировать его на мелких предметах; заменить слова, обозначающие действия, математическими  знаками (цифры, +, -, =).

Оценка: самостоятельно составляет задачу, выделяет четко ее структуру, умеет объяснить математические действия и продемонстрировать их с помощью предметов, пользуется математическими знаками - высокий уровень;

Составляет задачу, затрудняется в назывании частей, структуры задачи, допускает ошибки при выполнении математических действий, называет математические знаки - средний уровень;

Составляет задачи с  помощью педагога, затрудняется в  определении структуры задачи, допускает  ошибки при выполнении математических действий - низкий уровень.

Общие показатели освоения детьми старшего дошкольного возраста с ОНР (3 уровень) арифметических действий при решении задач:

Высокий уровень. Умеют классифицировать предметы по нескольким признакам, сравнивать численности множества несколькими способами, знают способы упорядочивания множества, устанавливает математические связи, точно употребляет математические термины, знает и использует счетные приборы; устанавливает числовое равенство и неравенство, владеет способами составления числа, владеет способами установления соотношений между целым и частью, владеет количественным, порядковым счетом и различными способами счета, выполняет математические действия, понимает математические знаки.

Средний уровень. Классифицирует предметы по одному признаку, сравнивает численности множества одним способом, знает отдельные способы упорядочивания множеств, устанавливает неточно математические связи, употребляет математические термины, знает и пользуется отдельными счетными приборами; имеет затруднения в установлении числового равенства и неравенства, владеет некоторыми способами составления числа, затрудняется в установлении соотношения между целым и частью, владеет одним из способов счета, допускает ошибки при выполнении математических действий, называет математические знаки.

Информация о работе Проблемы обучения дошкольников