Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Воспитатель: Я буду называть день недели, а вы отвечать какой он по счёту (четверг, пятница, воскресенье). 
Воспитатель: Сколько времён года вы знаете? (Ответы детей). 
Воспитатель: Поиграем в игру «Найди свое время года? Подойдите к столу и возьмите карточки с названием месяца.

Звучит тихая, спокойная музыка. Дети берут по одной карточке и, прочитав название месяца, находят иллюстрацию времени года.

Воспитатель: Какое время года изображено на вашей картине? 
(Ответы детей). 
Воспитатель: Назовите: осенние, зимние, весенние, летние месяцы. 
Воспитатель: Какое время года сейчас? Какой сейчас месяц?

Физкультминутка

Отшумели все метели 
И морозы не трещат. 
С крыш закапали капели 
И сосульки в ряд висят. 
Веселее и теплее стали мартовские дни, 
В нашем садике в аллеях 
Уж проталины видны. 
Звонко тинькает синица возле нашего окна, 
В двери к нам уже стучится 
Настоящая Весна!

Воспитатель: Молодцы. Мы быстро продвигаемся вперед. Мы уже у острова. Надо сбросить якорь.

Воспитатель: Ребята, давайте отгадаем загадки:

У бабушки Даши внучка Маша 
Кот Пушок, собака Дружок. 
Сколько у бабушки внуков? (1)

На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько  ворон? (2)

Воспитатель: Молодцы. Следующее задание Феи: надо побывать на лесной поляне, где зайчата собрались поиграть в мяч.  
– Сколько зайчат играют?  
– Сколько еще идут к ним? 
(Ответы детей).  
Воспитатель: Составьте задачу про зайчат. 
Дети составляют задачу: на поляне 5 зайчат играют в мяч, к ним пришли еще 2 зайчонка. 
Сколько зайчат на поляне? 
Воспитатель: Выделите условие задачи. Повторите вопрос к задаче. Как будем решать задачу? 
(Ответы детей). 
Воспитатель: Выложите решение с помощью цифр и знаков. 
(Работа детей за столами). 
Воспитатель: Прочитайте запись. 
Воспитатель: Какой ответ у задачи? 
(Ответы детей). 
Воспитатель: На какое действие задача? 
(Ответы детей: задача на сложение). 
Воспитатель: Молодцы Вы научились составлять и решать задачи! 
Воспитатель: Молодцы! Мы справились со всеми заданиями и нашли сокровище. Фея благодарит вас за хорошую игру. 
Воспитатель: А нам пора в детский сад. Закройте глаза. Обратный счет. 
– Вот и закончилось наше путешествие. 
– Кто считает, что он занимался хорошо? 
– Вы мне тоже очень понравились, были настойчивыми, внимательными, сообразительными и поэтому вам удалось отыскать сокровище.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В ходе написания курсовой работы были решены все поставленные задачи:

Мы смогли определить с помощью диагностических методик  уровни развития сформированности умения решать арифметические задачи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР 3  уровня;

Нами был составлен  и разработан комплекс мероприятий  по обучению решению арифметических задач детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня.

В ходе своей работы я  узнала, что обучение решению арифметических задач  является одной из наиболее важных задач в развитии детей с ОНР.

Правильное  обучение  решению  арифметических задач   дает очень много для  развития   логического  мышления  ребенка.   При  решении  задач  ребенок  должен научиться  рассуждать,  доказывать,  аргументировать   свои   действия, должен понять, какие числовые данные с какими должны вступать во взаимодействие, что нужно сложить, а что нужно вычесть. Именно эта, часто скрытая в задаче сторона, должна стать явной для ребенка. В процессе решения задачи дети должны использовать то арифметическое действие, которое нужно произвести, чтобы найти решение. Важно, чтобы дети умели формулировать эти действия и объяснять логику решения задачи.

Таким образом,  проведенное нами исследование дает предположение о том, что обучение детей с ОНР  решению арифметических задач приводит к формированию у них необходимых  навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.Беженова М.А. Веселая  математика. - М., «Сталкер». 2000 - 320 с.

2.Белобрыкина О.А. Речь  и общение, Ярославль: «Академия  развития», «Академия и Ко», 1998

3  Баряева, Л.Б. Формирование  элементарных математических представлений  у дошкольников (с проблемами  в развитии)/Л.Б. Баряева. СПб.: «СОЮЗ», 2002

4.Белошистая А. Знакомство с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание, 2003, № 6, с.13

5.Белошистая А. Знакомство  с арифметическими действиями // Дошкольное воспитание, 2003, № 10, с.31

6.Белошистая А.В. Формирование  и развитие математических способностей дошкольников - М., «Владос». 2003 - 400 с.

6.Волина В. Праздник  числа - М., «Знание». 1992 - 336 с.

7.Гаркуша Ю.Ф. Система  коррекционных занятий воспитателя  в детскому саду для детей  с нарушениями речи, М., 1992.

8. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях/ Ю.Ф Гаркуша.  М.: "Секачев В.", 2002.

9.Грин Р., Лаксон В.  Введение в мир числа - М., «Педагогика». 1982 - 192 с. 

10.Данилова В.В., Рихтерман  Т.Д. Обучение математике в  детском саду - М., «Академия». 1998 - 160 с. 

11.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций, СПб.: Детство - Пресс, 2001

12. 14.Ерофеева Т.И., Павлова  Л.Н. Математика для дошкольников - М., «Просвещение». 1992 - 191 с.

13.Жукова Е.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников, М.: Просвещение, 1990

14.Жукова П.С. Преодоление  недоразвития речи у детей,  М., 1994 Коноваленко В.В., Коноваленко  С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, М.: Гном и Д, 2001

15.Зайцев В.В. Математика  для детей дошкольного возраста - М., «Владос». 1999 - 61 с.

16.Клюева М. Некоторые  особенности решения арифметических  задач детьми старшего дошкольного возраста // Дошкольное воспитание, 1971, №4, с. 30- 35.

17.Левинова Л. Обучение  решению задач в детском саду // Дошкольное воспитание, 1972, № 11, с. 16 - 25.

18.Леушина А.М. Занятия  по счету в детском саду - М., «Просвещение». 1965 - 192 с.

19.Математика от трех  до семи / З.А. Михайлова, Э. Н.  Иоффе - СПб., «Акцидент». 1997 - 176 с.

20.Математическое развитие  дошкольников / З.А. Михайлова, М.Н.  Полякова, Р.Л. Непомнящая. - СПб., «Акцидент». 1998 - 93 с. 

21.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников - М., «Просвещение». 1990 - 94 с.

22.Михайлова Ф.А., Бакст  Н.Г. Занятия по счету в детском  саду - М., «Учпедгиз». 1988 - 173 с. 

23.Нищева Н.В. Система  коррекционной работы в логопедической  группе для детей с общим недоразвитием речи, СПб.: Детство - Пресс, 2001

24.Носова Е.А., Непомнящая  Р.Л. Логика и математика для  дошкольников - СПб «Акцидент». 1997 - 79 с.

25.Программа воспитания  и обучения в детском саду (под  ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой).-3-е изд.-М., 2005.

26. Смоленцева А.А. Сюжетно  - дидактические игры с математическим  содержанием - М., «Просвещение». 1987 - 97 с. 

27.Смоленцева А.А., Пустовойт  О.В. Математика до школы. Н.  Новгород - М., 1996 - 135 с. 

28.Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой - М., «Академия». 1999 - 76 с.

29.Тарунтаева Т.В. Развитие  элементарных математических представлений  у дошкольников - М., «Просвещение». 1980 - 64 с.

30. Тиликеев, К.М. Особенности  решения арифметических задач младшими школьниками с ОНР/ К.М. Тиликеев. М.: Просвещение, 1988.

31.Фидлер М. Математика  уже в детском саду / Пер. с  польского О.А. Павлович. М., «Просвещение». 1981 - 159 с.

32.Филичева Т.Б., Чиркина  Г.В. Подготовка к школе детей  с ОНР в условиях специального детского сада, М., 1994

33.Фонин Д. Использование моделирования  при решении текстовых задач  // Дошкольное воспитание, 1996, № 10, с. 40.

34.Формирование элементарных математических  представлений у дошкольников / Под  ред. А.А. Столяра. М., «Просвещение». 1988 - 303 с.

35.Чекмарев Я.Ф. Обучение арифметике  детей шестилетнего возраста: Академия  педагогических наук - М., 1963 - 152 с.

36.Шалаева Г.П. Решаем задачи. М., «Эксмо». 2003 - 63 с.

37.Щербакова Е.И. Методика обучения  математике в детском саду. М., «Академия». 2000 - 220 с.

38.Язвинская С.Д. Математическое  развитие детей дошкольного возраста - Ставрополь «Юг - ЭксПресс», 2001 - 117с.

 

 

 

 


Информация о работе Проблемы обучения дошкольников