Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

- Посчитайте по порядку  слева направо.

- Каким по счету  стоит мышонок? (лисенок, заяц)

- А теперь я проверю  ваше внимание.

Игра «день–ночь»

(дети закрывают глаза,  на доске появляется  фигуры, которые  стоят в другом порядке) 

- Что изменилось? Что  изменилось? Кто мне может помочь.

- Молодцы!

Введение  в тему

На доске из фишек  числовой ряд  

-Что вы видите на доске? 

- правильно ли расположены  эти цифры? Кто поможет мне  поставить их на места. 

-Расставьте их по  порядку (ребенок выходит и  передвигает, оказывается двух  чисел не хватает)

- Каких чисел не  хватает? (чисел 3 и 5)

- Где они должны стоять? (дети называют соседей чисел)  

Давайте посчитаем до 6.

- Молодцы! Теперь следующее  задание.

- Послушайте, сколько  раз я хлопну в ладоши.

А теперь давайте найдем картинку с таким числом предметов.

физкультминутка

А теперь мы отдохнем.

Физминутку проведем.

1– 2 – 3 – 4 –  5 – все умеем мы считать

1-подняться, потянуться

2-согнуться, разогнуться

3-в ладоши три хлопка, головою три кивка

на 4 – руки шире

5- руками помахать

6-за парту тихо сесть.

Закрепление состава числа.

- А сейчас будьте  внимательными,  решите “Веселые задачки в стихах”

Три яблока у Саши,

Две груши у Серёжи.

Сколько фруктов мы получим,

Если вместе сложим?

Найдите мне цифру 5 и  поместите ее к картинке.

Три  краски есть у  Сани,

Одна у маленького брата.

Все краски посчитайте сами,

Ну, постарайтесь-ка, ребята.

Найдите мне цифру 4 и  поместите ее к картинке.

Возле грядки две лопатки.

Возле кадки лишь одна

Все лопатки сосчитай –

Сколько будет? Ровно 

Найдите мне цифру 3 и  поместите ее к картинке.

Работа  с геометрическим материалом

-Рассмотрите фигуры  на столе. 

- Сколько их всего? (пять)

- На какие части  их можно разбить? (по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)

- Разбейте фигуры на  группы по размеру (ребенок  на столе сдвигает фигуры)

- Разбейте фигуры на  группы по цвету ( ребенок передвигает  фигуры)

- Разбейте фигуры на группы  по форме (передвигают фигуры)

Составление задач по шаблонам.

3. Итог занятия:

- скажите, что мы  сегодня делали на занятии?

- с какими геометрическими  фигурами работали.

- какие животные приходили  к нам в гости?

-что вам понравилось  больше всего?

- Молодцы, ребята. Вы  сегодня очень хорошо постарались.

 Можете отдыхать.

Занятие № 3.

Тема: «Математическое путешествие  по сказке «Гуси-лебеди»»

Программное содержание:

  • Продолжать учить детей решать арифметические задачи, логические задачи на нахождение недостающих фигур путем сочетания практических и мыслительных проб, воссоздавать фигуру по схеме, делать предположения и анализировать возможные пути решения;
  • Совершенствовать умение проводить звуковой анализ слов;
  • Закрепить счет в пределах 10 (прямой, порядковый);
  • Закрепить знания о составе числа 9 из двух меньших чисел;
  • Развивать логическое мышление и комбимоторные способности;
  • Воспитывать стойкий интерес к математике, умение работать в парах, умение сопереживать героям сказки.

Раздаточный материал: счетные палочки, цветные фишки, лабиринт на каждого ребенка, простой карандаш, схема, палочки Кюизинера, ножницы.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», игра «Воротца», рассматривание иллюстраций к сказке.

Ход занятия:

1. Вводная часть.

А) создание положительной атмосферы.

2. Основная  часть.

А) беседа.

Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие  вы знаете сказки? (Дети перечисляют).

А могли бы узнать сказку по иллюстрации? (показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Кто помнит, как называется эта сказка? Дети называют).

Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок  маленький.

Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим  тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась». И я вам предлагаю поиграть в состав числа 9 из меньших единиц. Дети по очереди у доски выполняют задание.

Педагог: Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой А что же было дальше?

Дети: Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его  на крыльях.

Педагог: А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте загадку  и узнайте:

  1. Решение задач – загадок

Два гуся летят над нами,

Два других за облаками,

Три спустились на ручей,

Сколько было всех гусей?

(Педагог выкладывает  на доске гусей, дети сверяют  ответ).

Педагог: Бросилась девочка  догонять гусей. И увидела на своем  пути?. ..

(Ответы детей: «Печку!»).

Педагог: - Печка печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?

- Съешь моего ржаного  пирожка, потом скажу. И не  просто съешь, а поделись с  мамой, папой и братиком.

На сколько частей нужно разделить пирожок?

(Дети складывают, затем  разрезают).

Педагог: Сколько получилось частей? (4!)

Выполнила девочка задание  и сказала ей печка, куда гуси улетели.

Бежит девочка, видит, стоит  яблонька и решила спросить она у  яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ: - Я скажу, если ты решишь мою задачу:

С яблоньки упало 3 яблока,

А на яблоне осталось висеть 7 яблок.

Сколько яблок было на яблоне?

(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+7=10.)

Педагог: А дальше встретилась  девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как  через нее перебраться. Давайте ей поможем!

(Дети высказывают  свои предположения – построить  мост через реку.)

Педагог: Правильно, речку  можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю провести звуковой анализ слова «МОСТ».

Дети самостоятельно выполняют задание на местах. Затем педагог приглашает одного ребенка для выполнения у доски. Проверяют правильность выполнения.

Педагог: Молодцы, ребята все справились с заданием.

Педагог: Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.

Физминутка:

Все ребята дружно встали,

И на месте зашагали

На носочках потянулись,

И назад прогнулись

Как пружинки все присели,

И на место разом сели.

Педагог: А за речкой и  лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди  братца.

В лесу из-за кустов звери  выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Догадайся, говорят, девочке, за каким кустом какой зверь спрятался, тогда и пропустим. (логическая задача, найти недостающую фигуру).

Педагог: Показали звери  дорогу в лесу. Что же увидела  девочка?

Дети: Избушку!

Педагог: А в избушке  сидит бабаяга сердитая.

Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые  мы сделаем из цветных палочек  Кюизинера.

(Дети выкладывают  на столах цветы, согласно схеме).

Педагог: Ребята, вы такие  красивые цветы собрали, даже бабаяга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца. А чтобы они быстрее могли добраться домой, им поможет лабиринт.

(Дети самостоятельно  выполняют задание).

Молодцы, все справились.

  1. Итог занятия: Ребята, какое задание было самым интересным?

Какое задание вам показалось самым сложным?

А какое было самым  легким?

 А как вы думаете,  почему вы справились со всеми  заданиями? 

Потому что вы очень  дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.

 

 

Занятие № 4.

Конспект занятия по математике в подготовительной группе (ОНР)

 

Обучающие задачи:

  • Продолжать учить составлять арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр. Учить выделять в задаче условия, вопрос, ответ.
  • Продолжать учить детей анализу и синтезу, конструктивному мышлению: строить из простейших геометрических фигур новые, более сложные по заданному контуру.
  • Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке, в умении различать количественный и порядковый счёт в пределах 10.
  • Закрепить знания о составе чисел в пределах 10 из двух меньших чисел.
  • Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года, месяцев года.
  • Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, шире – уже, длиннее – короче, толще – тоньше, старше – младше.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению
  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.

Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.

Демонстрационный материал:«телеграмма», телефон, цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.

Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.

.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей.

Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму от Феи из страны «Математика»: «Дорогие дети, я приглашаю вас в путешествие по морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ старого замка. В пути вас ждут интересные задания. Вы должны будете показать свои знания, умения, сообразительность.  
Желаю удачи. Фея!» 
Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула, то стул? 
Дети: Ниже стола. 
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка? 
Дети: Уже дороги. 
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш? 
Дети: Короче линейки. 
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка? 
Дети: Тоньше верёвки. 
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат? 
Дети: Младше сестры. 
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы отправимся в плавание? 
Дети: Надо построить корабль! 
Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из конвертов. 
– Сколько у вас всего геометрических фигур?  
– Сколько у вас треугольников? (4) 
– Сколько у вас четырёхугольников? (3)  
Воспитатель: Приступайте к строительству.

Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль. После того, как дети выполнили задание, педагог хвалит их за трудолюбие.

Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы, вы оказались умелыми строителями. 
Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт управления. Начинаем отсчёт.

Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке.

Воспитатель: И вот мы уже в море.

– Ой, а на море опустился  туман времени. Чтобы выйти из тумана, надо ответить на вопросы:  
– Сколько дней матросы сидели на мели? (7) 
– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.) 
– Какой день недели сегодня?  
– Какой день недели был вчера?  
– Какой день недели будет завтра?  
– Какой день недели между понедельником и средой?  
– Какой день недели до вторника?  
– Какой день недели после среды?

Информация о работе Проблемы обучения дошкольников