Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа
В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94
- Посчитайте по порядку слева направо.
- Каким по счету стоит мышонок? (лисенок, заяц)
- А теперь я проверю ваше внимание.
Игра «день–ночь»
(дети закрывают глаза, на доске появляется фигуры, которые стоят в другом порядке)
- Что изменилось? Что изменилось? Кто мне может помочь.
- Молодцы!
Введение в тему
На доске из фишек числовой ряд
-Что вы видите на доске?
- правильно ли расположены эти цифры? Кто поможет мне поставить их на места.
-Расставьте их по порядку (ребенок выходит и передвигает, оказывается двух чисел не хватает)
- Каких чисел не хватает? (чисел 3 и 5)
- Где они должны стоять? (дети называют соседей чисел)
Давайте посчитаем до 6.
- Молодцы! Теперь следующее задание.
- Послушайте, сколько раз я хлопну в ладоши.
А теперь давайте найдем картинку с таким числом предметов.
физкультминутка
А теперь мы отдохнем.
Физминутку проведем.
1– 2 – 3 – 4 – 5 – все умеем мы считать
1-подняться, потянуться
2-согнуться, разогнуться
3-в ладоши три хлопка, головою три кивка
на 4 – руки шире
5- руками помахать
6-за парту тихо сесть.
Закрепление состава числа.
- А сейчас будьте внимательными, решите “Веселые задачки в стихах”
Три яблока у Саши,
Две груши у Серёжи.
Сколько фруктов мы получим,
Если вместе сложим?
Найдите мне цифру 5 и поместите ее к картинке.
Три краски есть у Сани,
Одна у маленького брата.
Все краски посчитайте сами,
Ну, постарайтесь-ка, ребята.
Найдите мне цифру 4 и поместите ее к картинке.
Возле грядки две лопатки.
Возле кадки лишь одна
Все лопатки сосчитай –
Сколько будет? Ровно
Найдите мне цифру 3 и поместите ее к картинке.
Работа с геометрическим материалом
-Рассмотрите фигуры на столе.
- Сколько их всего? (пять)
- На какие части их можно разбить? (по цвету - две красные фигуры и три желтые, по форме – три круга и два треугольника, по размеру – одна большая фигура и четыре маленькие)
- Разбейте фигуры на группы по размеру (ребенок на столе сдвигает фигуры)
- Разбейте фигуры на группы по цвету ( ребенок передвигает фигуры)
- Разбейте фигуры на группы по форме (передвигают фигуры)
Составление задач по шаблонам.
3. Итог занятия:
- скажите, что мы сегодня делали на занятии?
- с какими геометрическими фигурами работали.
- какие животные приходили к нам в гости?
-что вам понравилось больше всего?
- Молодцы, ребята. Вы
сегодня очень хорошо
Можете отдыхать.
Занятие № 3.
Программное содержание:
Раздаточный материал: счетные палочки, цветные фишки, лабиринт на каждого ребенка, простой карандаш, схема, палочки Кюизинера, ножницы.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси-лебеди», игра «Воротца», рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход занятия:
1. Вводная часть.
А) создание положительной атмосферы.
2. Основная часть.
А) беседа.
Ребята, вы, наверное, знаете очень много сказок. Назовите, какие вы знаете сказки? (Дети перечисляют).
А могли бы узнать сказку по иллюстрации? (показывает иллюстрацию из сказки «Гуси-лебеди». Кто помнит, как называется эта сказка? Дети называют).
Жили – были отец да мать. Была у них дочка да сынок маленький.
Доченька, - говорит мать, - мы пойдем на работу, а ты береги братца. Не ходи со двора, будь умницей. Мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей наказывали, посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу. Заигралась, загулялась». И я вам предлагаю поиграть в состав числа 9 из меньших единиц. Дети по очереди у доски выполняют задание.
Педагог: Когда девочка наигралась, вспомнила про братца. Побежала домой А что же было дальше?
Дети: Налетели Гуси-лебеди, подхватили мальчика и унесли его на крыльях.
Педагог: А хотите узнать сколько было гусей? Послушайте загадку и узнайте:
Два гуся летят над нами,
Два других за облаками,
Три спустились на ручей,
Сколько было всех гусей?
(Педагог выкладывает на доске гусей, дети сверяют ответ).
Педагог: Бросилась девочка догонять гусей. И увидела на своем пути?. ..
(Ответы детей: «Печку!»).
Педагог: - Печка печка, скажи, куда Гуси-лебеди полетели?
- Съешь моего ржаного пирожка, потом скажу. И не просто съешь, а поделись с мамой, папой и братиком.
На сколько частей нужно разделить пирожок?
(Дети складывают, затем разрезают).
Педагог: Сколько получилось частей? (4!)
Выполнила девочка задание и сказала ей печка, куда гуси улетели.
Бежит девочка, видит, стоит яблонька и решила спросить она у яблоньки, куда Гуси-лебеди унесли ее братца. А яблонька ей в ответ: - Я скажу, если ты решишь мою задачу:
С яблоньки упало 3 яблока,
А на яблоне осталось висеть 7 яблок.
Сколько яблок было на яблоне?
(Дети повторяют условие задачи, вопрос, выкладывают решение: 3+7=10.)
Педагог: А дальше встретилась девочке на пути речка с кисельными берегами. Но девочка не знает, как через нее перебраться. Давайте ей поможем!
(Дети высказывают
свои предположения –
Педагог: Правильно, речку можно перейти с помощью моста. Я вам предлагаю провести звуковой анализ слова «МОСТ».
Дети самостоятельно выполняют задание на местах. Затем педагог приглашает одного ребенка для выполнения у доски. Проверяют правильность выполнения.
Педагог: Молодцы, ребята все справились с заданием.
Педагог: Бежала, бежала девочка в поисках братца, устала и решила она немного отдохнуть.
Физминутка:
Все ребята дружно встали,
И на месте зашагали
На носочках потянулись,
И назад прогнулись
Как пружинки все присели,
И на место разом сели.
Педагог: А за речкой и лес. Там, наверное, и спрятали гуси–лебеди братца.
В лесу из-за кустов звери выглядывают, глазами поблескивают, зубами пощелкивают. Догадайся, говорят, девочке, за каким кустом какой зверь спрятался, тогда и пропустим. (логическая задача, найти недостающую фигуру).
Педагог: Показали звери дорогу в лесу. Что же увидела девочка?
Дети: Избушку!
Педагог: А в избушке сидит бабаяга сердитая.
Ребята, а давайте ей подарим волшебные цветы, которые мы сделаем из цветных палочек Кюизинера.
(Дети выкладывают
на столах цветы, согласно
Педагог: Ребята, вы такие красивые цветы собрали, даже бабаяга развеселилась, подобрела и согласилась вернуть девочке братца. А чтобы они быстрее могли добраться домой, им поможет лабиринт.
(Дети самостоятельно выполняют задание).
Молодцы, все справились.
Какое задание вам показалось самым сложным?
А какое было самым легким?
А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Потому что вы очень дружные, умеете считать, решать задачи, отгадывать загадки, знаете геометрические фигуры и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие в занятии.
Занятие № 4.
Обучающие задачи:
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач, наблюдение за календарём, индивидуальные занятия.
Оборудование: магнитная доска, цифры, знаки.
Демонстрационный материал:«телеграмма», телефон, цветок, иллюстрация к задаче, ребус, иллюстрация двери, настольная игра.
Раздаточный материал: карточки с заданиями, конверт с геометрическими фигурами, ручки, карточки с числовыми домиками.
.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Заходим в групповую комнату. Приветствуем приглашенных гостей.
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму
от Феи из страны «Математика»: «Дорогие
дети, я приглашаю вас в путешествие по
морю, к острову Чудес, на поиски сокровищ
старого замка. В пути вас ждут интересные
задания. Вы должны будете показать свои
знания, умения, сообразительность.
Желаю удачи. Фея!»
Воспитатель: Проведём разминку. Если стол выше стула,
то стул?
Дети: Ниже стола.
Воспитатель: Если дорога шире тропинки, то тропинка?
Дети: Уже дороги.
Воспитатель: Если линейка длиннее карандаша, то карандаш?
Дети: Короче линейки.
Воспитатель: Если верёвка толще нитки, то нитка?
Дети: Тоньше верёвки.
Воспитатель: Если сестра старше брата, то брат?
Дети: Младше сестры.
Воспитатель: Молодцы! Команда готова. А на чём же мы
отправимся в плавание?
Дети: Надо построить корабль!
Воспитатель: Достаньте геометрические фигуры из
конвертов.
– Сколько у вас всего геометрических
фигур?
– Сколько у вас треугольников? (4)
– Сколько у вас четырёхугольников? (3)
Воспитатель: Приступайте к строительству.
Дети работают за столами. По заданному контуру конструируют из геометрических фигур корабль. После того, как дети выполнили задание, педагог хвалит их за трудолюбие.
Воспитатель: Вот и готов волшебный корабль. Молодцы,
вы оказались умелыми строителями.
Воспитатель: Итак, отправляемся. Приготовьте пульт
управления. Начинаем отсчёт.
Дети находят, показывают и называют цифры на карточке – таблице от 1 до 10 и обратно. Цифры на карточке расположены в произвольном порядке.
Воспитатель: И вот мы уже в море.
– Ой, а на море опустился
туман времени. Чтобы выйти из
тумана, надо ответить на вопросы:
– Сколько дней матросы сидели на мели? (7)
– Почему вы так думаете? (В неделе 7 дней.)
– Какой день недели сегодня?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
– Какой день недели между понедельником
и средой?
– Какой день недели до вторника?
– Какой день недели после среды?