Проблемы обучения дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 00:03, курсовая работа

Описание

В настоящее время трудно переоценить значение общего физического развития ребенка дошкольного возраста. В отличие от нормально развивающихся детей, дети с определенными недостатками в развитии, испытывают значительные трудности не только в повседневной жизни, но и в обучении элементарным навыкам.
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 2. Опытно – экспериментальное изучение проблемы обучения решению арифметических задач детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………………………………………
2.1.Изучение использования арифметических задач с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в ДОУ……………………………..…...6
2.2.Педагогические условия использования арифметических детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня………………………………………...36
Заключение…………………………………………………………………...…57
Литература………………………………………………………………………94

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа № 2 шляхова исправлена.doc

— 300.00 Кб (Скачать документ)

Отдельно были  названы  наиболее типичные ошибки, которые  встречаются у детей с ОНР  при решении арифметических задач; указаны трудности, которые испытывают воспитатели при обучении дошкольников решению задач.

Педагогами раскрыт  вопрос об условиях, необходимых для  эффективного обучения дошкольников с  ОНР решать арифметические задачи - побуждение детей к комментированию  своих действий по решению задач на всех этапах.. Исходя из этого можно сделать вывод о том, полученные данные позволяют  направлять детей  на развитие общего представления о множествах, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание; составлять и решать задачи в одно действие (на сложение и вычитание).

Нам удалось проследить за деятельностью педагога на занятии  по ФЭМП с детьми подготовительной группы с ОНР; выделить основные формы  работы над арифметическими задачами, которые использует педагог при организации образовательного процесса в группе. Была проанализирована деятельность детей при решении арифметических задач, их умением анализировать задачи, выделять главные и существенные признаки  в задаче, умением правильно ставить вопрос к задаче и находить на него ответы. проследить за работой по решению арифметических задач как  группы в целом, так и отдельных учащихся. В ходе наблюдения было выявлено, то, что педагог активно участвует в процессе обучения дошкольников с ОНР решению арифметических задач, при этом использует разнообразные методы и приемы, способствующие лучшему усвоению детьми изучаемого материала, дает стимул и побуждает каждого ребенка к действию, что, с одной стороны, вызывает у него интерес к решению задач.

В результате проведения диагностики можно сделать вывод, что у детей старшего дошкольного  возраста с ОНР 3 уровня имеются общие  представления об арифметической задаче и совершенно отрывочные знания о  структуре задачи, способе ее составления, правильном выборе математического действия. Не все дети с ОНР 3 уровня понимают математическую категорию «арифметическая задача» и устанавливают связь между ее компонентами, а также знают и объясняют изображение знака +,-,=.

Больше половины детей  не могут самостоятельно составлять арифметические задачи, с использованием  картинок, Лишь 50 % дошкольников могут самостоятельно отличать арифметические задачи от рассказов и загадок. Таким образом, проведенные диагностики, дали знания о том, что дети с ОНР 3 уровня плохо ориентируются в понятии и структуре арифметической задачи, действиями над ней. Именно поэтому педагоги ДОУ должны уделять данному вопросу большое внимание.

Данные проведенного констатирующего эксперимента позволили  изменить и совершенствовать систему  работы формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

2.2.Комплекс  мероприятий  по обучению составлению  и решению арифметических задач  детей с ОНР с 3 уровня.

 

Цель: Создание условий для обучения решению арифметических задач детей с ОНР.

Задачи:

Разработать комплекс занятий по обучению детей старшего дошкольного возраста с ОНР решению арифметических задач.

Занятие №1.

Тема «Математическое  путешествие «В стране Карабаса Барабаса»

Цель:   Продолжать формировать у  детей  представление  о днях недели, месяцах и числах.  Продолжать обучать  детей придумыванию задач  по рассказу, картинке содержащих  числа. Закрепить последовательность чисел второго десятка. Учить детей слушать и слышать воспитателя, отвечать полными предложениями на поставленный вопрос.  Развивать речь, память, логику. Воспитывать взаимовыручку, желание помочь оказавшемуся в  беде.

Словарь:  день, неделя, месяц, задача, условие, решение, часть, целое.

Материал: Демонстрационный: полоски для построения моделей, знаки, цифры, конверты с письмами - заданиями, «кочки», с цифрами, почтовый ящик.

Раздаточный: цифры для  записи второго  десятка. Полоски для построения моделей, знаки, цифры, картинки для составления задач.                                                         

 Ход занятия.

  1. Вводная часть.

А) Приветствие.

Б) Создание положительной  атмосферы.

Поудобнее садитесь,

Не шумите, не вертитесь.

Все внимательно считайте,

А спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет

  1. Основная часть.

Раздается стук в дверь, воспитатель открывает , берет письмо и начинает читать)

 «Здравствуйте дорогие  ребята, Карабас Барабас   украл меня  у папы Карло и запер   в  чулане. Я очень долго нахожусь у  него и не  знаю, сколько дней прошло и какое сегодня число. Но мне обязательно  нужно попасть на театральное представление, которое состоится  в эту  субботу. Помогите, спасите меня от Карабаса Барабаса. Он коварный и злой человек и сделает все, чтобы вы не могли меня спасти». Буратино.

Воспитатель: Ребята, что же нам делать?

Дети: Нам нужно идти  и спасать Буратино.

Воспитатель: Как мы можем спасти Буратино?

Дети: Можем попросить Карабаса Барабаса, чтобы он отпустил его.

Дети: Найти волшебника, что бы он мог освободить его.

Воспитатель: Можно  попробовать.  Но прежде, мы должны попасть в сказку. Я предлагаю вам произнести заклинание.

Дети: Вокруг себя повернись в сказке «Золотой ключик» очутись!

Воспитатель: Вот мы с вами попали в сказку, давайте  и попробуем найти Буратино.

Дети: Давайте.

Воспитатель: Ой, посмотрите, куда же мы с вами попали?

Дети: Мы попали на болото.

  1. Работа над числовым рядом.

Воспитатель: Попробуем пройти через болото, чтобы помочь Буратино, но посмотрите, даже на кочках нарисованные цифры и те не по порядку. Что нужно сделать?

Дети: Нужно цифры на кочках поставить в  правильном порядке.

(пока ребята передвигают кочки, под одной из кочек они находят письмо с  заданием)

Воспитатель: Ребята, как вы думаете от кого это послание? Да,   я тоже   думаю, что это послание  спрятал Буратино, пока его нес Карабас Барабас.  Давайте  мы сейчас  вместе с вами переберемся через  болото на    поляну, и  прочитаем его.

Дети: Давайте.

(ребята вместе с воспитателем перепрыгивают с кочки на кочку, попадают на полянку)

Воспитатель: Посмотрите, мы с  вами попали на сказочную полянку, вот  тут мы и попробуем выполнить задание от Буратино.

2. Работа по  закреплению ранее изученного  материала.

Воспитатель читает письмо: «Ребята подскажите, какой сегодня день недели, месяц и число, какое число будет через два  дня, какое число будет завтра»?

Дети: сегодня 27 ноября, вторник.

Дети:  Через   два  дня будет 29 ноября, четверг.

Дети: завтра   будет 28 число, среда.

Воспитатель: Правильно, я предлагаю вам подойти к  пенькам – столам  и при помощи цифр выложить сегодняшнее число, число, которое будет завтра, и число которое будет через два дня. Если Буратино спасется от Карабаса Барабаса, то может, найдет наши  подсказки.

(ребята подходят к  столам и стоя выполняют задание)

Воспитатель:  Молодцы!  Правильно выполнили задание! Мы с вами долго шли устали и я предлагают выполнить физкультминутку от Буратино:

3.Физкультминутка

Буратино потянулся, 

Раз - нагнулся, 

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.  

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Воспитатель:

Вот мы и пришли с вами в нужное место. И нам предстоит с вами выполнить несколько заданий.

4.Решение арифметических  задач.

Первое задание от  Карабаса Барабаса   - решите арифметическую задачу: « На поляне  играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному  зайцу надоело играть, и он ушел к белкам. Сколько зайцев осталось?»

Воспитатель: Назовите, пожалуйста, условие задачи?

Дети: На поляне  играли три зайца, они бегали друг за другом и веселились. Одному  зайцу надоело играть, и он ушел к белкам.

Воспитатель:  Правильно. Назовите  вопрос задачи?

Дети: Сколько зайцев осталось?

Воспитатель: При помощи модели « часть – целое»  решите эту задачу.

(дети самостоятельно строят модель Ц –Ч=Ч, воспитатель предлагает одному ребенку выйти к  доске и построить модель,  аргументировав свой ответ)

Ребенок: На поляне играли три зайца – это целое, один ушел к  белкам – это часть, 

осталось два зайца  - это часть.

Воспитатель: Правильно, а теперь при помощи  цифр решите эту задачу.

(дети самостоятельно решают задач)

Ребенок:  Три минус один равно два.

5. Составление  арифметических задач.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Я вам предлагаю поработать парами. У вас на партах лежат картинки. Вам нужно будет придумать задачу и решить ее.

(дети самостоятельно придумывают задачи)

Воспитатель: Кто придумал задачу? Рассказывайте.

Ребенок:  На кормушке сидело три птицы, к  ним прилетело еще две. Сколько стало всего птиц? 

Воспитатель:  Решение этой задачи?

Дети: к трем птицам прибавить две равно пять.

Воспитатель: Правильно, кто желает   задать свою задачу?

Ребенок: На лужайке играли пять медвежат,  двое из них залезли на дерево. Сколько медвежат осталось на лужайке?

Дети: От пяти отнять два  равно три.

Воспитатель: Правильно, ребята, но в конверте еще, что -  то есть, давайте просмотрим.

Дети: Давайте!

6. Игра «Найди  цифру»

Воспитатель: Посмотрите здесь еще одно задание. Называется это задание «Найди цифру». Вам нужно внимательно посмотреть на картинку найти цифры и раскрасить их.

( пока дети самостоятельно выполняют задание, через  время  на столе у  воспитателя звонит  телефон)

Воспитатель: Алло! Слушаю! Да вы действительно дозвонились в детский сад в подготовительную группу. Верно,  ребята нашей  группы выполнили все задания от Карабаса Барабаса. Ах, это вы и есть Карабас Барабас и у вас есть приятное сообщение для нас, что около двери нашей группы находится Буратино. Алло! Алло!  Положили трубку. Ребята, давайте пойдем и проверим, действительно ли есть Буратино  за дверью.

(воспитатель открывает дверь и в группу входит Буратино)

Буратино: Ребята, большое спасибо вам, что вы  спасли меня. Я вам  очень благодарен.

3.Заключительная  часть.

А) Обобщающая беседа. 

Воспитатель: Дети, расскажите Буратино, что мы сделали для того, что бы спасти Буратино.

Дети: Мы пробирались через болото,  решали арифметические задачи, искали и раскрашивали цифры на  картинке.

Буратино: Ребята, я очень тороплюсь, в театр на репетицию, ведь у  меня и моих друзей скоро спектакль. До  свидания!

(Буратино уходит)

Воспитатель: Молодцы, что спасли Буратино, а теперь  вы можете немного отдохнуть.

                                                      Занятие № 2.

Тема: «Обобщающее  занятие. Закрепление числового  ряда в пределах 6»

Цель: учить соотносить число 6 с количеством и цифрой, учить называть и обозначать число 6.

Задачи:   упражнять в счете на слух, уточнить и закрепить знания детей в образовании числа, закрепить умения детей решать задачи –загадки, закрепить умения детей называть и различать геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат; учить сравнивать предметы по форме, величине, цвету; учить составлять группы предметов; воспитывать усидчивость и терпение, умение работать в коллективе; развивать слуховое и зрительное восприятие, активизировать словарь детей.

Оборудование: набор геометрических фигур, дидактические картинки, числовой ряд.

 

Ход занятия

1. Вводная часть

Создание благоприятной  атмосферы, настрой на работу.

2.Основная  часть

Порядковый  счет

- Посмотрите на доску.  Кого вы видите на полянке? (животных)

Какие это животные, назовите их.

- Посчитайте, сколько  их.

- Где находиться ёжик? (лягушка, бабочка, воробей)

- Кто стоит между  волком и утенком? (собачкой и зайчиком)

Информация о работе Проблемы обучения дошкольников