Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2011 в 16:14, курсовая работа
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
I. ТЕОРИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.Понятие самоконтроля
2. Уровневая структура и механизм формирования самоконтроля.
3. Связь самоконтроля и самокоррекции
4. Аудирование как средство развития самоконтроля
5. Самоконтроль как проявление автономности учащихся в учебной деятельности по овладению иностранным языком
6. Самоконтроль как первоначальная ступень формирования готовности к самообучению
Выводы
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
1.LESSON №1.Комментарии
2. LESSON №2.Комментарии
3. LESSON №3.Комментарии
4. LESSON №4.Комментарии
5. LESSON №5.Комментарии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
ПРИЛОЖЕНИЕ№2
Самообучение — это самостоятельная учебная деятельность (УД). Она возникает и направляется учебно-познавательной мотивацией. Овладение ИЯ в основном мотивируется внешними факторами. Но эффективность самообучения зависит от сформированности внутренней мотивации, которая подразделяется Г. В. Роговой на коммуникативную, лингвопознавательную и инструментальную. Активизация внутренней мотивации должна осуществляться посредством одновременного формирования всех трех ее разновидностей в их единстве и взаимосвязи. Важно также формировать у школьников умение самомотивировать свою деятельность (заинтересоваться,
убедить себя в необходимости осуществлять ее, увидеть важность деятельности и ее результатов для себя лично).
Чтобы осуществлять самообучение следует научиться регулировать свою познавательную деятельность, т. е. определять цель, осуществлять выбор условий соответственно очередной задаче, подбирать способы преобразования исходной ситуации, оценивать полученные результаты и корректировать свою деятельность, если в том есть необходимость.
Способность ученика регулировать производимое им действие указывает на наличие самоконтроля, который должен осуществляться не только по окончании, но и в процессе деятельности для предотвращения ошибки. Существуют две формы самоконтроля: внешняя (осознаваемая) и внутренняя (автоматическая). В условиях школы полное формирование внутреннего самоконтроля затруднительно, возможно формирование только его элементов. При обучении ИЯ учителю следует формировать самоконтроль не только речевой, но и учебной деятельностью по овладению ИЯ в целом, что позволит ученику регулировать свою учебную деятельность самостоятельно. Чтобы научиться осуществлять самоконтроль, школьникам следует осознать контроль учителя и взаимоконтроль как объективные явления педагогического процесса..
При формировании самоконтроля учителю важно руководствоваться принципом посильности и доступности. Вначале следует давать установку на контроль одного из аспектов языка (грамматики, лексики или фонетики), затем задача усложняется включением в контроль двух аспектов и в конечном результате контроль учащегося направляется не только на языковое оформление, но и на содержание продукта речевой деятельности.
Неотделима от контроля оценка и самооценка. Путь формирования их тот же, что и при самоконтроле: оценка (содержательная) учителя — взаимооценка — самооценка. Назовем последовательность необходимых действий.
1. Учитель знакомит учеников с критериями оценки.
2. Выставляя оценку, он объясняет ее, исходя из критериев.
3. Выставляя оценку, учитель просит учащегося объяснить ее.
4. Ученики оценивают друг друга, опираясь на указанные учителем критерии.
5. Школьники сами оценивают свою деятельность.
Итак, самостоятельная
деятельность предполагает довольно высокую
мотивацию, особенно внутреннюю, умения
самостоятельно выполнять все типы упражнений,
особенно творческие, продуктивные; умение
осуществлять самоконтроль и самооценку.
Готовность к осуществлению самостоятельной учебной деятельности характеризуется рядом взаимосвязанных и взаимозависимых компонентов:
психологический компонент (мотивация, отношение к данной деятельности, интеллектуальные возможности и способности, волевой потенциал, саморегуляция);
коммуникативный компонент (коммуникативная компетенция);
методологический компонент (овладение способами и приемами самостоятельной деятельности/основной речевой деятельности, умение ориентироваться в этой деятельности, знание особенностей ее осуществления).
В зависимости от сформированности каждого компонента готовности выделяют три степени готовности:
1) готовность к копирующей деятельности (преобладание внешней мотивации, низкий уровень саморегуляции, форма усвоения действий — подражание, осмысленное копирование действий учителя, выполнение упражнений под его руководством);
2) готовность к воспроизводящей деятельности (преобладание внешней мотивации, средний уровень саморегуляции, самостоятельное воспроизведение учеником приема, усвоенного совместно с учителем, использование усвоенного приема в аналогичных условиях деятельности);
3) готовность к собственно самостоятельной деятельности (преобладание внутренней мотивации, высокий уровень саморегуляции, самостоятельное выполнение как условно-речевых, так речевых упражнений, применение усвоенного приема в новых, не аналогичных условиях деятельности).
Учитель должен определить степень готовности каждого учащегося. Осуществить это можно с помощью разнообразных психологических тестов, анкет, бесед, наблюдения, изучения продуктов деятельности школьников, успеваемости в целом.
Все полученные данные целесообразно систематизировать в таблице:
Успешное формирование готовности к самообучению предполагает:
1) специальную организацию учебного процесса;
2) организацию самостоятельной работы как самостоятельной познавательной деятельности.
Какими же учебными умениями должен владеть ученик, чтобы успешно работать самостоятельно?
Методисты выделяют разнообразные умения: учебные умения правильно организовывать режим работы, оформлять тетради и словари, выполнять письменные домашние задания, работать с учебниками, словарями; умения работать над новым звуком, над интонацией, самостоятельно пополнять словарный запас, быть желаемым речевым партнером, работать над новым грамматическим явлением дома и в классе, над развитием диалогической, монологической речи, над чтением и т. д.
Но если мы рассматриваем самостоятельную работу как деятельность, то кроме отмеченных выше умений учащиеся должны уметь мотивировать свою деятельность, планировать ее, определять цели, содержание, выбирать учебные действия, намечать рациональную последовательность своих действий, осуществлять самоконтроль, самооценку.
Дальнейшую работу следует проводить после того, как школьник научился осознавать свои действия и учебную деятельность в целом, а затем учить его определять цели, осознавать мотивы своих действий.
Так как самостоятельная работа носит индивидуальный характер (каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей, чтобы прийти к нужному результату), то целесообразно создание индивидуальных программ самосовершенствования, позволяющих избирать тот или иной конкретный путь и темп работы в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
Самостоятельная
работа как самостоятельная познавательная
деятельность состоит из тех же структурных
компонентов, что и деятельность по самообучению.
Поэтому, естественно, что формирование
готовности к самообучению должно осуществляться
посредством включения в учебный процесс
самостоятельной работы, цель которой
— формирование самостоятельной личности.
В то же время учителю необходимо готовить
школьников к совместной деятельности
посредством специальной организации
УД. Обучая самостоятельности и предоставляя
ее, мы поможем учащимся стать субъектом
УД, осознавать ее и управлять ею, а значит,
и самостоятельно ее осуществлять, что
является залогом успешности непрерывного
образования.
II.
ПРАКТИЧЕСКОЕ РАССМОТРЕНИЕ
ПРОБЛЕМЫ САМОКОНТРОЛЯ
В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ
ЯЗЫКУ
1
СИСТЕМА ВОЗМОЖНЫХ
УПРАЖНЕНИЙ
В первой части работы мы в общем виде изложили особенности формирования и актуализации механизма самоконтроля, приведем в качестве примера упражнения, обеспечивающие владение этим механизмом.
Поскольку чаще всего любое задание, если это не самое начало обучения иностранному языку, включает уже изученные и усвоенные ранее действия, учитель должен обучать учащихся переносу изученной в процессе усвоения новой \ языковой единицы.
Разделим упражнения в соответствии с методическими критериями на лексические и грамматические, рецептивные и продуктивные. Подчеркнем, что в целом ряде случаев предлагаемое деление на лексические и грамматические упражнения достаточно условно, поскольку лексическое и грамматическое неразрывно и реализуется одномоментно и в единстве. Но в методических целях для большего понимания механизмов самоконтроля, формируемых при обучении лексике и грамматике, считаем полезным осуществить такое разграничение. Советуем также учителю не разрывать во времени тренировку на уровне рецепции и тренировку на уровне продукции.
Итак, перейдем к рассмотрению упражнений, представленных в литературе, расположенных в порядке нарастания сложности.
Лексические упражнения (рецептивные)
I. Подчеркните слова и словосочетания, относящиеся к деятельности в школе.
II. Подчеркните сочетания слов, которые совпадают с вашим желанием, вашими интересами.
HI. Подчеркните слова, обозначающие качество, одной чертой, а слова, обозначающие количество двумя чертами.
IV. В каждой группе русских слов подчеркните слово, адекватное английскому.
V. В каждой группе английских слов подчеркните слово, адекватное русскому.
VI. Против каждого русского слова поставьте номер эквивалентного русского слова.
VII. Против каждого прилагательного поставьте номер того слова, с которым оно может сочетаться.
VIII. Подчеркните слова, положительно характеризующие мальчика, одной чертой, а слова, характеризующие его отрицательно, двумя чертами.
IX. Подчеркните в словосочетаниях ( предложениях) незнакомые слова.
X. Во время пауз напишите на родном языке эквиваленты прослушанных словосочетаний (предложений).
XI. Подчеркните предложения, (не) соответствующие картинке.
XII. Подчеркните русский эквивалент английского предложения.
XIII. Подтвердите или опровергните содержание предложений, поставив знак «+» или «-».
Лексические упражнения (продуктивные)
Грамматические упражнения (рецептивные)
II. Подберите русские эквиваленты к словосочетаниям.
Грамматические упражнения (продуктивные)
Практическая часть данной работы была написана по урокам, проведенным в 4 классе средней школы №138 с углубленным изучением иностранного языка в октябре месяце 2005 года. Вашему вниманию предоставлены 5 планов уроков, в которых обучение необходимому материалу логично переплетается с обучением самоконтролю в учебной деятельности.
Информация о работе Проблемы самоконтроля в обучении иностранному языку