Проблемы современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.



Задачи курсовой работы:

1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5
1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания 5
1.2. Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли 9
Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 25
2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах 25
2.1.1. Традиции воспитания в японской семье 25
2.1.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике 29
2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Свинарь семейное.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

высокие требования и семьей  т.  д.  Все  эти  черты  «удачного  семьянина»

выводятся отнюдь  не  умозрительно,  а на  основе  использования обширного статистического материала, обработанного  с  помощью  компьютерной  техники.

     Это придает большую убедительность  выводам  американских  исследователей  о том, что если ребенок имеет подобный «багаж», полученный  от  родной  семьи, то его дальнейшая подготовка к семейной жизни будет более  эффективной,  чем у того ребенка, который в детстве и юности наблюдал ссоры отца   с матерью, их взаимную неприязнь и  сам,  в  свою  очередь,  презрительно  относился  к одному из родителей (например, к отцу). Так, статистика свидетельствует,  что родители, избивающие своих детей,  чаще  всего  сами  испытывали  в  детстве побои. Некоторые исследователи называют в  числе  первопричин   родительской жестокости  невыносимые  условия  жизни - безработицу,  нищету,  отчаяние   от невозможности улучшить жизнь семьи, что ведет к  психическим  отклонениям  и потере самоконтроля [11].

     В  настоящее  время  американские  женщины  гораздо  шире   участвуют в экономической, научной и культурной жизни страны, чем это  было  в  прошлом.

     Если   в 1940 г. работали только 27,4 %  женщин  в  возрасте  от  14  лет  и старше, среди которых было 36,4 % замужних, 15,1 % вдов и разведенных, то  в наши дни женщины старше  16  лет  составляют  40  %  экономически  активного населения США,  причем  60  %  из  них  являются  замужними.  Это  подрывает экономическую основу  власти  мужчин  в  семье,  которые,  в  свою  очередь, проявляют  более  глубокий  интерес  к  воспитанию  детей.  По  мнению  ряда исследователей, это особенно характерно для негритянских семей,  где  матери более «прагматичны, находчивы и гибки, чем белые женщины, которых в  течение веков защищали патриархальные структуры  семьи»,  а  отцы  «больше  помогают женам и более охотно разделяют с ними заботы по воспитанию детей  и  ведению домашнего хозяйства» (Family Planning in Primary  Pair  Setting.  Rockville, 1980).

     В семьях с работающей матерью у детей формируются иные,  чем в семьях традиционного типа, представления о роли мужчины и женщины в обществе,  что особенно сказывается на девочках. Девочки из современных семей  чаще  играют в мальчишечьи игры, увлекаются мужскими видами спорта; стремятся найти  себя не просто в какой-нибудь,  но  обязательно  любимой  работе;  хотят  сделать карьеру и  активно  участвовать  в  общественной  жизни.  Дочери  работающих матерей  чаще  проявляют  властность  и  стремление  к  собственной  карьере («мужские» черты) и реже - пассивность и зависимость («женские» черты),  чем их  соученицы,  матери  которых  никогда  не  работали.  С  этим  связаны  и некоторые эксцессы: в  последние  годы  наблюдается  рост  бандитизма  среди девочек и др. [8].

     Соответствующие изменения произошли и в  учебно-воспитательном  процессе. Так,  курсы  предметов  по  выбору,  предназначавшиеся  раньше  только   для мальчиков (технические и промышленные дисциплины)  или  только  для  девочек (домашнее хозяйство), теперь посещают и те и другие;

девочкам  разрешено заниматься теми видами спорта, к которым прежде  имели доступ одни мальчики [12].

     По  мнению ряда исследователей, утрата у  части  школьников традиционного уважения к родителям  влечет  за  собой  падение  авторитета учителей,  что создает  дополнительные  трудности  в  обучении   и   воспитании. Жертвами «школьного вандализма» нередко оказываются сами  педагоги:  подросток  может запустить  окурком  или  огрызком  яблока  в   «непонравившегося   учителя», нисколько не боясь, что учитель пожалуется  его  родителям,  которых  он  «в грош не ставит» [9].

     Существенное  влияние на воспитание и образование  подрастающего  поколения оказывает  характерный  для  США  процесс  уменьшения  средней   численности американской семьи. Он происходит как за счет отделения женатых (замужних) детей от родителей, так и за счет сокращения рождаемости. Уменьшение количества детей  в  семье  имеет  серьезные  последствия  для Ребенка - как  положительные,  так  и  отрицательные.   К   числу   первых американские  ученые  относят   расширение   возможностей  непосредственных контактов ребенка с родителями, обсуждения интересующих его вопросов  и  тем самым ускорения познавательного  развития,  утверждения  в  ребенке  чувства своей значимости для родителей. Отрицательными последствиями, по их  мнению, являются: ослабление коммуникативных навыков,  сужение  сферы  отношений,  к которым ребенок приспосабливается, в которых он упражняется, выбирает, и  т.д. Считается, что эти отношения умножаются  в геометрической  прогрессии,  с появлением каждого последующего ребенка в семье. В то же время они  остаются весьма ограниченными и неизменными в семьях с одним, двумя детьми [13].

     В каждой семье права и обязанности ее членов связаны с их  возрастом.

     Для современной американской семьи, отмечают  многие  исследователи,  нормой считается право и обязанность детей учиться,  а  после  учебы  развлекаться, поскольку  общество  не  нуждается  в   участии   детей   и   подростков   в производительном труде и  требует от  будущего  труженика высокого  уровня общей и специальной подготовки. Однако в реальной жизни  многое  зависит  от материального  положения  той  или  иной  конкретной  семьи  и  ряда  других факторов.

     «Хотя посещение школы до 17 - 18 лет считается в Соединенных  Штатах социальной нормой,— указывается в Международной  энциклопедии  образования,- почти 25 % молодежи бросают школу, не получив свидетельства об  образовании, а в больших городах эта цифра достигает 50%» (International  Encyclopedia of Education. N. Y., 1985. P. 1838).

     Сегодня многие родители привлекают своих  детей к работе  на  фермах в качестве помощников  в  домашнем  хозяйстве  и  уходе  за  младшими  детьми, способствуют вовлечению  их  в  сферу  бытового  обслуживания.  Около  75  % учащихся 12 класса совмещают учебу с работой. Американцы,  в том числе и состоятельные родители, стремятся приучать своих детей с малых  лет  «делать деньги»,   проявлять   предприимчивость,   деловую   хватку.   В   последние десятилетия  в  американской  педагогике   усилилось   движение   за   более эффективную подготовку молодежи к жизни, к вступлению в мир труда [14].

     Характеризуя  современные тенденции  семейного  воспитания  в  США,  можно заключить, что семья по-прежнему  считается  самым  значимым  из  социальных институтов (церковь, школа, община, правительственные  органы,  клубы  и  т. д.),  оказывающих  влияние  на  развитие  личности  ребенка   и   подростка, «поскольку  именно  в  семье  происходит  первое  и   наиболее   интенсивное приобретение опыта». И хотя по  мере  взросления  ребенка  другие  институты приобретают все большее значение, «семья продолжает влиять  на  личность  на протяжении всей человеческой жизни [14].

     Семье  отводится  исключительно  важная  роль  в формировании  «хорошего гражданина», который будет бесконфликтно вписываться в  структуру  общества, полноценно в нем жить и эффективно  работать.  Поэтому  вопросам  подготовки молодежи к семейной жизни в США уделяется самое пристальное внимание. Как известно, одной из самых острых  проблем  современного  американского общества  стала  преступность  несовершеннолетних.   Возникло   даже   целое

педагогическое  и обществоведческое направление, представители  которого  (У. Таппен,   Э.   Херлок   и   многие   другие)    называют    неблагополучные

взаимоотношения в семье первопричиной этого  бедствия.  Ученые  считают,  что состояние стресса, в  котором  постоянно  находится  ребенок  в  семье,  где происходят  ссоры  и   конфликты   между   родителями,   вызывает   у   него агрессивность, злобу, невротическое поведение.

     Согласно  данным  проведенного обследования, многие подростки совершали  такие  преступления,  как  поджоги собственных домов и общественных зданий, после  того  как  были  свидетелями дикой ссоры в своей семье. По мнению американских авторов, развод  родителей нередко  вызывает   у   ребенка   эмоциональный   дисбаланс,   истеричность, хроническое состояние дискомфорта. С этим  связан  не  только  рост  детской преступности, но и участившиеся за последние  годы  самоубийства  подростков [15].

     За  последние годы в американской литературе появился целый ряд  серьезных и представляющих большой научный интерес исследований по проблемам  семьи  и семейного воспитания, результаты которых в какой-то мере нашли  отражение в данной  работе.  Эти статьи,  как правило,  отличает   направленность   на стабилизацию  семьи  как  важнейшего  социального  института,  на  выявление многочисленных и разнообразных факторов,  оказывающих  влияние  на  развитие американской семьи и воспитание  подрастающего  поколения,  на  поиск  путей преодоления существующих проблем. Вместе  с  тем  нельзя  не  отметить,  что многие авторы уходят от анализа глубинных причин,  которые  лежат  в  основе

неблагополучия  в  этой   сфере   жизни   американского   общества.   В   их

исследованиях нередко все выглядит так, будто  нет  в  Америке  ни  вопиющей бедности  одних,  ни  непомерного  богатства  других,  словно  все  дело   в отношении людей к своим семейным и родительским обязанностям. А это не  так. Социальные контрасты — неотъемлемая черта современной действительности  США, и именно в них берут начало многие проблемы американской семьи [16].

2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России

     Проблема  семейного воспитания все больше привлекает к себе внимание ученых и практиков нашей страны. Вопросы семейного воспитания рассматриваются педагогами, социологами, психологами, психотерапевтами (А.Я. Варга, Т.В. Архиреева, Н.Н. Авдеева, А.И. Захаров, Т.П. Гаврилова, А.И. Спиваковская, А.Е. Личко, Э.Г. Эйдемиллер и др.). При этом затрагиваются различные сферы детско-родительских отношений: особенности воспитания ребенка и отношение к нему родителей, характерные особенности личности ребенка как результат семейных воздействий, особенности личности родителей, характер супружеских взаимоотношений и т.д.

     Одной из наиболее часто встречающихся  проблем, с которыми сталкиваются психологи и педагоги в семейной консультации, является проблема нарушения внутрисемейных взаимоотношений – неблагоприятный тип воспитания и обращения с ребенком, что имеет серьезные, последствия для развития ребенка, формирования его характера и личности. Наиболее чувствительными к внутрисемейным отношениям оказываются основные образования личности ребенка – его самоотношение и самооценка.

     В отечественной педагогической психологии проблему влияния типа воспитания на самооценку ребенка рассматривали  М.И. Лисина и А.И. Захаров. Эксперименты М.И. Лисиной показали, что источник искажений и отклонений в представлении ребенка о самом себе кроется в его взаимоотношениях с близкими взрослыми. Но при этом подчеркивается, что это всего лишь предположение, которое нуждается в дополнительном изучении. А. И. Захаров в результате своих исследований приходит к выводу, что неблагоприятные типы воспитания могут способствовать развитию напряженной и неустойчивой внутренней позиции ребенка, которая, в свою очередь, приводит к появлению у него невротических состояний.

     Таким образом, изучив проблему влияния типов  воспитания в семье на личность дошкольника и школьника, и проанализировав работы вышеуказанных авторов по этому вопросу, можно сделать вывод, что систематически данная тема не исследовалась.

     В последние годы  по проблеме семейного  воспитания проводились различные  исследования. Так, в Москве прошла работа, организованная “Московским городским психолого-педагогическим университетом ”, направленная на определение влияния типа семейного воспитания на ребенка.

     Для того чтобы сложилось верное представление  о результатах данного исследования, разберем вышеуказанные типы воспитания и отследим влияние каждого из них на образ Я ребенка и его отношение к родителям (классификация типов семейного воспитания Т. В. Архиреевой):

     1. Принятие и любовь:

     Этот  тип воспитания присутствует в 27% семей. Родители в таких семьях любят своего ребенка, при общении с ним, как правило, используют демократические методы воздействия (объяснение, беседа, словесная просьба). Родители контролируют своего ребенка, но в меру, проявляют строгость только в определенных ситуациях. Система требований построена с учетом интересов и желаний ребенка. Между такими родителями и детьми устанавливаются близкие, доверительные отношения.

     Такой тип воспитания положительно влияет на развитие образа  ребенка и на его отношение к родителям. Так как родители в целом положительно относятся к своему ребенку и адекватно его оценивают: хвалят, когда он совершил хороший поступок, и ругают, когда он провинился, то вскоре у ребенка формируется положительное отношение к себе в сочетании с конкретной, дифференцированной, достаточно постоянной и адекватной самооценкой (как правило, выше среднего уровня).

     В данном исследовании таких детей  из 27% – 15%, т.е. большинство. Но в полученной выборке есть дети, у которых самооценка еще остается очень высокой и  недифференцированной – 12%. Это может объясняться присутствием побочных факторов, например высокой самооценкой ребенка как особенностью возраста, уровнем умственного развития, который тоже влияет на формирование представления о себе, индивидуальным опытом ребенка, его общением со сверстниками и другими факторами.

     Что касается отношения ребенка к  родителям, то именно в этих семьях практически все дети любят обоих  из родителей, а предпочтение одного из них ситуативно. Оба родителя уделяют ребенку много внимания, четко разделяют свои обязанности по отношению к нему. В таких семьях достаточно низкий уровень конфронтации между родителями. Дети, как правило, рисуют себя в серединке (методика “рисунок семьи”), между родителями. Они считают, что у них очень дружная семья, и их устраивает обстановка, сложившаяся в их семье. 

Информация о работе Проблемы современного семейного воспитания