Проблемы современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.



Задачи курсовой работы:

1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5
1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания 5
1.2. Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли 9
Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 25
2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах 25
2.1.1. Традиции воспитания в японской семье 25
2.1.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике 29
2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Свинарь семейное.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     2. Противоречивость:

     Данный  тип воспитания наблюдается в 19% семей. Члены семьи в таких случаях применяют несовместимые воспитательные подходы и предъявляют к ребенку порой противоречивые требования. Один родитель применяет демократические методы воздействия, а другой – авторитарные. При этом они могут конкурировать,  и даже открыто конфликтовать друг с другом. Высокий уровень конфронтации в таких семьях, выявленный с помощью методик, подтверждает это. В целом обстановка в этих семьях неблагоприятная. Ребенок не знает, на какую систему требований ему ориентироваться: на ту, что предъявляет мама, или на ту, что предлагает папа. Ориентируясь на чью-то одну систему требований, ребенок вызывает агрессию по отношению к себе другого члена семьи.

     Такой тип воспитания негативно влияет на формирование образа Я ребенка. Один родитель за какой-то поступок может хвалить ребенка и поощрять его, а другой за этот же поступок – ругать и наказывать. В результате у ребенка формируется неустойчивая и порой неадекватная самооценка.

     В выборке из 19% детей с противоречивым типом воспитания в семье 7,5% имеют самооценку среднего уровня, что свидетельствует о неблагополучном развитии их личности и образа Я. Особенности такой самооценки следующие: ее уровень значительно ниже, чем у большинства школьников, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: они могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети больше других говорят о своих недостатках, считают, что им часто не везет.

     Отношение детей к родителям в таких  семьях имеет свои особенности. Дети, как правило, больше любят одного родителя, того, который использует более гуманные методы воспитания. Другого родителя любят намного меньше или вообще не любят. Таким образом, ребенок начинает ориентироваться на систему требований одного родителя, на ту, которая учитывает его интересы, желания и возможности. Вследствие этого возникают конфликты между другим родителем и ребенком, а также между самими родителями. Уровень конфронтации в семье возрастает. 

     3. Непоследовательность:

     Этот  тип воспитания присутствует у 31% семей. Суть непоследовательного воспитания состоит в том, что родители занимаются воспитанием ребенка от случая к случаю, осуществляют резкую смену стиля, приемов воспитания, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем наоборот, а также переход от истинного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. В семье нет какого-то одного типа воспитания, система требований, а также система наказаний и поощрений постоянно меняются. За один и тот же поступок родители могут наказать, а могут и похвалить ребенка. Отношение родителей к ребенку тоже часто меняется и определяется либо поведением ребенка, либо их настроением. В результате такого поведения родителей, по А.И.Захарову, у ребенка может развиться истерический невроз: ребенок чрезмерно капризен, то и дело устраивает истерики, падает на пол, бьется. В нашей выборке данный тип воспитания оказался наиболее распространенным.

     Непоследовательный  тип воспитания неблагоприятно сказывается  на развитии ребенка. Так как родители непоследовательны в своем отношении  к ребенку, то эта непоследовательность проявляется и в их оценке. Ребенок  может быть хорошим, а уже через пять минут плохим. Такие родители, как правило, оценивают не поступки ребенка, а его самого. Все это приводит к тому, что у ребенка формируется неустойчивый, непостоянный, ситуативный образ Я. В состоянии успеха такие дети могут достаточно высоко себя оценивать, но при неуспехе (даже самом незначительном) их самооценка может опускаться до низкого уровня. У ребенка не формируется общее представление о себе, оно подчиняется той ситуации, в которой он находится в данный момент. Это может привести к возникновению неполноценной, диффузной идентичности. В обследованной группе у 11,5% детей наблюдается средняя, неустойчивая самооценка.

     Отношение детей к родителям в таких  семьях тоже неустойчиво. Когда родители ругают и наказывают своих детей, дети их не очень любят, а когда хвалят и относятся как к личности, любят их очень сильно. Ребенку, конечно, не хватает родительского тепла, и поэтому, когда его хвалят, он готов забыть все обиды и простить всех. У такого ребенка нет привязанности к какому-то одному родителю. В зависимости от ситуации ребенок лучше относится и больше любит то одного родителя, то другого. 

     4. Сверхтребовательность:

     Данный  тип воспитания отмечен у 23% семей. Этот тип воспитания заключается в том, что родители устанавливают для ребенка высокие уровни достижений в различных областях жизни, питают большие надежды в отношении будущего своего ребенка, его способностей и талантов. Ребенок чувствует, что от него ждут очень многого. Любовь родителей к ребенку «условна»: ребенок признаваем и любим тогда, когда он оправдывает ожидания и требования родителей. Родители любят не столько самого ребенка, сколько его соответствие тому образу  ребенка, который у них сформировался.

     Этот  тип воспитания в ярко выраженном состоянии тоже отрицательно влияет на ребенка. Как правило, родители ставят перед ребенком очень сложные задачи, не считаясь с его возможностями и желаниями. Ребенок часто не может соответствовать требованиям родителей, и у него формируется комплекс неполноценности, ощущение, что он ни на что не способен и ничего не добьется в жизни. Такие дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет, что у них нет способностей. А.И. Захаров пишет, что в результате такого отношения родителей у ребенка может развиться неврастения, болезненное перенапряжение психофизиологических возможностей ребенка, он не в силах соответствовать завышенным требованиям окружающих и заранее считает себя не способным справиться с любыми предстоящими трудностями, что приводит к формированию низкой самооценки.

     Бывают  достаточно требовательные родители, но они считаются с интересами и возможностями ребенка, не ждут от него невозможного. Такой ребенок со временем будет сам стремиться к высоким достижениям, что может привести к формированию достаточно высокой самооценки и положительного отношения к себе. В приведенной выборке из 23% детей 8% имеют среднюю самооценку, а остальные 15% – высокую. Что касается детей со средней самооценкой, то можно предположить, что в таких семьях родители действительно ждут от своего ребенка очень высокого уровня достижений, которому он не может соответствовать. Все это приводит к формированию у ребенка самооценки и самоотношения ниже, чем у его сверстников.

     В полученной выборке, как правило, один из родителей более требователен, чем другой. Если очень требовательный родитель ставит перед ребенком чересчур сложные задачи, то он больше стремится к общению с другим, менее строгим родителем и больше его любит. Бывают случаи, когда ребенок больше любит строгого и требовательного родителя. Это можно объяснить тем, что такой родитель считается с возможностями своего ребенка, а также часто занимается с ним и уделяет ему много своего времени.

     Сгруппировав  данные по каждому типу воспитания, можно получить таблицу ( приложение 1).

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что типы семейного воспитания действительно оказывают существенное влияние на особенности образа Я ребенка, но не во всех случаях это влияние хорошо прослеживается. Скорее всего, это обусловлено действием побочных факторов, описанных нами выше. Но, несмотря на это, влияние типов семейного воспитания на образ Я ребенка хорошо заметно в тех случаях, когда в семье складывается очень неблагоприятная для ребенка ситуация. В нашем исследовании можно выделить 27% детей, у которых действительно напрямую прослеживается это влияние.

     Анализ  исследования позволяет сделать  вывод, что родители часто ругают и наказывают своих детей, воспитание в основном носит характер непоследовательного, противоречивого или сверхтребовательного. Как показала наше работа, такая ситуация в семье неблагоприятно влияет на полноценное развитие и становление системы представлений о себе у ребенка. Это влияние проявляется в том, что образ самооценка школьника становится неустойчивой и зависит от ситуации. В ситуации успеха самооценка ребенка может быть достаточно высокой, а знания о себе положительными, в случае же неуспеха знание о себе и самооценка приобретают отрицательный характер. Но даже в спокойной для ребенка обстановке можно выявить следующие особенности самооценки: ее уровень значительно ниже, чем у большинства учащихся, который можно условно обозначить как средний, наблюдаются большие колебания в пределах шкалы: дети могут быть одновременно плохими и добрыми, счастливыми, но нелюбимыми. Что касается представлений о себе, то эти дети чаще других говорят о своих недостатках, считают, что им не везет. Все это может привести к формированию неустойчивого, диффузного отношения ребенка к себе.

     У 31% детей с высокой самооценкой  и самооценкой выше среднего уровня с родителями складываются достаточно хорошие отношения: родители любят и принимают своих детей, контролируют их, но в меру, отношения между ними складываются по типу сотрудничества и эмоциональной близости. В этом исследовании были дети (42%), у которых сложилась не очень благоприятная ситуация в семье, но тем не менее их самооценка достаточно высокая. В таких семьях у детей наблюдаются близкие отношения с тем членом семьи, который удовлетворяет их потребность в любви и заботе.

     Анализ  результатов методик, направленных на выявление отношения ребенка к родителям, показал, что в основном ребенок любит одного из родителей больше, чем другого, или другого совсем не любит (69% детей). В ходе исследования выяснилось, что с одним из родителей у него складываются хорошие, близкие отношения, такой родитель редко наказывает своего ребенка, уделяют ему много внимания. А другой родитель, как правило, выполняет контролирующую функцию – часто ругает, наказывает, мало уделяет внимания, общение с детьми редко носит личностный характер и возникает в основном в случае плохого поведения ребенка. В результате у ребенка складывается негативное отношение к родителям. Тип воспитания в таких семьях в основном носит характер сверхтребовательного, противоречивого или непоследовательного.

     Семьи, в которых ребенок одинаково  любит своих родителей и равно  хорошо к ним относится, встречаются  значительно реже (31%). Обстановка в  таких семьях более благоприятная. Если ребенок провинился, то родители используют по отношению к нему гуманные методы воздействия (словесная просьба, предупреждение, беседа, замечание и т.п.), и ребенок знает, за что его наказывают. В таких семьях к ребенку относятся как к личности, учитывают его интересы и желания, но не потакают во всем. Как правило, тип воспитания в таких семьях – принятие и любовь.

     Таким образом, в данном исследовании выявилась  прямая зависимость отношения ребенка  к родителям от типа его воспитания: отношение ребенка к родителям определяется отношением родителей к нему.

     Теоретический анализ проблемы семейного воспитания и опыт консультационно-образовательной работы многих педагогов с родителями убеждает  в необходимости  организации на государственном уровне массовой образовательной помощи родителям в воспитании детей,  направленной на повышение компетентности родителей как первых и главных воспитателей своих детей. Речь идет о массовой профилактической работе с целью повышения функциональной грамотности родителей, под которой понимается "комплекс  поведенческих,  ценностных и образовательных ориентацией, способствующих успешному выполнению родительских функций и, следовательно, полноценному развитию детей" Очевидно, что ребенок, не имеющий опыта равноправного и ответственного сотрудничества со взрослыми в семье, часто неадекватно реагирует на попытки учителя включить его в отношения сотрудничества в школе. Это, естественно, препятствует утверждению ценностно-личностной, гуманистической ориентации в образовании: до тех пор, пока родители, сами воспитанные на основе отрицательных стимулов, выступая в качестве непосредственных заказчиков образовательных услуг, не смогут отказаться от авторитарных методов в своем сознании и в реальном отношении к ребенку, нельзя ожидать, что эти отрицательные стимулы и принуждение исчезнут из школы, а  учащиеся  будут чувствовать  себя психологически более защищенными.

     Правомерно  сделать вывод о назревшей общественной потребности в целенаправленном образовании родителей с целью повышения их функциональной грамотности и способности к полноправному партнерскому сотрудничеству с педагогами общеобразовательной школы.

     Понимание  недостаточности традиционных форм передачи опыта семейного воспитания от поколения к поколению и необходимости целенаправленной подготовки человека к выполнению родительских функций находит все более широкое признание в мировом  сообществе и рассматривается как условие развития здоровой семьи. Так, например,  в послании генерального директора ЮНЕСКО Федерико Майора прямо была подчеркнута необходимость “инвестирования в образование родителей”, особенно матерей, которые являются самыми первыми воспитателями своих детей”. Не случайно на V конференции ЮНЕСКО тема “Экология, здоровье, население” была выделена в числе десяти приоритетных тем, а подготовка родителей к воспитанию детей названа важнейшим направлением   деятельности по оздоровлению семьи и полноценному  развитию детей, способных в будущем обеспечить согласованный прогресс личности и общества.

     В нашей стране, где в советское  время был накоплен значительный опыт систематической работы по обучению и просвещению родителей, идея их целенаправленного обучения сама по себе не является новой, но требует принципиально нового подхода с учетом изменившихся функций семьи, школы и государства, а также достижений современной науки в понимании природосообразного развития человека как личности и субъекта деятельности.

     В современных условиях организацией неформального образования родителей  в определенных рамках может заниматься общеобразовательная школа, особенно если в ее деятельности реализуются  принципы гуманизации, а педагоги профессионально заинтересованы в конструктивном взаимодействии с учащимися и родителями. Одним из путей  осуществления  неформального образования родителей в условиях  школы является оказание родителям профилактической образовательной помощи, направленной на предупреждение и преодоление трудностей семейного воспитания.  При соответствующей организации эта помощь   не только отвечает насущным потребностям и интересам родителей, но и оказывает формирующее влияние, вызывая рефлексию, переосмысление и изменение взглядов родителей на воспитание, включая коррекцию их собственного отношения к ребенку.

     Для более глубокого изучения данной проблемы  я решил провести опрос родителей и узнать их точку зрения.

Информация о работе Проблемы современного семейного воспитания