Проблемы современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.



Задачи курсовой работы:

1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5
1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания 5
1.2. Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли 9
Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 25
2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах 25
2.1.1. Традиции воспитания в японской семье 25
2.1.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике 29
2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Свинарь семейное.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

     Почитание родителей, а в более широком  смысле покорность воле старших —  вот в представлении японцев  первая  из  добродетелей,  самая  важная  моральная обязанность человека.

     Преданность  семье,   общине,   фирме   должна   быть   беспредельной   и безоговорочной,  т.  е.  человек   обязан   подчиняться   воле   старших   и

вышестоящих, даже если  они  не  правы,  даже  если  они поступают вопреки справедливости.

     Сельский  подросток, приехавший работать в Токио, не  имеет  представления об одиночестве его сверстника в Лондоне, где можно годами  снимать тесную каморку в перенаселенном доме и не знать, кто живет за стеной.

     Японец, скорее всего, поселится с теми же  людьми,  с  кем  вместе  начал работать. И его тут же станут считать членом воображаемой семьи. Его  всякий раз будут спрашивать, куда и зачем он  уходит,  когда  вернется.  Присланные ему из дома письма будут читать, и обсуждать сообща.

     Для японца почти не существует  понятия  каких-то  личных  дел.  Привычка всегда находиться буквально локоть к локтю с другими людьми,  традиционный быт, по существу, исключающий само понятие частной жизни,— все это  помогает японцам приспосабливаться к  условиям,  которые  на  Западе  порой  приводят людей на грань психического расстройства.

     Принято считать, что будущее человека  зависит  не  столько  от  родства, сколько от того, с кем его столкнет судьба между 15  и  25  годами,  в  пору вступления  на  самостоятельный  путь,  в   ответственейший,   по   японским представлениям, период,  когда  каждый  человек  обретает  «оя»  —  учителя, покровителя, как бы приемного отца — уже не в семье, а в избранной им  сфере деятельности.

     Если  сельский подросток идет в учение к кузнецу, именно этот  человек  на всю жизнь становится его покровителем; именно он,  а  не  отец  сватает  ему невесту и восседает на самом почетном  месте  на  его  свадьбе.  Если  юношу берут на завод по рекомендации земляка, этот поручитель впредь может  всегда рассчитывать на безоговорочную верность своего «ко», как того  требует  долг признательности [5].

     Личные  отношения, сложившиеся в начале жизненного пути, японцы ценят выше других и считают, что они сохраняют силу навсегда.

     Хотя  японцы избегают одиночества, любят  быть  на  людях,  они  не  умеют, вернее, не могут легко и свободно сходиться с людьми. Дружеские связи между лицами разного возраста, положения, социальной принадлежности крайне редки.

     Круг  тех, с кем японец  сохраняет  общение  на  протяжении  своей  жизни, весьма ограничен. За  исключением  родственников  и  бывших одноклассников, это, как правило, сослуживцы одного с ним ранга. Если дружбу  сверстников  в школе  и  университете  можно  назвать  горизонтальными  отношениями,  то  в дальнейшем у человека  остаются  лишь  гораздо  более  строгие  вертикальные отношения между старшими и младшими, вышестоящими и нижестоящими.

     Стремление  японцев к четко обозначенной иерархии проявляется повсеместно: это заметно как между соперничающими группами, так и внутри каждой  из  них.

     Главенствующая  роль вертикальных связей «ояко» ведет  к тому, что даже  среди людей, занимающих одинаковое или сходное положение,  обнаруживается  тяга  к разграничению рангов.

     Для рабочего у станка рангом служит возраст, точнее  говоря - стаж.  Ранг служащего определяется, прежде всего, образованием, а во-вторых,  опять-таки числом проработанных лет. Для профессора университета критерием  подобающего места среди коллег будет дата его официального назначения на кафедру. Примечательно, что четкое осознание своего ранга присуще людям не  только в общественно-политической или деловой жизни, словом - в  сфере  официальных отношений. Оно дает  себя  знать  и  среди  творческой  интеллигенции,  где, казалось бы, сам  характер  деятельности  должен  выдвигать  во  главу  угла личные таланты и заслуги. У писателей, артистов, художников  бытует  понятие «предшественник», т. е. человек, которого надлежит почитать уже за  то,  что он раньше начал подобную же карьеру, раньше вступил в литературу, на  сцену, дебютировал в живописи или архитектуре.

     Домашний  очаг  по-прежнему  остается  у  японцев  заповедником   старого этикета. Каждого,  кто  уходит  из  дому  или  возвращается,  принято  хором приветствовать возгласами «Счастливого пути!» или «Добро  пожаловать!»  Японец за домашним столом ведет себя куда  церемоннее, чем в гостях или в ресторане. 

     Быть  учтивым - значит не только  скрывать  свое  душевное  состояние,  но порой даже выражать прямо противоположные чувства. Японский  этикет  считает невежливым перелагать бремя собственных забот на собеседника или  выказывать избыток радости, тогда как другой человек может быть в  данный  момент  чем - нибудь расстроен.

     Если  фразу «у меня серьезно заболела жена»  японец произносит  с  улыбкой, дело  тут  не  в  каких-то  загадках  восточной  души.   Он   просто   хочет подчеркнуть,  что  его  личные  горести  не  должны  беспокоить  окружающих. Обуздывать, подавлять свои эмоции ради учтивости японцы считают логичным.  Японская вежливость - это  не  низкие  поклоны,  которые  выглядят  весьма  нелепо  в современной уличной толпе  или  на  перроне  метро,  и  не  обычай  начинать разговор с множества ничего не значащих  фраз.  Японская  вежливость - это, прежде всего стремление людей при любых контактах  блюсти  достоинство  друг друга [5].

2.1.2. Проблемы семейного  воспитания в американской педагогике

     Первые  американские колонисты были носителями  традиций  разных  народов, что находило отражение в  семейном  укладе  и  принципах  воспитания  детей.

     Вместе  с тем их семьям были присущи и  некоторые общие черты. Типичная  семья колониста  была  большой,  включала  представителей  нескольких   поколений. Мужчина - глава семьи пользовался практически неограниченной властью,  а  все остальные  ее  члены  беспрекословно  подчинялись  ему.  Всякое   проявление своеволия у детей, как правило, подавлялось, да и самого  понятия  «детство» не существовало: младенцы, которыми занимались матери и бабушки,  достаточно быстро превращались в «маленьких взрослых».  Их  одевали  по-взрослому,  они делили  со  старшими  тяготы  труда  и  связанную  с  этим  ответственность, помогали в фермерской работе и домашних  делах.  К  ним  уже  в  очень  юном возрасте предъявлялись, по сути дела, взрослые требования.  В  то  время  не было у новоявленных американцев руководств  по  воспитанию  и  по  уходу 

за детьми, а общие установки, исходившие от медиков и  философов колониального периода, сводились  к  тому,  чтобы  детей  не перекармливали,  не  одевали слишком  тепло,  не  баловали,  «выбивали»  из  них   упрямство,   добиваясь послушания. Жестокость в обращении с детьми в какой-то мере оправдывалась  в качестве   крайней   «воспитательной»   меры.   Дети   нередко   оказывались беззащитными жертвами деспотизма взрослых [8].

     В конце XVIII в. семейное воспитание в США  начинает  испытывать  влияние прогрессивных для того  времени  идей.  Появляются  первые  руководства  для родителей, в которых содержатся полезные рекомендации, касающиеся  здоровья, питания и жилищных условий  детей.

     В  этих  первых  пособиях  по  семейному воспитанию подчеркивается, что нет необходимости  ломать  детский  характер, поведение  и  убеждения,  их  можно повернуть в желаемое  русло,  проявив терпение и доброе отношение к ребенку.

     Большое  значение  для  семейного  воспитания  имели  прогрессивные  идеи президента Т. Джефферсона, которого американцы  называют  одним  из  «отцов - основателей».  Он  отмечал,  в  частности,  что  дети - не   «взрослые   в миниатюре», ни физически, ни интеллектуально они не готовы к тем  нагрузкам, которые хотели  бы  взвалить  на  них  взрослые,  а  нежелание  считаться  с возрастными особенностями ведет лишь к тому, что  из  «перегруженных»  детей вырастут незрелые и не приспособленные к жизни люди.

     С середины  XIX  в.  в  США  все  большее  распространение  получает  так называемое пермиссивное  (от  англ.  permission  —  разрешение,  позволение) воспитание в семье, которое характеризуется отсутствием  каких-либо  жестких запретов детям со стороны родителей. Приверженцы этого  подхода  в  семейном воспитании утверждали, что родители не  имеют  власти  над  детьми,  которые должны вести себя свободно, раскрепощено и независимо  от  взрослых  и  даже могут  их  не   слушаться.   Непокорность   детей,   считали   они,   должна рассматриваться как проявление «твердого республиканского духа». Пермиссивное   воспитание,   возникнув   как   альтернатива   и   антипод авторитарного,  имело  столь  же  отрицательные  и  во  многом   аналогичные последствия. Известный американский ученый-антрополог  Маргарет  Мид,  сорок лет  жизни  посвятившая  изучению  семьи  во  многих  странах  земного  шара, отмечала, что жесткий контроль и полная  бесконтрольность  одинаково  лишают ребенка возможности нормально взаимодействовать с людьми.

     Получив дополнительный стимул  в  виде  педоцентристских  идей  Д.  Дьюи, фактически  лишавших   ребенка   целенаправленного   руководства  взрослых, пермиссивное воспитание на долгие годы утвердилось в американских  семьях  и внесло свой вклад в отчуждение между старшим и младшим поколениями 19.

     Конец 60-х - начало 70-х гг. в ведущих странах капиталистического  мира

     были  ознаменованы  бурными  выступлениями  молодежи,  расцветом  рок-музыки, подъемом движения хиппи и так называемой сексуальной революцией. Первыми  ее жертвами  стали  традиционные  взгляды  на  семью   и   брак.   В   движение «сексуальной революции» влились, в основном,  дети  обеспеченных  родителей. Последние со страхом и  негодованием  наблюдали,  как  их  босые  и  странно одетые  отпрыски  сидят  толпами  на  улицах  и  площадях  больших  городов, покуривая наркотики, поют или танцуют под музыку флейты. Лозунг  «любовь,  а не война», помимо своей общей пацифистской направленности, взрывал  привычно изоляционистскую трактовку личной жизни. В другом лозунге «все люди  —  одна семья»   выражалось   стремление   переделать   бессердечные    общественные взаимоотношения,  поставив  их   на   фундамент   отношений   семейных   как выдержавших проверку временем на истинную близость, теплоту и человечность.

     «Революция» тихо  закончилась,  не  дав ничего,  кроме расцвета  сексуальной распущенности. Ее создатели быстро отказались от собственных идей о  воспитании в братских коммунах родившихся детей, заявив, что последние мешают  развитию личности,  тормозят  творчество  и  являются  обузой.  В  почете  становился бездетный «товарищеский» брак, «брак-сотрудничество», в котором частая  смена партнера была чуть ли  не  обязательным  условием.  Но  и  в  общинах  хиппи нередко вспыхивал гибельный для них пожар - любовь  в  «традиционном  духе».

     «Идеологически  не  выдержанные  отступники»  покидали  своих  «братьев»   и «сестер» и начинали строить собственный  мир,  исконно предназначенный  для двоих и их потомства,- традиционную семью.

     «На волне неоконсерватизма, победное шествие которого в капиталистических странах свидетельствует не только об усилении  реакционных  групп,  но  и  о тоске широких слоев населения  по  порядку,  устойчивым  ценностям,  прочным нравственным нормам, уважению к прошлому», произошел  закономерный  массовый возврат к традиционным ценностям брака и  семьи [10]. 

     Так,  80  %  разведенных американцев вступили в повторные браки, что характеризует  самый  брак  как, то социальное состояние  человека,  в  котором  он  «хочет  быть». 

     Многие  западные ученые считают, что сама семья  должна  преподать  ребенку основные  устои  семейной  жизни,   обеспечить   его   подготовку   к   ней. Родительская семья гарантирует  безопасность  и  любовь  каждому  ее  члену, только в семье может быть воспитана привязанность между молодыми и  старыми, взрослыми и малышами, только в семье можно непрерывно поддерживать дружбу  и привязанность. Семья создает уникальный  фон,  в  котором  нуждается  каждый младенец для того, чтобы вырасти полноценным взрослым. Эмоциональные  узы  в семье неповторимы, подчеркивают американские исследователи, и с этим  нельзя не согласиться.

     В большинстве работ американских  авторов  в  центре  внимания  находится некая идеальная модель такой семьи, которая, являясь образцом  для детей, призвана послужить им таковым и во взрослой жизни. Модель  эта  имеет  целью углубить понимание молодыми людьми специфики разных  возрастных  периодов  в жизни человека, учит их не созерцать «цветение  в  юности»,  а знать, что старость,  которая неизбежна,  надо   встретить   достойно   и желательно в кругу семьи. Вместе с тем эти работы, как  правило,  далеки  от анализа    социально-экономического    положения     американских     семей, принадлежащих к различным слоям общества. Это, безусловно, снижает  качество подобных исследований, хотя конечные выводы все  же  интересны:  счастлив  в супружестве и может сделать счастливым супруга (супругу  и  детей)  человек, который видел в своем детстве  счастливых  родителей,  не  видел конфликтов между ними, был любим в семье; который был сам сильно привязан  к  родителям (как к матери, так и к отцу), имел возможность быть откровенным с ними,  в том числе и по вопросам секса; к которому в детстве и  юности  предъявлялись

Информация о работе Проблемы современного семейного воспитания