Проблемы современного семейного воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание

Цель работы: Теоретически проанализировать феномен “ семейное воспитание” в его историческом развитии и эмпирическим путем выявить основные тенденции семейного воспитания в современном обществе.



Задачи курсовой работы:

1) Проанализировать существующие подходы к определению понятия «семейное воспитание».

2) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

3) Собрать эмпирическим путем данные о семейном воспитании в современном обществе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы семейного воспитания 5
1.1. Понятие “семья” и функции семейного воспитания 5
1.2. Взгляды на семейное воспитание в истории педагогической мысли 9
Глава 2. Семейное воспитание в современном обществе 25
2.1.Традиции семейного воспитания в зарубежных странах 25
2.1.1. Традиции воспитания в японской семье 25
2.1.2. Проблемы семейного воспитания в американской педагогике 29
2.2. Проблемы современного семейного воспитания в России 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
Список литературы 48
Приложения

Работа состоит из  1 файл

Свинарь семейное.doc

— 269.50 Кб (Скачать документ)

      Семейный  досуг включает в  себя:  чтение, просмотр телепередач, встречи  с родственниками,  друзьями и знакомыми,  посещение библиотек, театров, концертных залов и кинотеатров;  проведение  ежегодного отпуска;  посещение парков,  туристские  походы,  экскурсии,  Прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников.

      В организации семейного досуга обнаруживается немало ошибок:  слишком много времени дети находятся у телевизора и компьютера, мало бывают  на  свежем  воздухе, родители зачастую недостаточно уделяют времени  своим  детям,  ссылаясь  на занятость, усталость и т. п. В последние годы очень быстро начали распространяться сотовые телефоны, которые заменяют детям “ живое общение”. Преодолеть  эти ошибки - задача  современной семьи.

1.2. Взгляды на семейное  воспитание в истории  педагогической мысли

      ( А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, П.Ф.Лесгафт, Ф.Э.Дзержинский, Л.Н.Толстой).

      А.С. Макаренко о роли состава семьи

      Известнейший  педагог говорил:

      “В старом обществе каждая семья принадлежала  к  какому-нибудь  классу,  и дети этой семьи обыкновенно оставались в том же классе.  Сын  крестьянина  и сам обыкновенно крестьянствовал, сын рабочего тоже становился  рабочим.  Для наших детей предоставлены очень  широкие  просторы  выбора.  В  этом  выборе решающую роль играют не  материальные  возможности  семьи,  а  исключительно способности  и  подготовка  ребенка.  Наши  дети,  стало  быть,   пользуются совершенно несравненным простором. Об этом знают и отцы,  об  этом  знают  и дети. При таких условиях становится  просто  невозможным  никакое  отцовское усмотрение. Для родителей теперь нужно рекомендовать гораздо более тонкое, осторожное и умелое руководство.

      Семья перестала быть отцовской семьей. Наша женщина пользуется такими  же правами, как и мужчина, наша мать имеет  права,  равные  правам  отца.  Наша семья  подчиняется  не  отцовскому  единовластию,   а   представляет   собой советский  коллектив.  В  этом  коллективе  родители   обладают   известными правами. Откуда берутся эти права?

      В  старое  время  считалось,  что   отцовская   власть   имеет   небесноепроисхождение: так угодно богу, о почитании  родителей  существовала  особая заповедь. В школах батюшки толковали об этом, рассказывали  детям,  как  бог жестоко наказывал детей за неуважение к родителям. …И  наши  родители  имеют некоторую власть и должны иметь авторитет в своей семье. Хотя  каждая  семья составляет коллектив равноправных членов общества, все же  родители  и  дети отличаются тем, что  первые  руководят  семьей,  а  вторые  воспитываются  в семье” [4]. Таким образом, можно сказать, что он выступал за равенство в семье, и добавлял:

      “Обо  всем  этом   каждый   родитель   должен   иметь   совершенно   ясное представление.  Каждый  должен  понимать,  что  в  семье   он   не   полный, бесконтрольный хозяин, а  только  старший,  ответственный  член  коллектива.

      Если  эта  мысль  хорошо  будет  понята,   то   правильно   пойдет   и   вся воспитательная работа...” [4].

      Также говорил об особенностях воспитания в многодетной семье и в  неполной, выделял некоторые различия.

      “Только в семье, где есть несколько детей, родительская забота может иметь нормальный характер. Она равномерно распределяется между  всеми.  В  большой семье ребенок привыкает с малых лет к коллективу, приобретает опыт  взаимной связи. Если в семье есть старшие и младшие дети, между ними  устанавливается опыт любви  и  дружбы  в  самых  разнообразных  формах.  Жизнь  такой  семьи представляет ребенку возможность упражняться в различных видах  человеческих отношений.   Перед   ними   проходят   такие   жизненные   задачи,   которые единственному ребенку  недоступны:  любовь  к  старшему  брату  и  любовь  к младшему брату - это  совершенно  различные  чувства,  умение  поделиться  с братом или сестрой, привычка посочувствовать им. Мы уже не  говорим,  что  в большой семье на  каждом  шагу,  даже  в  игре,  ребенок  привыкает  быть  в коллективе. Все это очень важно для воспитания.

      Бывают  и другие случаи неполной семьи.  Очень  болезненно  отражается  на воспитании ребенка, если родители  не  живут  вместе,  если  они  разошлись.

      Часто дети становятся предметом распри  между родителями,  которые открыто друг друга ненавидят и не скрывают этого от детей” [4]. 

      Ему были интересны и случаи, когда  родители ссорятся или один из них уходит из семьи, об этом он сказал:

      “Необходимо рекомендовать тем  родителям,  которые  почему-либо  оставляют один другого, чтобы в своей ссоре, в своем расхождении они больше  думали  о детях. Какие  угодно  несогласия  можно  разрешить  более  деликатно,  можно скрыть от детей и  свою  неприязнь,  и свою  ненависть к бывшему супругу.

      Трудно,  разумеется,  мужу,   оставившему   семью,   как-нибудь  продолжать воспитание детей. И если он не  может благотворно влиять  на  свою старую семью, то лучше постараться, чтобы она совсем его забыла,  это  будет  более честно. Хотя, разумеется, свои материальные  обязательства  по  отношению  к покинутым детям он должен нести по-прежнему.

      Вопрос  о структуре семьи - вопрос очень важный, и к нему нужно относиться вполне сознательно. Если родители по-настоящему любят своих детей и хотят  их  воспитать  как можно лучше, они будут стараться, и свои взаимные несогласия не  доводить  до разрыва и тем не ставить детей в самое трудное положение” [4].

      “Следующий вопрос, на который нужно обратить  самое  серьезное  внимание, - это вопрос о цели воспитания. В  некоторых  семьях  можно  наблюдать  полное бездумье в этом вопросе: просто живут рядом  родители  и  дети,  и  родители надеются на то, что все само собой  получится.  У  родителей  нет  ни  ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты  будут всегда случайны, и часто такие родители потом удивляются, почему это  у  них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо  сделать,  если  неизвестно, чего хотят достигнуть” [4]. 

      А.С. Макаренко об ответственности

      А.С.Макаренко, говоря об ответственности, был убежден в том, что она, прежде всего, должна быть перед самим собой, и отмечал:

      “Ответственность. Ответственность заключается не только в том, что человек боится наказания, а в том еще, что человек и без  наказания  чувствует  себя неловко, если по его вине испортилась  или  уничтожена  вещь.  Именно такую ответственность нужно воспитывать у советского гражданина, и именно  поэтому не нужно наказывать за порчу вещей или грозить наказанием,  а  нужно,  чтобы ребенок сам увидел тот  вред,  который  он  принес  небрежным  обращением  с вещью, и пожалел о  своей  небрежности.  Об  этом  ребенку  нужно,  конечно, сказать, нужно объяснить ему все результаты  небрежности,  но  еще  полезнее будет, если ребенок на собственном опыте почувствует  эти  результаты.  Если ребенок, к примеру, поломал игрушку, не нужно  спешить  покупать  новую,  не нужно и выбрасывать ее, а необходимо,  чтобы  некоторое  время  эта  игрушка была на глазах у ребенка и требовала ремонта. Нужно,  чтобы отец  или мать говорили и совещались о ремонте этой игрушки, чтобы ребенок  видел,  что  он причинил  лишнюю  заботу  родителям,  что  они  относятся  к  игрушке  более внимательно и заботливо, чем он.  А  когда  игрушка  будет  отремонтирована, полезно будет, если отец или мать, шутя, скажут:

        - Она теперь хороша, только что  ж, давать ли ее тебе или  не давать?  Ведь ты небрежно будешь с ней обращаться и снова поломаешь?” [3]

      Отмечал он и то, что ребенок должен сам  осознавать свою вину, без подсказок  родителей.

      “В таких случаях ребенок начинает понимать, что его поступки  приводят  к некоторым неприятным последствиям, у  него  появится  ощущение  естественной ответственности. Но чем ребенок старше, тем эта естественная ответственность должна быть  для  него  обязательнее  и  привычнее.  Если  и теперь он проявляет недопустимую небрежность, уже не нужно шутить  с ним и вызывать чувство ответственности, а нужно самым серьезным тоном  потребовать большего порядка, допуская даже и такое выражение:

        - Это безобразие. Постарайтесь, чтобы таких случаев больше не было!

      В особенности важно воспитывать  ответственность  в  тех  случаях,  когда затрагиваются интересы других членов семьи или даже  интересы  общественные” [3].

      Если  в семье есть правильный  коллективный  тон,  это  воспитание  проводить очень нетрудно [3]. 

      А. С. Макаренко о  важности воспитания  дисциплины у ребенка

      Одним из важнейших факторов хорошего воспитания А.С.Макаренко считал дисциплину.

      “...Один режим должен быть в большой семье, где много детей, и совершенно иной в такой семье, где один ребенок. Режим, полезный по отношению к малым детям, может принести большой вред, если его применять к более взрослым детям. Точно так же свои особенности имеет режим для девочек, в особенности в старшем возрасте.

      Таким образом, под режимом нельзя понимать что-то постоянное, неизменное. В некоторых семьях часто делают такую ошибку, свято верят в целебность раз принятого режима, берегут его неприкосновенность в ущерб интересам детей и своим собственным. Такой неподвижный режим скоро становится мертвым приспособлением, которое не может принести пользы, а приносит только вред.

      Режим не может быть постоянным по своему характеру именно потому, что является только средством воспитания. Каждое воспитание преследует определенные цели, причем эти цели всегда изменяются и усложняются. В раннем детстве, например, перед родителями стоит серьезная задача — приучить детей к чистоте. Стремясь к этой цели, родители устанавливают для детей особый режим, т. е. правила умывания, пользования ванной, душем или баней, правила уборки, правила соблюдения чистоты комнаты, постели, стола. Такой режим должен регулярно поддерживаться, родители никогда не должны забывать о нем, следить за его выполнением, помогать детям в тех случаях, когда они сами не могут что-либо сделать, требовать от детей хорошего качества работы. Если весь этот порядок организован хорошо, он приносит большую пользу, и, наконец, наступает такое время, когда у детей образуются привычки к чистоте, когда сам ребенок уже не может сесть за стол с грязными руками. Значит, можно уже говорить о том, что цель достигнута. Тот режим, который был нужен для достижения этой цели, теперь становится излишним. Конечно, это вовсе не значит, что его можно отменить в течение одного дня. Постепенно этот режим должен заменяться другим режимом, который преследует цель закрепить образовавшуюся привычку к чистоте, а когда эта привычка закреплена, перед родителями возникают новые цели, более сложные и более важные. Продолжать и в это время возиться только с чистотой будет не только излишней тратой родительской энергии, но и вредной тратой...” [3]

      Был уверен в том, что режим воспитания должен соответствовать его целям.

      “Первое, на что мы обращаем внимание родителей,— это следующее: какой бы вы ни выбрали режим для вашей семьи, он должен быть, прежде всего, целесообразен. Любое правило жизни должно быть введено в семье не потому, что кто-то другой его завел у себя, и не потому, что с таким правилом жить приятнее, а исключительно потому, что это необходимо для достижения поставленной вами разумной цели. Эту цель вы и сами должны хорошо знать, и в подавляющем большинстве случаев должны знать ее и дети. Во всяком случае, и в ваших глазах, и в глазах детей режим должен иметь характер разумного правила. Если вы требуете, чтобы дети в определенный час сходились к обеду и садились за стол вместе с другими, то дети должны понимать, что такой порядок необходим для того, чтобы облегчить работу матери или домашней работницы, а также и для того, чтобы несколько раз в день собраться всей семьей, побыть вместе, поделиться своими мыслями или чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли недоеденных кусков, то дети должны понимать, что это необходимо и из уважения к труду людей, производящих пищевые продукты, и из уважения к труду родителей, и из соображений семейной экономии. Мы знаем и такой случай, когда родители требовали, чтобы дети за столом молчали. Дети, конечно, подчинялись этому требованию, но ни они, ни родители не знали, для чего введено такое правило. Когда родителей спросили об этом, они объяснили, что если за обедом разговаривать, то можно из-за этого подавиться. Такое правило, конечно, бессмысленно: у всех людей принято за столом беседовать, и от этого никаких несчастных случаев не происходит” [3].

      Еще одним важным свойством каждого режима, по мнению педагога, является его определенность и систематичность. “Если сегодня нужно чистить зубы, то нужно их чистить и завтра; если сегодня нужно убрать после себя постель, то нужно это сделать и завтра. Не должно быть так, что сегодня мать потребовала уборки постели, а завтра не потребовала и сама убрала. Такая неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключений, кроме таких случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами. Как правило, же, в каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители строже будут следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям.

Информация о работе Проблемы современного семейного воспитания