Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)


 

 

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………..…..…..2

Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5

1.1.  Психологические основы возникновения конфликтов.

Типы конфликтов……………………..………………………….…..5

1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

 

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32

2.1. Характеристика старшего  школьного возраста….…………....32

2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40

Заключение…………………………………………………………………71

Список используемой литературы………………………………………73

Приложение…………………………………………………………………75

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Хорошо известно, что  развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Школьный коллектив, группа, которая состоит не просто из учеников, а из индивидуальностей, личностей. Каждый представитель этого коллектива наделен своими особенностями, привычками, характером, стилем поведения и темпераментом и как и в любой группе в ней есть лидеры, зачастую два и более, исполнители и отвергнутые. Все это ведет, конечно, не всегда, но зачастую к возникновению противоречий и следовательно конфликтов.

Однако, сказанное вовсе не означает, будто любое противоречие интересов и целей приводит к их конфликту между собой. Противоречие и конфликт – далеко не одно и то же, и не всегда развитие  противоречия оборачивается конфликтом. Чтобы конфликт возник, необходимо, чтобы соперничающие за что-либо учащиеся или их группы, во-первых, осознали противоположность своих интересов и целей, а, во-вторых, начали активно противодействовать сопернику. Только то противоречие, которое реализуется в активном противодействии друг другу двух или более личностей, групп, становится первоосновой и истоком конфликта.

Конфликтная ситуация означает такое взаимодействие между двумя или большим числом сторон, цели которых реально или предположительно существенно различны или даже несовместимы. Сам же конфликт предстает как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций или взглядов субъектов социального взаимодействия.

Но какие бы обстоятельства не предшествовали возникновению конфликтной  ситуации, чаще всего конфликт развертывается по диадической схеме противостояния двух враждебно настроенных субъектов  – будь то индивиды, группы, коллективы, нации и т.п. Из сказанного можно сделать вывод, что в определение конфликта следует включить: а) наличие противоречий между вступающими в конфликт сторонами соперничества; б) достижение (или не достижение) целей конфликтующих сторон и в) возможность борьбы их не только с подлинным, но и мнимым противником.

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15– 16 до 18–19 лет, относится  к ранней юности. В юности формируется мировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философское осмысление жизни.

Проанализировав особенности старшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что все поведение старшего школьника является очень сложным. На поведение старшеклассника влияет множество факторов. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.   Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что – некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию". Все это требует от взрослых, окружающих старшего школьника, пристального внимания к каждому, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним.

Данная проблема обусловила выбор темы дипломного исследования: Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте.

 Объект исследования: Типичные конфликты в старшем школьном возрасте.

Предмет исследования: Пути урегулирования конфликтов  в старшем школьном возрасте.

Целью исследования: Выявить типичные конфликты в старшем школьном возрасте и пути их урегулирования.

При постановки цели исследования были определены следующие задачи:

1.Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме конфликтов.

2. Изучение старшего школьного  возраста и типичных конфликтов  в этом возрасте.

3. Изучение межличностных конфликтов, как одного из видов типичных конфликтов, и  составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению межличностных конфликтов.

Гипотеза: Если при работе с учащимися старших классов будут учитываться:

а) причины возникновения типичных конфликтов;

б) психические особенности  старшеклассников, то пути их урегулировании будут более эффективными.

Исходя из поставленных задач, мы построили следующую структуру работы. Первая глава посвящена теоретическому аспекту данной работы. В ней дан анализ литературы, посвященной проблемам конфликтов и типичные конфликты в старшем школьном возрасте.    

 Вторая (практическая) глава посвящена конкретному психологическому исследованию, которое направленно на выявление причин межличностных конфликтов.    

 Заключение  содержит выводы, сделанные на  основе имеющихся материалов, о влиянии конфликтов на отношение между старшеклассниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы возникновения конфликтов.

 

1.1. Психологические основы возникновения конфликтов. Типы конфликтов.

 

Конфликт - наиболее  острый  способ  разрешения  значимых  противоречий, возникающих  в  процессе  взаимодействия  сторон.

       Психология  и  поведение человека  зависят  не только от личных качеств  конкретного человека, но и от  социальной  среды, которая   представляет  собой  сложно  организованное  общество. В обществе  люди  объединены  друг  с другом  в разнообразные группы; в большие и малые. Личность  каждого человека  зависима  от  психологии  и отношений,  существующих  в малых группах,  отношения складываются  различным  образом: и  положительно,  и  отрицательно. В  процессе  достижения  взаимопонимания  часто  возникают  трудности, то  есть  отношения  в  группах  могут  быть  конфликтными.

       У каждого человека  есть  свои  положительные и отрицательные  черты, свои  достоинства  и  недостатки. Поведение  человека  в  группе, зависит  и  от  его  личности  и  от  особенности  группы, от  социального  окружения. Особое  внимание  заслуживают  отрицательные  взаимоотношения  в  группе. Отрицательные  взаимоотношения  в  группе, порождают  у  личности  тревожность, межличностные  конфликты, фрустрацию. Конфликт - это разногласия между группами  людей, вызванные несогласием с чем-либо, или спором  по  какой-то  теме. Конфликт  может быть  вызван любым вопросом  или намеком на  то, что не  по  душе  тому  человеку, к которому  обращаются. Конфликт может начаться со  спора, когда двое  или более людей начинают  обсуждать какую-то  тему, на  которую у них совсем  разные  взгляды. Один  говорит  одно, другой  другое, их  мнения  не  сходятся, каждый высказывает свое мнение, не  соглашаясь и  полностью  опровергая  мнение  другого. Это типичное зарождение малого конфликта. Рассмотрим проблему конфликтов более глубже.

        Само  слово  конфликт, происходит  от  латинского con – вместе  и flictus – удар, т.е.  дословный перевод означает  "столкновение". Однако  можно воспользоваться и другим  словом, например  "противодействие". Такое понимание этого термина позволяет лучше почувствовать  суть  явления, условия  существования, а  значит, и  средства  преодоления. Противодействие может возникать по разным поводам и приобретать весьма различный характер проявления.

       Появившись  с первыми человеческими сообществами, конфликтные явления проявлялись повседневно. Длительное время конфликты не исследовались наукой. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Изменялось и отношение к ним общественной мысли. В Средние века и в Новое время учеными предпринимались попытки осмыслить сущность этого явления.

Первые, дошедшие до нас  исследования рассматриваемой проблемы относятся к V11-V1 вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. Многие ученые тех времен пытались вскрыть причину такого конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего.  Платон (428-348 г. до н.э.) рассматривал её как величайшее зло.

       Традиции  накопления  конфликтологических  идей имеют многовековую историю.  Первые целостные концепции конфликта появились на рубеже Х1Х – ХХ вв. Идеи согласий и конфликта, мира и насилия всегда были одни из главных в религиозных течениях. Тема борьбы добра со злом представлена в  произведениях культуры и искусства. Обычное сознание  также является мощным источником конфликтологических идей, отражением отношения людей к конфликтам разного уровня. В настоящее время многими учеными высказывается предположение о том, что возможно, XXI век  поставит  человечество  перед  альтернативой: либо  он  станет  веком  конфликтологии, либо  он  будет  последним  веком  в  истории  цивилизации. Конфликты  в  ХХ в. стали  основной  причиной  гибели  людей. Две  мировые  войны, более  200  крупномасштабных  войн,  локальные  военные  конфликты, убийства, самоубийства – все  эти  виды  конфликтов  по  самой  приближенной  оценке  унесли  до  300 млн. человеческих  жизней. Внутриполитическая борьба является одним из решающих факторов развития большинства государств. Конфликты  в  организациях  нередко  оказывают  определяющее  влияние  на  качество  их  деятельности. Согласие  в  семье  и  с  самим  собой  выступает  важнейшим  условием  счастливой  жизни  каждого  человека.

       Некоторые  авторы, например Томас Ф. Крам  рассматривает конфликт, как проявление  сталкивающихся энергий. Он рассматривает природу конфликта  на физическом уровне, изнутри, как энергию. Он не отрицает конфликт. Он пытается охватить его и понять. «Конфликт естественен; ни позитивен, ни негативен, он просто есть. Неважно, есть ли конфликт в Вашей жизни. Важно то, как Вы реагируете на конфликт» – утверждает Т. Крам.

Первопричины конфликтов.

        Конфликт. Обнаруживается   в личной  жизни, возникает между родителями  и ребенком, между супружескими  парами. Встречается на  службе  между работодателем и подчиненными, между мужчиной  и женщиной. Мы  видим, как религия идет  против  религии, нация против  нации. Это глубинная тема  всей  человеческой  истории.

Конфликт  становиться  критическим  исходом  нашего  времени. В чем  же  истоки  конфликта?  Как любое социальное явление – это процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта - это ход его развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

В  любом  конфликте  присутствуют  его участники - "конфликтанты". Они  обладают  волей,  сознанием, способны  понимать  значение  своих  действий  и  нести  ответственность  за  них. Значит,  каждый  из  них  является  субъектом, причем  это  может  быть  как  отдельная  личность, так  и  группа – от  малой  контактной  до  макросоциальных  объединений. Противодействующие  субъекты  являются  оппонентами  друг  друга. Помимо  них  в  конфликте  могут  принимать  участие и другие  субъекты. Это могут быть  посредники, наблюдатели, которые являются  противоборствующей  стороной, а выполняют миротворческие  функции. Однако  они легко могут превратиться  в оппонентов.

       То, или  за  что борются  между  собой  оппоненты, составляет  предмет  конфликта. Это  может  быть  конкретная  вещь,  имущество, территория, иные  материальные  блага.

       Предмет   конфликта  зачастую   очевиден. Но  не  так  уж  редко,  особенно  при  продолжительных   конфликтах, выделить  его  бывает  непросто, поскольку  он  обрастает  многими  дополнительными  обстоятельствами. Иногда  случается  и  такое: выясняется, что  у  данного  конфликта  нет  предмета! Такие  конфликты  называются  беспредметными. Они  могут  быть  следствием  заблуждений, ошибок  субъектов  или  хотя  бы  одного  из  них. Однако  если  ситуация  не  проясняется, то  рано  или  поздно  оппоненты  своими  враждебными  действиями  причиняют  друг  другу  ущерб, предмет  привносится  в  конфликт. Хотя  и  с опозданием.

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте