Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа
Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.
Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14
Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73
Исходя из этого, можно разделить агрессивные проявления на два основных типа: первый – мотивационная агрессия, как самоценность, второй – инструментальная, как средство (подразумевая при этом, что и та, и другая могут проявляться как под контролем сознания, так и вне него, и сопряжены с эмоциональными переживаниями (гнев, враждебность). Практических психологов в большей степени должна интересовать мотивационная агрессия как прямое проявление реализации присущих личности деструктивных тенденций. Определив уровень таких деструктивных тенденций, можно с большой степенью вероятности прогнозировать возможность проявления открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур является опросник Басса-Дарки.
А. Бассе, воспринявший ряд
положений своих предшественник
1. Физическая агрессия
– использование физической
2. Косвенная – агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
4. Негативизм – оппозиционная
манера в поведении от
5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
8. Чувство вины –
выражает возможное убеждение
субъекта в том, что он
Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает "да" или "нет".
Пользуясь данной методикой,
необходимо помнить, что агрессивность,
как свойство личности, и агрессия,
как акт поведения, могут быть
поняты в контексте психологического
анализа мотивационно-
Диагностический блок
Для данного исследования были выбраны два десятых класса красноярской средней школы № 1.
На первом этапе исследования нами была разработана и проведена анкета, которая позволила выявить главные причины возникновения конфликтов в классе. Анкета проводилась анонимно, и состояла из
6 вопросов.
Анкета.
Проанализировав данные, полученные в ходе анкетирования детей, были получены следующие результаты:
На первый вопрос 50% опрошенных ответили, что им нравится класс, и их устраивают отношения в нем, 25 % учащихся отношения в классе кажутся натянутыми, и им бы хотелось изменить их, и 25 % утверждают, что отношения в классе являются пренебрежительными, и если бы из класса ушли некоторые ученики, то класс был бы намного лучше.
Ответы на второй вопрос показали следующий результат: 43 % учащихся ответили, что в их классе часто возникают конфликты, 27 % ответили, что конфликты возникают редко, но продолжаются длительное время и лишь 30 % утверждают, что конфликтов в их классе не возникает.
На третий вопрос было получено много ответов, но большее количество учащихся ответили, что причиной конфликтов чаще всего являются следующие причины:
непонимание между мальчиками и девочками - 30% опрошенных.
разное социальное положение – 35% учащихся, и как написали некоторые учащиеся «я не могу нормально общаться с теми людьми, у которых грязные вещи, и их родители постоянно пьяные, какое воспитание они могут дать своим детям».
10 % учащихся ответили,
что главной причиной
Остальные 25 % выбрали разные причины, а именно неподчинение просьбе учителя, прогуливание уроков, плохое поведение на уроках, невыполнение каких-либо общественных поручений и т.д.
На последние три
вопроса практически все
Далее были проведены подобранные выше методики, которые позволили судить об уровне конфликтности в среде подростков, причинах возникновения и ходе протекания конфликта. На третьем этапе исследования были разработаны коррекционные действия по предотвращению конфликтов и способы их решения. Данные действия проводились в одном из двух классов, что позволило впоследствии судить о различии в классах при ведении или отсутствии коррекционной работы.
В таблицах № 1, 2 показаны результаты изучения классного коллектива и распределение учеников по их социальному статусу.
Таблица №1 «10 «А» класс»
№ |
Ф.И.О. |
Соц. положение |
Статус семьи |
1 |
Абдрахманов Куаныш |
Среднее |
Полная |
2 |
Алшимбаев Адлет |
Низкое |
Неполная, воспитывает дедушка |
3 |
Бейсембаев Адиль |
Среднее |
Полная |
4 |
Бейсембаева Жулдыз |
Среднее |
Полная |
5 |
Бобошко Алена |
Выше среднего |
Полная |
6 |
Габайдулин Тагир |
Среднее |
Полная |
7 |
Жаменов Зейнел-Габиден |
Среднее |
Полная |
8 |
Жаменова Эльмира |
Среднее |
Полная |
9 |
Зылгара Аблай |
Среднее |
Полная |
10 |
Клешнин Дмитрий |
Малообеспе-ченный |
Неполная, воспитывает бабушка, мать пьет |
11 |
Муфтахутдинов Рафаил |
Малообеспе-ченный |
Неполная |
12 |
Минько Юля |
Среднее |
Полная |
13 |
Нарыжная Дарья |
Среднее |
Полная |
14 |
Нечаев Евгений |
Среднее |
Полная |
15 |
Омарова Маржан |
Среднее |
Полная |
16 |
Раимжанов Адильбек |
Среднее |
Полная |
17 |
Салмина Виктория |
Среднее |
Полная |
18 |
Сапиев Ерлан |
Среднее |
Полная |
19 |
Уткина Елизавета |
Среднее |
Полная |
20 |
Швефель Евгений |
Среднее |
Неполная |
Таблица №2 « 10 «Б» класс»
№ |
Ф.И.О. |
Соц. положение |
Статус семьи |
1 |
Бопшук Надежда |
Среднее |
Полная |
2 |
Бопшук Екатерина |
Низкое |
Сирота |
3 |
Витт Сергей |
Среднее |
Полная |
4 |
Гайсин Равиль |
Малообеспеченный |
Полная |
5 |
Даниленко Иван |
Малообеспеченный |
Полная |
6 |
Дарандин Валерий |
Малообеспеченный |
Многодетная |
7 |
Жармуханова Аягоз |
Среднее |
Неполная |
8 |
Зимницкий Виталий |
Малообеспеченный |
Полная |
9 |
Кашкенов Аманат |
Малообеспеченный |
Многодетная |
10 |
Кулова Айнура |
Среднее |
Полная |
11 |
Лисицина Марина |
Среднее |
Полная |
12 |
Мазуркевич Надежда |
Малообеспеченная |
Неполная, многодетная, мать болеет туберкулезом |
13 |
Мадиева Айгуль |
Среднее |
Полная |
14 |
Молдагалиева Индира |
Среднее |
Полная |
15 |
Муканов Даулет |
Среднее |
Полная, отец Афганец |
16 |
Николаев Дмитрий |
Малообеспеченный |
Неполная, мать пьет |
17 |
Парфенюк Олег |
Среднее |
Полная |
18 |
Смаила Айгерим |
Среднее |
Полная |
19 |
Хохлова Татьяна |
Среднее |
Полная |
20 |
Шиколенко Алексей |
Среднее |
Полная |
В ходе проведения теста Баса-Дарки были получены следующие результаты, которые показаны в таблицах № 3,4.
Таблица №3. Данные 10«А» класса
№ |
Ф.И.О. |
ФА. |
КА. |
РАЗ. |
НЕГ. |
ОБ. |
ПОД. |
ВА. |
ЧВ. |
1 |
Абдрахманов Куаныш |
4 |
4 |
7 |
3 |
6 |
8 |
10 |
3 |
2 |
Алшимбаев Адлет |
5 |
6 |
5 |
2 |
6 |
6 |
6 |
4 |
3 |
Бейсембаев Адиль |
3 |
3 |
4 |
2 |
4 |
6 |
5 |
4 |
4 |
Бейсембаева Жулдыз |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
6 |
7 |
2 |
5 |
Бобошко Алена |
4 |
7 |
6 |
3 |
3 |
3 |
4 |
3 |
6 |
Габайдулин Тагир |
4 |
3 |
5 |
3 |
3 |
6 |
5 |
2 |
7 |
Жаменов Зейнел-Габиден |
5 |
4 |
4 |
2 |
3 |
6 |
6 |
3 |
8 |
Жаменова Эльмира |
3 |
3 |
2 |
2 |
3 |
2 |
6 |
3 |
9 |
Зылгара Аблай |
3 |
4 |
4 |
3 |
4 |
6 |
5 |
2 |
10 |
Клешнин Дмитрий |
8 |
6 |
6 |
5 |
8 |
9 |
11 |
6 |
11 |
Муфтахутдинов Рафаил |
8 |
6 |
7 |
4 |
8 |
7 |
10 |
5 |
12 |
Минько Юля |
6 |
6 |
6 |
3 |
4 |
7 |
8 |
4 |
13 |
Нарыжная Дарья |
5 |
3 |
6 |
3 |
4 |
3 |
11 |
3 |
14 |
Нечаев Евгений |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
2 |
6 |
3 |
15 |
Омарова Маржан |
4 |
4 |
5 |
2 |
3 |
6 |
5 |
2 |
16 |
Раимжанов Адильбек |
3 |
4 |
4 |
2 |
3 |
3 |
5 |
2 |
17 |
Салмина Виктория |
7 |
6 |
5 |
4 |
4 |
8 |
8 |
5 |
18 |
Сапиев Ерлан |
6 |
5 |
6 |
4 |
4 |
3 |
7 |
4 |
19 |
Уткина Елизавета |
5 |
5 |
6 |
4 |
3 |
7 |
6 |
3 |
20 |
Швефель Евгений |
4 |
6 |
5 |
3 |
4 |
6 |
5 |
2 |