Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

Наиболее важным в  структруе личности является и характер (греч. чеканка, отпечаток) есть совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливающих типичные для нее способы поведения. Те особенности личности, которые относятся к характеру, называют чертами характера. Черты характера— это не случайные проявления личности, а устойчивые особенности, которые стали свойствами самой личности.

Существует выражение «Не сошлись характерами». Это значит, что характеры данных людей таковы, что дают разное направлению и поступкам и поэтому оказываются обычно несовместимыми, что приводит к частым конфликтам.

Итак, влияние потребностей, мотивов, темперамента и характера на тип реагирования в сложной ситуации бесспорно.

Так же на поведение ученика  в конфликтной ситуации играет уровень  агрессии и агрессивности.

Под агрессивностью понимается свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность – это личностная особенность, выражающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.

Агрессивные учащиеся, при  всем различии их личностных характеристик и особенностей поведения, отличаются некоторыми общими чертами. К таким чертам относится бедность ценностных ориентаций, их примитивность, отсутствие увлечений, духовных запросов, узость и неустойчивость интересов, в том числе и познавательных. У этих детей, как правило, низкие уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, неразвитость нравственных представлений. Им присуща эмоциональная грубость, озлобленность как против сверстников, так и против окружающих взрослых. У таких подростков наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными конфликтами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

Проанализировав особенности  старшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что все поведение  старшего школьника является очень  сложным. На поведение старшеклассника  влияет множество факторов. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.   Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что – некоторые исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию".  Все это требует от взрослых, окружающих старшего школьника, пристального внимания к каждому, предельной тонкости, деликатности, вдумчивости и осторожности при работе с ним. 
           Личностное развитие старшеклассника характеризуется двумя основными потребностями: с одной стороны потребностью в самоутверждении, с другой — потребностью в общении со стороны сверстников, ибо ведущая деятельность в данном возрасте — интимно-личностная. Эти потребности и образуют основные черты психического развития школьника.

Одной из главных черт психического развития можно считать личностную нестабильность.

Недаром Стенли Холл назвал этот период — периодом «Бури и  натиска». Ибо в этот период в  личности школьника сосуществуют прямо  противоположные потребности и  черты.

Внешний вид старшеклассника - еще один источник конфликта. Меняется походка, манеры, внешний облик. Ещё совсем недавно свободно, легко двигавшийся мальчик начинает ходить вразвалку, опустив руки глубоко в карманы и сплёвывая через плечо. У него появляются новые выражения. Девочка начинает ревностно сравнивать свою одежду и причёску с образцами, которые она видит на улице и обложках журналов, выплёскивая на маму эмоции по поводу имеющихся расхождений.

Внешний вид подростка  часто становится источником постоянных недоразумений и даже конфликтов в семье. Родителей не устраивает ни молодёжная мода, ни цены на вещи, так нужные их ребёнку. А подросток, считая себя уникальной личностью, в то же время стремится ничем не отличаться от сверстников. Он может переживать отсутствие куртки – такой же, как у всех в его компании, - как трагедию.

Желание слиться с  группой, ничем не выделяться, отвечающее потребности в эмоциональной  безопасности, психологи рассматривают  как механизм психологической защиты и называют социальной мимикрией.

Внутренне происходит следующее.

У подростка появляется своя позиция. Он считает себя уже  достаточно взрослым и относится  к себе как к взрослому.

Желание, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как  к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует  больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает (разве что на словах).

Стремление к самостоятельности. А по сему контроль и помощь отвергаются. Все чаще от подростка можно слышать: "Я сам все знаю!" (Это так  напоминает малышовое "Я сам!"). И родителям придется только смириться и постараться приучить своих чад отвечать за свои поступки. Это им пригодится по жизни. К сожалению, подобная "самостоятельность" - еще один из основных конфликтов между родителями и детьми в этом возрасте.

Появление собственных вкусов и  взглядов, оценок, линии поведения (самое  яркое - это появление пристрастия  к музыке определенного типа).

           Дружба носит избирательный характер, измена не прощается. А в  купе с подростковым максимализмом  дружеские отношения носят своеобразный характер: с одной стороны – потребность в единственно-преданном друге, с другой – частая смена друзей. Это и является немаловажным в возникновении конфликтов в среде сверстников.

Проанализировав все  выше изложенное мы пришли к выводу, что типичными конфликтами в старшем школьном возрасте являются: внутриличностные конфликты, конфликты с родителями и межличностные конфликты.

Ниже нами будут рассмотрены  все три вида конфликтов.

Что же представляет собой  внутриличностный конфликт.

Проблема внутриличностного  конфликта активно разрабатывалась  и разрабатывается в западной психологии. Достаточно часто к ней обращаются различные психотерапевтические техники.

В зарубежных исследованиях  внутриличностный конфликт рассматривается  исходя из понимания личности, которое  сложилось в рамках определенной психологической школы.

Психоаналитическое направление —- биопсихологическая трактовка: столкновение желаний (3. Фрейд); регресс на более низкий уровень психики

(К. Юнг); столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей» (К. Хорни).

Бихевиоризм — плохая привычка, результат ошибочного воспитания      (Д. Скиннер); фрустрация (Н. Миллер, Дж. Доллард).

Гуманистическая психология — противоречие между осознанными, но ложными самооценками (К. Роджерс); нереализованная потребность человека в самоактуализации (А. Маслоу).

Когнитивная психология — когнитивный диссонанс как негативное состояние в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний. Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его.

Теория поля — ситуация, в которой на субъекта одновременно действуют противоположно направленные силы примерно одинаковой величины и субъект вынужден делать выбор между тенденциями: положительной и отрицательной; положительной и положительной; отрицательной и отрицательной (К. Левин).

Логотерапия —- потеря смысла жизни (В. Франкл).

Интеракционизм — конфликт ролей (А. Голднер).

Психосинтез — острые противоречия внутри личности, снижающие цельность

Таким образом, в большинстве  теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Отечественные традиции психологии предлагают несколько иное видение проблемы, связанное с  тем, как понималась личность в советской психологии, а затем — в российской психологии.

Отечественная школа видит внутриличностный конфликт как столкновение двух сильных, но противоположно направленных тенденций (А. Лурия); «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности» (В. Мерлин); столкновение двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей (Ф. Василюк) и др.

Внутриличностный конфликт — острое негативное переживание, вызванное затянувшейся борьбой структур внутреннего мира личности, отражающее противоречивые связи с социальной средой и задерживающее принятие решения.

Сферы внутриличностного  конфликта: когнитивная сфера, эмоциональная сфера, поведенческая сфера, интегральные показатели.

Внутриличностные конфликты возникают под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной. Можно выделить две группы противоречий, лежащих в основе конфликта:

. результат перехода  объективных противоречий, внешних  по отношению к человеку, во  внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

•  противоречий внутреннего  мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые  отражают отношение личности к окружающей среде.

Выделяют три уровня развития психологического противоречия (Е. Донченко и Т. Титаренко):

•  психологическое  равновесие внутреннего мира личности;

•  нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);

•  невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

На каждом из этих уровней возможно разрешение противоречия. Эта возможность зависит от того, что человеку необходимо для осуществления нормальной жизнедеятельности, каким его потребностям грозит отказ. Может быть и так, что до внутриличностного конфликта человек так и не доходит. Но нередко противоречие развивается дальше, перерастает во внутренний конфликт.

Для возникновения внутриличностного  конфликта необходимо присутствие  личностных и ситуативных условий.

Личностные условия.

•  Сложный внутренний мир и  актуализация этой сложности.

•  Сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов.

•  Высокий уровень развития чувств и ценностей.

•  Сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности  индивида к самоанализу и саморефлексии.

Ситуативные условия (В. Мерлин).

Внешние условия - удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой:

•  уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия  для удовлетворения мотивов и отношений личности;

•  удовлетворение одних мотивов  с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов;

•  общественная жизнь требует  ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких.

Внутренние условия - противоречия между различными сторонами личности:

•  эти стороны должны быть значимыми;

•  они должны иметь приблизительно равную значимость для личности;

•  личность осознает субъективную неразрешимость ситуации.

Для того чтобы построить типологию  внутриличностного конфликта, нужно  основание, которое объединяет разнообразие всех внутренних конфликтов.

Принятие ценностно - мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт (А. И. Шипилов).

•  Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»),

•  Ценности как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

•  Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

Виды внутриличностного конфликта.

1.  Мотивационный конфликт — между бессознательными стремлениями (3. Фрейд), между стремлениями к обладанию и к безопасности (К. Хорни), между двумя положительными тенденциями (К. Левин) или как столкновение различных мотивов.

2.  Нравственный  конфликт —  моральный   или  нормативный  конфликт (В. Бакштановский, Й. Арницане, Д. Федорина); конфликт между желанием и долгом, моральными принципами и личными привязанностями (В. Мя-сищев); стремлением действовать в соответствии с желанием и требованиями взрослых или общества (А. Спиваковская); долгом и сомнением в необходимости следовать ему (Ф. Василюк, В. Франкл).

3.  Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности, возможностью «хочу быть таким, как они» и невозможностью это реализовать (А. Захаров). К данному виду относятся и внутренние конфликты, связанные с сексуальными патологиями (С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте