Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

Слабовыраженные и вялотекущие. Характерны для противоречий, носящих неострый характер, либо для столкновений, где активна лишь одна сторона; вторая не стремится четко обнаружить свою позицию или избегает конфронтации.

Слабовыраженные и быстропротекающие. О благоприятном прогнозе можно  говорить лишь в том случае, если такой конфликт имеет место в определенном эпизоде. Если за ним следует новая цепь подобных конфликтов, то прогноз может быть не только сложным, но и неблагоприятным.

Разумеется, нельзя все  конфликты свести в единую универсальную  схему. Есть конфликты типа «схваток», где разрешение может быть только в случае победы одной из сторон, и «дебаты», где возможен компромисс. Кроме того, встречаются и другие взгляды на типологию конфликтов. Американский социолог М. Ройч, например, выделяет следующие виды конфликтов (с учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации):

Ложный конфликт —  субъект воспринимает ситуацию как  конфликтную, хотя реальных причин для этого нет. Не имеет объективных оснований, возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Потенциальный конфликт — существуют реальные основания  для возникновения конфликта, но пока одна из  сторон или обе в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали  ситуацию как конфликтную. Он может состояться в силу объективных причин, но до определенного времени не актуализируется.

Истинный конфликт —  реальное столкновение между сторонами. Это столкновение интересов существует объективно, осознается участниками  и не зависит от легко изменяемого  фактора. В свою очередь.  Истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

а) конструктивный — возникший  на основе реально существующих между  субъектами противоречий;

б) случайный или условный — возникший по недоразумению  или случайному стечению обстоятельств, что не осознается его участниками; он прекращается в случае осознания реально имеющихся альтернатив;

в) смещенный — возникший  на ложном основании, когда истинная причина скрыта. Здесь воспринимаемая причина конфликта лишь косвенно связана с объективными причинами, лежащими в его  основе, когда следствие выдается за причину;

г) неверно приписанный  конфликт — это конфликт, в котором  истинный виновник, субъект конфликта, находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения. Это делается либо преднамеренно, либо сознательно, с целью спровоцировать столкновение в группе противника.

Если за основание  конфликта берется психическое  состояние сторон и соответствующее  этому состоянию поведение людей  в конфликтных ситуациях, то конфликты делятся на:

рациональные;

эмоциональные.

В зависимости от целей  конфликта и его последствий, конфликты подразделяются на :

позитивные;

негативные;

конструктивные;

деструктивные.

Социальный психолог В.И. Курбатов (Ростов-на-Дону) предлагает другие подходы к классификации конфликтов:

внешний — конфронтация между субъектами;

внутренний — конфронтация мотивов, намерений, целей субъекта;

конфликт выбора —  затруднение выбора одной из двух равных целей;

конфликт выбора наименьшего  зла — затруднение выбора между вариантами, каждый из которых в равной степени нежелателен;

групповой — между  группами людей;

коммуникативный — результат  речевого противостояния, являющийся следствием барьеров понимания установки  первого впечатления;

мотивационный — между  потребностями и намерениями;

открытый — борьба с целью нанесения ущерба противнику;

скрытый — неявное  противостояние, напряженные взаимоотношения;

конфликт потребностей — разновидность мотивационного, связанного с тем что человек  хочет достичь противоречивые цели;

конфликт потребности  и социальной нормы — между  побудительными личными мотивами и  запретительными общими императивами;

статусный — конфронтация, определяемая статусом, положением и  ролью участников;

целевой — конфронтация по поводу достижения определенной цели;

и т.д.

Основные виды социальных конфликтов.

По проблемам классификации  социальных конфликтов среди исследователей нет единой точки зрения. Думается, можно присоединиться в В.И. Сперанскому, который предлагает определять основные виды конфликтов в зависимости от того, что берется за основание классификации.

Если за основание  берутся особенности сторон, то можно выделить:

межличностные;

между личностью и  группой;

внутригрупповые;

между малыми и большими социальными общностями;

межэтнические;

межгосударственные.

В зависимости от мотивации  конфликта выделяют три блока  социальных конфликтов:

конфликты, возникающие в связи с распределение властных полномочий и позиций;

конфликты по поводу материальных ресурсов;

конфликты по поводу ценностей  важнейших, жизненных установок.

Таким образом, классификация  конфликтов — метод познания, заключающийся в объединении их в группы на основе какого-либо признака. Базисная типология конфликтов позволяет определить в нем наиболее общие структурные единицы.

В принципе, в основе классификации  может лежать любой признак конфликта. Если за основу берется характеристика, присущая всем конфликтам, то классификация называется общей. В противном случае она будет частной.

 

 

1.2. Типичные  конфликты в старшем школьном  возрасте.

Характеристика старшего школьного возраста.

Старший школьный возраст, т.е. примерно от 15 – 16 до 18–19 лет, относится к ранней юности. Существует множество теорий юности. Биологические теории рассматривает юность, прежде всего как определенный этап эволюции организма, полагая, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные. Психологические теории фиксируют внимание на закономерностях психической эволюции, характерных чертах вешнего мира и самосознание. Психоаналитические теории выделяет в юности определенный этап психосексуального развития. Указанные теории рассматривают юность, прежде всего с точки зрения внутреннего процесса развития человека как индивида или как личности. Социологические теории юности рассматривает ее, прежде всего как определенный этап социализации как переход от зависимого детства к самостоятельной, ответственной деятельности взрослого.

В юности формируется  мировоззрение как система взглядов на природу и общество, как философское  осмысление жизни. Как указывает  Л.И. Бажович, в этом возрасте у школьников уже имеется система собственных  задачи требований как некий нравственный образец, становящийся побудителем поведения и организатором всех потребностей и стремлений. С началом самостоятельной общественно- трудовой деятельности строится собственный статус человека, преемственно связанный со статусом семьи, из которой он вышел. С формированием определенного мировоззрения, с ростом самосознания, приобретением социального опыта развивается личность старшеклассника. Л.И. Бажович определяет понятие личности следующим образом: «Личность— целостная психологическая структура, возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную функцию в его взаимоотношениях с окружающей средой». Раскрывая определение, автор подчеркивает целостность структуры личности, ее «единства как субъекта и объекта», т.е. активность является атрибутом личности, а деятельность— ее основной границей и наиболее полной объективизацией.

Тип реагирования юноши в сложной (конфликтной) ситуации зависит от типа его личности и ее составляющих компонентов. Старший школьный возраст— это возраст формирования собственных взглядов и отношений, поисков своего самоопределения. Именно в этом выражаются самостоятельность старшеклассников. В этом возрасте важной сферой самостоятельности является, собственные взгляды, оценки, мнения и стремление их отстаивать.

Безусловно, иметь все это есть потребность старшеклассника. Потребность— это, таким образом, высшая человеческая нужда в чем-то лежащим вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него.

Существует чрезвычайно  много классификаций потребностей, лежащих в основе мотивов человеческого поведения. Одна из наиболее известных принадлежит А. Маслоу.

Потребности являются внутренней причиной активности личности, они  чаще и выраженнее других психических явлений бывают мотивами действий и деятельности и чаще переживаются как эмоции и чувства, но могут быть и только познаваемыми суждениями. Одной из важнейших потребностей в юности является потребность в общении со сверстниками. С ними старшеклассники предпочитают проводить свой досуг, их посвящают в свои любимые занятия, с ними делятся своими мыслями. Никто не будет оспаривать того, что не реализация данной потребности ведет к конфликту. Социальная потребность само актуализации в отстаивании своих взглядов и идей также может привести к конфликтной ситуации в группе. Так как, в любом коллективе могут существовать различия во взглядах и представлениях.

Надо помнить, что направленность старшеклассника мы не можем определить только по его отношению к окружающему. В общем, у человека и конкретно у юноши отношение ко многим людям, вещам, фактам, мыслям может быть случайным в том смысле, что не выражает его индивидуальный особенности. Почему, например, даже после классной экскурсии в архитектурный музей некоторые старшеклассники говорят, что не интересуются скульптурой. Но ничего характеризующего человека в этом высказывании нет. Оно не вскрывает направленности характера. Направленность означает содержание руководящих целей и мотивов, включает в себя отношения значимые, действительно влияющие на поведение человека. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, поскольку оно делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. С мировоззрением как содержанием направленности тесно вязано самоопределение человека, т.е. цели, которые человек перед собой ставит, т.е. средства, которые он предпочитает в борьбе за достижение цели. Итак, от мировоззрения старшеклассника зависит, возникнет ли конфликтная ситуация или нет. Ну, конечно от типа направленности ученика зависят пути разрешения конфликта.

Возникшая зависимость  объясняется тем, что потребности  и интересы человека, которые оттеняют ту или иную психическую сторону направленности, побуждают личность к активности, становятся внутренними побудителями его деятельности— мотивами.

Если потребности определяют содержание человеческой активности, их сущность, то мотивационная сфера (2-й параметр личности)— проявление этой сущности.

Мотивация объясняет  целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели.

Мотив, в отличие от мотивации— это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Далее нами будет рассмотрено  влияние характера и темперамента учащихся, на умение жить в социуме.

Наблюдая за другими людьми, за тем, как они учатся, общаются, переживают радости и горе, мы, несомненно, обращаем внимание на различия в их поведении. Одни быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие— медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.

Слово «темперамент»  означает «надлежащее смещение черт». В современной психологии термином обозначают динамические  особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность, протекание психических процессов, но не их содержание. Именно поэтому темперамент, в отличие, например, от характера человека, никак нельзя определить словом «хороший» или «плохой». Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е. основан на свойствах первой системы человека и связан со строением тела человека (конституцией), обменом веществ в организме. Черты темперамента является наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Основные усилия человека при анализе черт темперамента должны быть направлены не на их изменение, а на выявление и осознание особенностей  своего темперамента с тем, чтобы знать, какие виды и способы деятельности больше соответствуют его природной предрасположенности. Дело в том, что темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которые человек использует для своей деятельности.

Однако существует эмоциональный  стиль направленности, в котором  темперамент играет значительную роль. Темперамент внести в интересы и идеалы человека страстность или же придать направленности более спокойную форму. В темпераменте направленность человека находит соответствующее данной личности эмоциональную форму и при прочих равных условиях влияет на динамику психической деятельности.

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте