Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

3.Мирное сосуществование - скрытый конфликт.    

 Отметим,  что здесь царит позиция невмешательства.  Выглядит обстановка вполне благопристойно. У каждого свои успехи, победы, проблемы. Никто не переступает  запрет. Родители испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка не существует. В критический момент- беда, болезнь, трудности, - когда от него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его.  

Сюда же можно  отнести воспитание “без запретов”. Установка родителей  на детскую “свободу” без конца и без края. устранение тормозов, ограничений и обязанностей подчиняться нравственному долгу или элементарным правилам общения пагубны для формирования личности. Это является молчаливым разрешением делать все, что вздумается. Приведет оно к тому, что человек, воспитанный в таких правилах, забудет нажать на тормоз, когда на пути реализации его интересов и способностей кто-либо окажется.    

4. Конфликт  опеки.   

 По сути, опека- это забота, ограждение  от трудностей, участие. Подростки  могут быть в таких семьях  безынициативны, покорны, подавлены.  Они часто отстранены от решения  вопросов, которые касаются их лично и всей семьи. Вялое безразличие подростка иногда превращается в “диктат младшего”. Он командует родителями, заставляя, как это было в детстве, выполнять все свои желания. Часто такие дети появляются в семьях, где ребенка очень ждали, и он был последней надеждой на счастье. Но “деспотизм”  подростка встречается гораздо реже. Чаще это послушный ребенок, который не доставляет родителям особых хлопот. В подростковом возрасте именно такие ребята наиболее часто “срываются” и “восстают” против взрослых. Форма протеста может быть разной - от холодной вежливости до активного отпора. Это уже зависит от индивидуальности. Родители, которые бессознательно стремятся сохранить эмоциональную близость с ребенком, оказывают своим детям “медвежью услугу”. Взрослые, постоянно озабоченны тем, чтобы их ребенок не столкнулся с семейными трудностями. Эти дети несчастливы в среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни. Заметим, что человека чаще губит чрезмерная опека, чем проблемы и невзгоды. Ведь все равно настанет момент, когда родителей начинает раздражать безынициативность и зависимость ребенка.    

5. Конфликт  родительской авторитетности.   

 Детей в  таких семьях воспитывают кропотливо, стараясь сделать из них вундеркиндов. Обливают холодной водой, учат языкам, музыке. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Не замечают успехов и никогда не хвалят за хорошие поступки, не поощряют их. Тогда ребенок начинает чувствовать себя неуверенно, его охватывают обида и ярость, но подросток понимает, что бессилен. Появляется мысль о безысходности, бессмысленности собственной жизни.    

 К чему  же необходимо стремится родителям  и подросткам? К оптимальному типу  взаимоотношения семьи, то есть сотрудничеству. Именно такой способ организации связей старшего и младшего поколений представляется оптимальным, а не опека, диктатура или сосуществование. Сотрудничество как тип взаимоотношений в семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией с высокими нравственными ценностями. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.    

 Подростковая  самостоятельность выражается, в  основном, в стремлении к эмансипации  от взрослых, освобождение от  их опеки, контроля. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе. В их мнении, они испытывают сильное  желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит, главным образом, от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроится – принять чувство взрослости своего ребенка.   

 После относительно  спокойного младшего школьного  возраста подростковый кажется  бурным и сложным. Развитие  на этом этапе, действительно,  идет быстрыми темпами, особенно много изменении наблюдается в плане формирования личности. И, пожалуй, главная особенность подростка – личностная нестабильность. Противоположные черты, стремления, тенденции сосуществуют и борются друг с другом, определяя противоречивость характера и поведения взрослеющего ребенка.   

 Основные  сложности в общении, конфликты  возникают из-за родительского  контроля за поведением, учебой  подростка, его выбором друзей  и т. д, крайние, самые неблагоприятные  для развития ребенка случаи  – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным.               Существует много промежуточных вариантов:

·        Родители регулярно указывают детям, что им делать;

·        Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его голосу не прислушиваются;

·        Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

·         Решение часто принимает сам ребенок;

·        Ребенок сам решает подчиняться ему родительским решениям или нет.

 Родители, конфликтующие с ребенком, должны помнить  о чувстве бессилия, которое он может испытывать. По иронии судьбы чувство бессилия бумерангом возвращается к состарившимся родителям – они так остро его ощущают в конфликтах с выросшими детьми .

Межличностный и межгрупповой конфликт - столкновение индивида (индивидов) с группой и групп между собой. Могут быть разновидностью организационных или эмоциональных конфликтов. Они также являются наиболее распространенными в среде старшеклассников.

    Межличностные   конфликты  можно рассматривать  как столкновение личностей в процессе их взаимоотношений. такие столкновения могут происходить в различных сферах и областях (экономической, политической, производственной, социокультурной, бытовой и т.д.) причины таких столкновений  бесконечно (от удобного места  в общественном транспорте  до президентского кресла в государственных структурах) Как и в других социальных конфликтах, здесь можно говорить об объективно и субъективно  несовместимых, или противоположных (взаимоисключающих) интересах, потребностях, целях, ценностях, установках, восприятиях, оценках, мнениях, способах поведения и т.д.

 Объективные факторы   создают потенциальную возможность для возникновения  конфликта. Например, появившаяся вакантная должность руководителя  подразделения может стать причиной конфликта  между двумя  сотрудниками, если оба претендуют на эту должность. Условно объективными также можно считать сложившиеся на момент начала конфликта   общественные (безличные) отношения между потенциальными участниками конфликта, например, их статусно-ролевые позиции .

Субъективные  факторы  в межличностном конфликте складываются  основе индивидуальных (социально-психологических, физиологических, мировоззренческих и т.д.)  особенностей личности. Эти факторы в наиьольшей степени определяют  динамику развития и разрешения  межличностного конфликта  и его последствия.

Межличностные конфликты  возникают  как между впервые встретившимися, так и между постоянно  общающимися людьми. И в  том, и в другом случае роль во взаимоотношениях  играет личное  восприятие  партнера  или оппонента. Процесс межличностного восприятия имеет как минимум три позиции, характеризующие взаимное отображение   субъектов:

Сам  субъект, каков он есть  в действительности;

Субъект, каким он видит  самого себя;

Субъект, каким  он видится  другому.

Во взаимоотношениях субъектов мы имеем  те же самые  три позиции и со стороны  другого субъекта релаксации. В результате  получается  процесс  удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга.

     Адекватному  восприятию человека другим  нередко  мешают  уже сложившиеся стереотипы. Стереотипы   складываются  в условиях  дефицита  информации, как обобщения личного опыта  и предвзятых  представлений, принятых в обществе  или в определенной   социальной среде. Примерами стереотипов могут быть  высказывания  типа: «все продавцы…», «все мужчины…», «все женщины…» и т.д.

   Сформировавшийся, возможно ложный, образ другого может серьезно  деформировать процесс межличностного взаимодействия  и способствовать  возникновению конфликта.

    Препятствием  на пути  к нахождению согласия  между  индивидами  может стать  негативная установка, сформировавшаяся  у одного  оппонента по отношению к другому. Установка – готовность, предрасположенность субъекта  действовать определенным образом. Это определенная направленность  проявления психики и поведения субъекта, готовность к восприятию  будущих  событий. Она формируется под воздействием  слухов, мнений , суждений  о данном  индивиде (группе , явлении и др.)

    В конфликтных  ситуациях  негативная  установка   усугубляет раскол между  оппонентами и затрудняет урегулирование  и разрешение   межличностных конфликтов. Нередко причинами межличностных конфликтов становится  недоразумение (неправильное понимание  одного человека другим). Это происходит из-за разных  представлений о предмете, факте, явлении  и т.д. «Мы часто ожидаем, - пишет Максуэлл Мольц, - что окружающие  будут реагировать на те же  самые факты или обстоятельства  так же, как и мы, делая те же самые выводы. Мы забываем, … что человек реагирует  не на реальные  факты, а на свои представления на них ».  Представления у людей  бывают разные, порой диаметрально противоположные и этот факт  надо принимать как вполне  естественное явление, не конфликтовать, а попытаться  понять других.

    Взаимодействуя  с одноклассниками, старшеклассник защищает свои личные интересы  и это вполне нормально. Возникающие при этом  конфликты представляют   собой реакцию на препятствия  достижению целей. И от того конфликта, во многом будет зависеть  и его конфликтная установка - предрасположенность и готовность действовать в предполагаемом  конфликте  определенным образом. Она включает цели, ожидания  и эмоциональную ориентацию сторон .

     В межличностном  взаимодействии  важную роль играют  индивидуальный  порог толерантности, агрессивность (пассивность), тип поведения, социокультурные различия  и т.д. Существуют понятия межличностной несовместимости и межличностной несовместимостью.

                 Совместимость предполагает  взаимное принятие партнеров  по общению  и совместной деятельности. Несовместимость - взаимное неприятие  (антипатию) партнеров, основанное на несовпадении (противостоянии) социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций, индивидуально-психологических характеристик  субъектов взаимодействия.

    Межличностная  несовместимость  может стать  причиной  эмоционального  конфликта (психологического антогонизма), который является наиболее сложной и трудно разрешаемой формой межличностного противоборства.

     В развитии  межличностного конфликта  необходимо  учитывать  также  влияние   социальной  и социально-психологической среды. Например, конфликты между кавалерами в присутствии дам, бывает особенно жестокими и бескомпромиссными, так как  в них затрагиваются честь и достоинство оппонентов.

     Индивиды  сталкиваются в межличностных конфликтах, защищая не только свои интересы отдельных групп, институтов, организации, трудовых коллективов, общества в целом. В таких межличностных конфликтах  накал борьбы  и возможности нахождения  компромиссов  во многом определяется конфликтными установками тех социальных групп, представителями которых являются оппоненты .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте.

 

2.1. Пути урегулирования  конфликтных ситуаций.

 

В конфликтные ситуации субъекты вступают либо по своей воле, либо против неё. И каждый конфликтант  создает собственную систему  действий в конфликтных обстоятельствах. Каждый действует по своему вкусу, исходя из своих возможностей и применительно к конкретным обстоятельствам. Суть любой выбранной системы сводится к постановке целей и выбору средств, которые обеспечат субъекту оптимальный (с его точки зрения) выход из конфликта.

Рассмотрим некоторые формы поведения в конфликтных ситуациях. Действия в конфликтных ситуациях зависят от соотношения учета своих и чужих интересов.

Если рассматривать  формы поведения в конфликте  на прямоугольной системе координат, то можно выделить пять основных элементов поведения.

1. Избегание, уход от  решения проблемы. Обычно так  действует субъект при слабой  мотивации для участия в конфликте;  когда выигрыш ему представляется  не очень привлекательным или  малореальным, либо выигрыш требует  слишком больших усилий, а субъект не желает их прилагать и одновременно он не видит смысла пойти на встречу оппоненту.

При таких обстоятельствах  субъект делает вид, что проблемы не существует; он уходит от конфликта. Избегание делает конфликт односторонним  с последующим его завершением, либо прерывает его, вернув субъектов к состоянию готовности к конфликту.

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте