Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа
Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.
Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14
Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73
4. Ролевой конфликт — переживания невозможности одновременно реализовать несколько ролей, различное понимание требований самой личности к выполнению одной роли, конфликты между двумя ценностями, стратегиями или смыслами жизни.
5. Адаптационный конфликт — нарушение равновесия между субъектом и окружающей средой (в широком смысле), социальной или профессиональной адаптации (в узком смысле).
6. Конфликт неадекватной самооценки — между притязаниями и оценкой своих возможностей (А. Петровский, М. Ярошевский); между завышенной самооценкой и стремлением реально оценивать свои возможности (Т. Юфе-рова); между заниженной самооценкой и осознанием объективных достижений, между стремлением повысить притязания, чтобы одержать максимальный успех, и понизить притязания, чтобы избежать неудачи (Д. Хек-хаузен).
Внутриличностные конфликты могут быть конструктивными (продуктивными, оптимальными) и деструктивными (разрушающими личностные структуры человека).
Конструктивными являются конфликты, которые характеризуются максимальным развитием конфликтующих стуктур и минимальными личностными затратами на их разрешение, — это один из механизмов гармонизации личност-1 ного развития.
• Усложняют психическую жизнь, способствуют ее переходу на новые уровни функционирования (В. Афонькова, Л. Божович).
• Основа морального развития. В основе совершения морального поступка находится «больная совесть», которая побуждает человека действовать вопреки собственной выгоде и подниматься к высшим моральным ценностям.
• Осознание себя личностью на основе разрешения впутриличностных противоречий и конфликтов. Характеристика личности лежит в соотношении разных систем сложившихся жизненных отношений, порождающих борьбу между ними.
• Закалка характера, формирование решительности, устойчивости поведения, независимость от случайных обстоятельств, способствуют становлению стабильной направленности личности.
• Может способствовать формированию адекватной самооценки, что в свою очередь помогает самопознанию и самореализации личности.
Деструктивными считаются внутриличностные конфликты, которые усугубляют раздвоение личности, перерастают в жизненные кризисы или ведут к развитию невротических реакций.
• Угроза эффективности деятельности.
• Могут тормозить развитие личности.
• Способны привести к утрате уверенности человека в своих силах, формированию устойчивого комплекса неполноценности, а иногда — и к потере смысла жизни.
• Как правило, приводят к деструкции существующих межличностных отношений в семье, на работе. Они могут быть причиной повышенной агрессивности, тревожности, раздражительности в общении.
• Имеют тенденцию перерастания внутриличностного конфликта в невротический. Присущие конфликту переживания становятся источником заболевания в том случае, когда занимают центральное место в системе отношений личности. Человек не может изменить конфликт так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения.
Такой конфликт, несомненно, занимает ведущее место в жизни человека. Он оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает сильное аффективное напряжение. Это напряжение постоянно обостряет существующие противоречия, в значительной степени усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость. В результате происходит болезненная фиксация переживаний личности, а значит, снижаются продуктивность и самоконтроль.
Разрешение (преодоление) внутриличностного конфликта — это восстановление согласованности внутреннего мира личности, установление единства сознания, снижение остроты противоречий жизненных отношений, достижение нового жизненного качества.
факторы конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов:
• глубинные мировоззренческие установки личности, содержание ее веры, опыт преодоления себя;
• развитость волевых качеств способствует успешному преодолению человеком внутренних конфликтов, воля приводит в соответствие внешние требования и внутренние желания;
• тип темперамента, свойства которого влияют на динамическую сторону решения внутриличностных противоречий; на скорость переживаний, их устойчивость, интенсивность и т. п.;
• половозрастные особенности личности.
Механизмы разрешения внутриличностных конфликтов (психологической защиты):
• отрицание — подмена принятия решения на их игнорирование;
• проекция — приписывание источнику трудностей негативных качеств как основа для его неприятия и самопринятия на этом фоне;
• регрессия — возвращение к детским стереотипам поведения;
• замещение — снятие напряжения, обращение агрессии на более слабый объект или на самого себя;
• подавление — сдерживания страха посредством забывания его источника, а также обстоятельств, ассоциативно связанных с ним;
• изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги;
• интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны;
• интеллектуализация ~ произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией;
• аннулирование — поведение, мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины;
• сублимация — удовлетворение вытесненного неприемлемого чувства социально одобряемыми альтернативами;
• рационализация — нахождение причин для оправдания действий, вызванных подавленными, неприемлемыми чувствами;
• реактивное образование — выработка и подчеркивание в поведении противоположной установки;
• компенсация — сдерживание чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты и т. п.;
• идентификация — моделирование поведения другого лица для повышения самоценности;
• фантазия — уход в воображение от реальных проблем.
Еще одним характерным видом конфликта в старшем школьном возрасте является конфликт с родителями.
Проблема возникновения конфликтов с родителями в старшем школьном возрасте – одна из самых распространенных в повседневной жизни. Однако она в определенной степени обойдена вниманием специалистов- психологов и педагогов. Мы не рассматриваем проблему конфликта поколений, которая намного шире и активно разрабатывается социологами. Из более чем 700 психолого-педагогических работ по проблеме конфликта вряд ли наберется с десяток- другой публикаций, в центре которых стояла бы проблема конфликтов между родителями и детьми. Она, как правило, изучается, в контексте более обширных исследований; семейных отношений (В.Шуман), возрастных кризисов (И.Кон), влияние супружеских конфликтов на развитие детей (А.Ушатиков, А.Спиваковская) и др. Однако невозможно найти такую семью, где бы отсутствовали конфликты между родителями и детьми. Даже в благополучных семьях в более чем 30% случаев отмечаются конфликтные взаимоотношения (с точки зрения подростка) с обоими родителями (И.Горьковая).
Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
1..Тип внутрисемейных
отношений. Выделяют
Дисгармония семьи это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.
2.Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания:
· Разногласия членов семьи по вопросам воспитания;
· Противоречивость, непоследовательность, неадекватность;
· Опека и запреты во многих сферах жизни детей;
· Повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений
3. Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства.
4.Личностный фактор. Среду личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т. д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т. п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм эгоцентризм, самоуверенность и т. п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей:
· оптимальный тип отношений родителей и детей;
· потребностью это назвать нельзя, но родители вникают в интересы детей, а дети делятся с ними своими мыслями;
· скорее родители вникают в заботы детей, чем дети делятся с ними (возникает обоюдное недовольство);
· скорее дети испытывают желание делиться с родителями, чем те вникают в заботы, интересы и занятия детей;
· поведение, жизненные устремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы дети;
· родители не вникают в интересы детей, а дети неиспытывают желания делиться сними (противоречия не замечались родителями и переросли в конфликты, взаимное отчуждение- С.Годник).
Наиболее
часто конфликты у родителей
возникают с детьми
Обычно ребенок
на притязания и конфликтные
действия родителей отвечает
такими реакциями (стратегиями)
· реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);
· реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);
· реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действии).
Существует
несколько типов
1.Конфликт неустойчивого родительского восприятия.
По мнению
психологов, часто причиной конфликтов
между родителями и детьми
является “неустойчивость
2.Диктатура родителей.
Формы этого
конфликта разнообразны, но общая
формулировка звучит так:
Бесспорно, родители
должны и могут предъявлять требования
к ребенку, но необходимо принимать
нравственно оправданные