Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

       Начало  конфликта может быть выражено  в виде первых актов противодействия  сторон. Для признания конфликта  начавшимся требуются три совпадающих  условия:

Первый участник сознательно  и активно действует в ущерб  другому участнику (действием может быть как физическое движение, так и передача информации);

Второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов:

В связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если один из субъектов предпринимает агрессивные действия, а второй занимает пассивную позицию, то конфликт не имеет места. Конфликт отсутствует и в том случае, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

       В  динамике конфликта можно выделить  следующие периоды и этапы:

       Предконфликтный  период или латентный. Он включает  в себя следующие этапы: 

возникновение объективной  проблемной ситуации,

осознание объективной  проблемной ситуации субъектами взаимодействия,

попытки сторон разрешить  объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами,

возникновение предконфликтной  ситуации.

       Возникновение  объективной проблемной ситуации.  Если конфликт не ложный, то  он обычно порождается объективной  проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то такая ситуация называется проблемной. В основном она является результатом действия объективных причин. Ежедневно возникающие на производстве, в быту, в семье многие проблемные ситуации существуют длительное время и не проявляют себя.

       «Объективные  противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами».

       Одно  из условий такого перехода -  осознание объективной проблемной  ситуации.

       Осознание объективной проблемной ситуации. Смысл данного этапа составляют восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие – либо действия для разрешения противоречия.

        Попытки  обеих  сторон  разрешить   объективную  проблемную  ситуацию  неконфликтными  способами. Часто  стороны,  или  одна  из  них, пытаются  решить  проблему  неконфликтными  способами. Это  могут  быть  просьбы, убеждения, информирование  противостоящей  стороны. Может  быть  и  такое, что  участник  взаимодействия  уступает, не  желая  перерастания  проблемы  в  конфликт.

         Возникновение  предконфликтной   ситуации. Конфликтность  ситуации  воспринимается  как  наличие   угрозы  безопасности  одной   из  сторон  взаимодействия. Ситуация  может  осознаваться  как  предконфликтная   и  при  восприятии  угрозы  каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента  рассматриваются  не  как  потенциальная  угроза, а  как  непосредственная. Именно  ощущение  непосредственной  угрозы  способствует  развитию  ситуации  в  сторону  конфликта.

         Открытый  период  часто  называют  конфликтным  взаимодействием   или  конфликтом. Он  включает  в  себя:

- Инцидент

- Эскалацию  конфликта

- Сбалансированное  противодействие

- Завершение  конфликта

Инцидент – это  первое  столкновение  сторон, попытка  с  помощью  сил  решить  проблему  в  свою  пользу. Часто  конфликт  может  развиваться  как  череда  конфликтных  событий,  инцидентов.

Эскалация  заключается  в  резкой  интенсификации  борьбы  оппонентов. Эскалация  конфликта  представляет  ту  его  часть, Которая начинается  с  инцидента  и  заканчивается  ослаблением  борьбы, переходом  к  завершению  конфликта.

Сбалансированное  противодействие. Стороны  продолжают  взаимодействовать, но  интенсивность  борьбы  снижается. Обе  стороны  понимают, что  продолжение  конфликта  силовыми  методами  не  к  чему  не  приведет, но  действия по  согласию  не  предпринимаются.

И, наконец, завершение  конфликта. Оно  заключается  в  переходе  от  конфликтного  противодействия  к  поиску  решений  проблемы  и  завершению  конфликта.

Классификация конфликта.

Сначала давайте разберемся, что такое классификация конфликта.

Классификация – научный  метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Классификация конфликтов необходима сравнительного изучения их существенных признаков, связей, отношений, функции и т.п.

В литературе и в обиходе  конфликты группируют по количеству действующих лиц – массовые и парные; по длительности – кратковременные и затяжные; по объему – глобальные,  когда в конфликт вовлечены все, кто мог бы принять в нем участие (все население, все сотрудники организации) и парциальные, когда конфликтуют лишь некоторые субъекты, а другие в него не включаются (конфликт между двумя сотрудниками организации); по соотношению статусов конфликтов – вертикальные и горизонтальные; по характеру проявления – деловые (большее внимание придается «предмету конфликта») и эмоциональные, когда предмет конфликта «тонет» в упреках, обидах, амбициях сторон.

Конфликты можно также  классифицировать по сфере деятельности или отношений, в которых   разворачивается  противодействие. Так, различают конфликты  производственные (деловые, служебные), бытовые, семейные, политические, военные, криминальные.

По условиям, необходимым  для преодоления, конфликты классифицируют от легко преодолимого до неразрешимого. Есть деление конфликта по последствиям – с осложнениями и без осложнений.

Кроме того, существуют и более сложные классификации конфликтов. Рассмотрим некоторые из них. Существует классификация конфликтов, отражающая зависимость возникновения и течения конфликта от того, кто в нем участвует – в зависимости от субъекта. По этому критерию конфликты можно разделить на интрасубъективные и интерсубъективные.

Интрасубъективные конфликты  в зависимости от того, что представляет собой субъект, можно разделить  еще на две группы – внутренний (субъект – личность) и внутригрупповой (субъект  - группа).

Существует классификация конфликтов по основаниям вступления в конфликт. Рассматриваются три группы таких оснований:

-     ущемление  или неудовлетворение интересов  субъекта.

ошибка субъекта, оценивающего ситуацию как угрожающую или ущемляющую его интересы.

Психологическая непереносимость субъектом свойств, особенностей будущего оппонента, предвзятость.

В зависимости от оснований  вступления субъектов в конфликт, конфликты подразделяются на следующие  типы, которые можно свести в следующую  таблицу.

Односторонний конфликт – это когда второй субъект не отвечает, остается пассивным  к основаниям первого субъекта.

Сложный – это когда  второй субъект переходит к активным действиям. Его основания могут  быть аналогичными основаниям первого  субъекта (однородный конфликт) и основания обоих субъектов могут относиться к разным группам (сложный).

Многослойный конфликт, это когда второй участник конфликта, встав на защиту своих интересов, связывает действия первого участника  не с ситуацией, а с какими –  то его личными свойствами, т.е. у него включились основания психологической непереносимости. Сложный конфликт становится многослойным.

       Также  конфликты подразделяются на  обратимые и необратимые. Развивающийся  конфликт может достичь такого  состояния (четко не очерченного), после которого становится невозможно восстановить нормальные отношения между его участниками.

Типология конфликтов

В практике отечественной  и зарубежной конфликтологии существует несколько классификаций конфликтов. Рассмотрим основные.

Конфликты классифицируются в соответствии со степенью нормативной регуляции: на одном конце — институционализированные (типа дуэли), на другом — абсолютные конфликты (борьба до полного уничтожения оппонента). Между этими крайними точками находятся конфликты разной степени институализации.

Социальный конфликт — понятие собирательное, охватывающее множество форм проявления групповых столкновений. Такие конфликты различаются масштабом, типом, составом участников причинами и последствиями. При этом по форме проявления эти конфликты можно разделить на два вида:

антагонистические (непримиримые);

агонистические (примиримые).

Для второго вида характерны конфронтация, соперничество, конкуренция.

Конфронтация — это  зачастую пассивное противостояние социальных групп с противоборствующими  политическими, экологическими, социальными интересами. Как правило, конфронтация  не принимает форму открытого столкновения, но предполагает оказание давления , наличие разногласий. Конфронтация может перерасти в соперничество.

Соперничество — это  борьба за признание достижений и способностей отдельного человека или какой-либо общности. Цель соперничества — приобретение лучших социальных позиций, достижение престижных целей. Соперничество, в свою очередь может перерасти в конкуренцию.

 Конкуренция —  это особый тип конфликта, цель которого — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Антагонистические (непримиримые) конфликты делятся на смуту. Мятеж, бунт, революцию, т.е., конфликты, имеющие острые формы.

Смута — это неясно выраженное недовольство существующим положением. Вначале появляется раздражение, оно переходит в возмущение, а затем — в негодование. Неясные цели оформляются в более или менее четко выраженные требования, хотя и не всегда понятно, чего хотят организаторы смуты, т. е. воля их четко не выражена. Смута может перерасти в бунт или мятеж, затем — в восстание.

Бунт и мятеж —  это целенаправленное выражение  личной или коллективной активности в агрессивных формах.

Социологи описывают  конфликт также с помощью переменных, таких, как разногласие и доминирование.

 Разногласие —  основная переменная, которая   указывает состояние и ориентацию  взглядов, интересов и целей участников, выраженных в требованиях или декларациях о намерениях. Разногласие формирует противоборствующее поведение, описываемое процессуальной моделью конфликта. Модели (программы) поведения могут быть трех типов:

достижение цели за счет другого участника конфликта;

частичная или полная уступка своих позиций  другому  участнику конфликта;

взаимное, равное удовлетворение интересов обоих сторон.

Доминирование предполагает социальную иерархию в человеческих сообществах, борьбу за приоритетные позиции. Это система человеческих действий, основанная на стремление применить  силу.

Если за критерий принять  объект конфликта, то можно выделить следующие виды конфликтов.

Экономические. В их основе лежит столкновение экономических  интересов, когда потребности одной стороны удовлетворяются за счет потребностей другой. Чем глубже эти противоречия, тем труднее их разрешить. Именно экономические причины чаще всего лежат в основе глобальных кризисов между обществом и властью.

Социально-политические. В их основе лежат противоречия, касающиеся политики государства в сфере властных и социальных отношений, партий и политических объединений. Они тесно связаны с межгосударственными и международными столкновениями.

Идеологические. В их основе находятся противоречия во взглядах, установках людей на самые разные проблемы жизни общества, государства. Они могут возникать как на уровне макросферы, так и в самых малых объединениях на уровне личности.

Социально-психологические. Они могут проявиться как между  личностями, так и между  социальными группами. В их основе лежат нарушения в области взаимоотношений. Причиной может быть психологическая несовместимость, немотивированное неприятие человека человеком, борьба за лидерство, престиж, влияние и т.д.

Социально-бытовые. Они  связаны с разными представлениями  групп и отдельных лиц и  жизни, быте и т.д. Главный из них  — дисгармония семейных отношений. Его причины: бытовые неурядицы, морально-бытовая распущенность, а также серьезные идейные расхождения.

Если за критерий принять  длительность и степень напряжения, то конфликты можно разделить на следующие типы:

Бурные и быстротекущие. Отличаются большой эмоциональностью, крайними проявлениями негативного отношения конфликтующих сторон. Они могут заканчиваться тяжелыми исходами и иметь трагические последствия: в основе их лежит психологическое состояние людей.

Острые и длительные. Возникают преимущественно в  тех случаях, когда противоречия достаточно глубокие, устойчивые, непримиримые или труднопримиримые. Конфликтующие стороны контролируют свои  реакции и поступки. Прогноз решения — преимущественно неопределенный.

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте