Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа
Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.
Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14
Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73
Диаграмма №1.
Из диаграммы № 1, полученной в ходе обработки данных исследования, видно, что большинство опрошенных имеют средний уровень практически по всем шкалам. Высокий уровень агрессии, обиды, раздражительности и подозрительности был показан теми детьми, чье социальное положение является неустойчивым, исходя из этого, можно говорить о том, что социальный статус семьи ребенка влияет на его положение в обществе и на отношения ребенка внутри коллектива.
Таблица №3. Данные 10 «Б» класса
№ |
Ф.И.О. |
ФА. |
КА. |
РАЗ. |
НЕГ. |
ОБ. |
ПОД. |
ВА. |
ЧВ. |
1 |
Бопшук Надежда |
6 |
7 |
8 |
5 |
8 |
8 |
9 |
6 |
2 |
Бопшук Екатерина |
6 |
6 |
7 |
5 |
8 |
7 |
9 |
5 |
3 |
Витт Сергей |
5 |
4 |
4 |
4 |
4 |
6 |
6 |
4 |
4 |
Гайсин Равиль |
8 |
7 |
6 |
4 |
5 |
8 |
9 |
4 |
5 |
Даниленко Иван |
7 |
7 |
6 |
4 |
6 |
9 |
6 |
6 |
6 |
Дарандин Валерий |
8 |
8 |
9 |
5 |
8 |
9 |
9 |
6 |
7 |
Жармуханова Аягоз |
5 |
4 |
8 |
5 |
5 |
6 |
9 |
7 |
8 |
Зимницкий Виталий |
7 |
5 |
6 |
4 |
4 |
5 |
7 |
6 |
9 |
Кашкенов Аманат |
8 |
6 |
5 |
3 |
4 |
4 |
6 |
5 |
10 |
Кулова Айнура |
5 |
4 |
5 |
3 |
3 |
6 |
6 |
5 |
11 |
Лисицина Марина |
5 |
3 |
4 |
2 |
4 |
5 |
5 |
4 |
12 |
Мазуркевич Надежда |
7 |
5 |
4 |
3 |
4 |
4 |
5 |
4 |
13 |
Мадиева Айгуль |
4 |
3 |
6 |
3 |
3 |
5 |
4 |
4 |
14 |
Молдагалиева Индира |
4 |
4 |
6 |
4 |
5 |
6 |
6 |
3 |
15 |
Муканов Даулет |
7 |
7 |
6 |
4 |
5 |
8 |
7 |
7 |
16 |
Николаев Дмитрий |
7 |
6 |
8 |
5 |
7 |
9 |
8 |
8 |
17 |
Парфенюк Олег |
4 |
6 |
6 |
5 |
7 |
7 |
9 |
6 |
18 |
Смаила Айгерим |
4 |
5 |
7 |
5 |
6 |
6 |
7 |
7 |
19 |
Хохлова Татьяна |
3 |
4 |
5 |
3 |
5 |
6 |
6 |
6 |
20 |
Шиколенко Алексей |
4 |
4 |
5 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4 |
Диаграмма №2.
Полученные данные по 10«б» классу, отображенные в диаграмме № 2,свидетельсьвуют о высоком уровне агрессии большинства детей. Сопоставив их с данными социального положения учащихся в классе, можно говорить о прямой зависимости между социальным статусом и уровнем конфликтности личности.
Это говорит, что подросток
чувствует отношение одноклассн
Дополнительной методикой для определения агрессии, страха, привязанности и зависимости был выбран «Тест Руки», проводимый в обоих классах, со всеми детьми.
В ходе обработки результатов «Теста Руки» 10«а» класса были получены следующие результаты:
Открытую агрессию – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; проявили 6 человек (30%);
Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе – 5 человек (25%)
Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; проявили 10 человек (50 %)
Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам – выбрали 7 человек (35%)
Обработка результатов 10 «Б» класса показала:
Открытую агрессию – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; проявили 9 человек (45 %);
Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе – 10 человек (50 %)
Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки к другим людям; проявили 6 человек (30 %)
Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам – выбрали 14 человек (70 %)
Сопоставив полученные данные, можно говорить о том, что существует зависимость между социальным положением ребенка и его поведением в обществе. На примере 10 «а» и 10 «б» классов видно, что если в классе больше детей из социально неблагополучных семей, то уровень агрессии и конфликтности у них выше, чем у детей из более благополучных семей.
Коррекционная работа.
На втором этапе исследования была разработана и проведена коррекционная работа, состоящая из бесед, психологических тренингов, различных педагогических ситуациях и мероприятий.
Для проведения коррекционной работы был выбран 8 б класс, так он в большей степени нуждается в коррекционных действиях.
Программа коррекционной работы проходила в течение десяти дней, на протяжении которых детям было предложено поучаствовать в программе «Раскрой себя». Дети пытались реализовать себя, показать, как они умеют работать в группе, помогать друг другу. При этом ребята в ненавязчивой форме сблизились друг с другом. Отзывы учителей свидетельствуют о положительном результате данной программы.
Программа «Раскрой себя»:
1 день – Подписание
договора – соглашения, в котором
дети принимают определенные
обязательства и правила
2 день – психологический тренинг «Тайный друг»; все учащиеся в этот день получают «тайного» друга, которому они на протяжении проведения всей программы оказывают знаки внимания, независимо от личного отношения к данному человеку. В свою очередь каждый из детей является чьим-то «тайным» другом и то же становится объектом внимания. Данный тренинг позволяет сплотить класс и подготовить детей к восприятию друг друга такими как они есть, любя и уважая друг друга.
Тренинг «Тайный друг»
Запишите имя и фамилию каждого члена отряда на отдельных листках. Сверните листки так, чтобы их нельзя было прочитать. Сложите свернутые листки в коробку и пройдите, предлагая каждому вытянуть один свернутый листок. Прочитав его, участник не должен никому говорить имя, написанное на нем.
Если кто-то вытянул свое имя, он может, сложив обратно вытянутый листок, вытянуть другую бумажку. Объясняется всем, что тот человек, чье имя они вытянули, становится отныне их «тайным другом». В течение следующих трех дней все должны, не выдавая себя, проявлять как можно больше внимания к «тайным друзьям», чтобы те почувствовали себя самыми нужными людьми на свете. Каждый день нужно делать хотя бы один приятный сюрприз своему другу.
Чем серьезнее они отнесутся к этому заданию, чем больше вложат души в заботу о тайном друге, тем больше будет их радость, когда они увидят, как их любовь и забота приносят счастье другим. По окончании программы можно попробовать угадать, кто был их «тайным другом».
3 день – психологическое
мероприятие «Кто я? Мой герб
и девиз». В ходе данного мероприятия уча
Кто я? Мой личный герб и девиз.
Знакомство. Упражнение начинается с выполнения хорошо известной методики: «Кто я?» Это задание участники группы выполняют на специальных карточках, которые затем крепятся к груди. Присутствующие получают возможность свободно двигаться по комнате и читать карточки с ответами друг друга.
Слова и символы.
Ведущий: Только что вы увидели, как много есть способов ответить на этот емкий вопрос «Кто я?». Кто—то в первых пунктах просто сообщает о своей принадлежности человеческому роду - «человек». Кто-то предлагает свои социальные характеристики - «студент», «начальник», «учитель», «вожатый». Кто-то подчеркивает наиболее ценимые в себе качества - «интеллектуал», «добрая душа».
Подчеркните в вашем списке первые три ответа на вопрос «Кто я?». Они представляют собой отражение внешнего, поверхностного слоя вашего "Я".
Давайте поработаем пока с этим поверхностным слоем, чтобы пояснить себе и другим, что же такое ваш "Я" - образ в первом приближении.
Каждый из этих ответов отображает какую-то одну сторону вашей личности. Я прошу вас подумать, каким бы мог быть ваш девиз с учетом той характеристики, которую вы дали себе в первом ответе. В качестве девиза может выступать все что угодно - известный афоризм, пословица, строчка из песни или ваше собственное высказывание. Главное - чтобы девиз как можно точнее отражал суть, заложенную в вашей самохарактеристике. Запишите его на отдельном листочке.
Теперь подумайте над вторым и третьим ответами, придумайте девизы к ним и так же запишите их на листе бумаги.
Следующее задание - придумать к каждому из трех девизов, какой-нибудь символ, воплощающий в форме знака внутреннее содержание самохарактеристики.
Вся эта работа по поиску и созданию девиза и символа к каждому из первых трех ответов самохарактеристики является подготовительной к основному этапу упражнения, в котором участники должны обозначить свои главные девизы и символы в жизни.
Суть и форма
Ведущий: Читать девизы и показывать символы пока не нужно. Мой вопрос, наверное, покажется вам неожиданным. Есть ли среди нас люди, в жилах которых течет кровь знатного рода?
Вопрос, действительно, неожиданный и рассчитан на то, чтобы заинтересовать дальнейшей работой. Может оказаться, что в группе действительно есть представители знатных родов. Замечательно, они помогут в дальнейшей игре.
Давайте немного пофантазируем. Вообразим, что все мы, здесь присутствующие, принадлежим к знатному древнему роду и приглашены на званый бал в средневековый королевский замок. Благородные рыцари и прекрасные дамы подъезжают к воротам замка в золоченых каретах. На их дверцах красуются золоченые гербы и девизы, подтверждающие дворянское происхождение обладателей. Так что же это за гербы, и какими они снабжены девизами? Настоящим средневековым дворянам было значительно легче - кто-то из их предков совершил выдающееся деяние, которое прославило его и отображалось в гербе и девизе, а его потомки получили эти геральдические атрибуты в наследство. Нам же придется самим потрудиться над созданием собственных геральдических знаков.
На больших листах бумаги с помощью красок или фломастеров вам нужно изобразить свой личный герб, снабженный девизом. Материал для его разработки у вас уже есть - ваши девизы и символы для первых трех ответов. Но, возможно, вы сможете придумать нечто более интересное, что отразит суть ваших жизненных устремлений, позиций, понимания себя. Идеальный результат вашего творчества должен быть таким: человек, разобравшийся в символике вашего герба и прочитавший ваш девиз, должен сразу понять с кем он имеет дело.
Вот примерная форма герба.
Контур разделен на несколько
областей. Постарайтесь учесть предназначение
каждого участка герба и
Левая часть - мои главные достоинства в жизни. Средняя - то, как я себя воспринимаю. Правая часть — моя главная цель в жизни. Нижняя часть - мой главный девиз в жизни.
На эту работу нужно не менее получаса. Неплохо, если рисование сопровождается спокойной музыкой. По окончании работы участники группы представляют свои гербы и девизы. Ведущий предупреждает, чтобы каждый обратил внимание на тех участников, чьи гербы и девизы схожи с их собственными. Во время представления участники могут задавать друг другу уточняющие вопросы. Затем предлагаем участникам подойти к тому человеку, чей герб и девиз в наибольшей степени сходен с его личными геральдическими атрибутами. Поскольку выборы не всегда взаимны, то могут образоваться как пары, так и более многочисленные подгруппы.