Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

Анализ невербальных различий   «Язык тела»

Это упражнение позволяет  понять невербальные различия основных видов социального поведения, прочувствовать уверенность на уровне собственного тела. 
Группа делится на мини-группы по три-четыре человека. Им предлагается представить: они только что были вызваны к начальнику или приглашены на собеседование (можно предложить и другой вариант).  
Упражнение выполняется по очереди. Сначала непосредственный участник будет сидя демонстрировать с помощью невербальных знаков неуверенное, затем — агрессивное поведение. Коллеги могут включаться в работу, предлагая дополнительные способы невербального поведения, при помощи которых можно выразить пассивность или агрессивность. После этого тот же участник должен принять обычную позу — такую, которая была бы для него естественной в подобной ситуации, — и получить от группы обратную связь о том, как воспринимается такая поза. Наконец, при помощи других членов группы участник (сидя) постарается принять такую позу, которая выглядит в его исполнении максимально открытой, комфортной для него и уверенной.  
Каждый член мини-группы проходит все четыре описанные стадии. А затем все повторяется снова, только теперь — стоя. Основной пафос упражнения в том, чтобы нащупать свободную, уверенную, открытую позу, которую можно было бы принимать независимо от сложности ситуации.

 

Примерка различных вариантов поведения «Упражнение в тройках».

Это классическое упражнение на исследование различных вариантов  поведения, которое подарено миру бихевиоральной традицией социального научения. 
В каждой тройке участники делятся на «игрока», «подыгрывающего» и «наблюдателя».  
Инструкция «игроку»:  
Ситуация предполагает ваш диалог с другим персонажем. Его будет исполнять «подыгрывающий». Предложенную ситуацию вы разыграете с ним три раза. Сначала вы будете вести свою партию из позиции «сверху». Давите, требуйте, грубите, угрожайте, насмехайтесь, будьте очень настойчивы. Как бы ни вел себя ваш партнер, пытайтесь все время лидировать в общении, чувствовать себя «над ним». Через 3-4 минуты остановите диалог, немного помолчите и еще раз проиграйте всю сцену с самого начала из позиции «снизу».

 Заигрывайте, просите,  чувствуйте себя слабым и зависимым,  уступайте, входите в положение  другого. И так — 3-4 минуты.  
Наконец, после небольшого молчания, проиграйте ситуацию в позиции «на равных». Чувствуйте себя уверенно. Помните о том, что ваши цели важны и значимы лично для вас. Но отнеситесь уважительно к партнеру, его целям и проблемам. Найдите верный тон, нужную позу, доброжелательные и уверенные слова. 
Проиграв ситуацию три раза, обсудите ее в тройке: как вы чувствовали себя, в какой роли вам было комфортно, из какой роли вам хотелось поскорее выйти. 
Инструкция «подыгрывающему»:  
В предложенной мною ситуации вы будете партнером игрока, вторым участником диалога. Но, в отличие от игрока, вы не имеете никаких ограничений в поведении. Расслабьтесь, максимально включитесь в ситуацию, настройтесь на партнера, реагируйте на его слова так, как вам сейчас хочется. Если он вас разозлил — злитесь, обидел — обижайтесь; если его реакции растрогали вас — уступите своим добрым порывам. Желательно во время эпизода краешком своего сознания фиксировать, какие именно слова, жесты партнера создали тот или иной ваш настрой, почему поменялось отношение к партнеру.  
Инструкция «наблюдателю»:  
У вас сложная двойная задача. С одной стороны, вы выполняете функцию внимательного, пытливого исследователя. Фиксируйте про себя, для того чтобы потом поделиться с партнерами, какие особенности в их поведении вы заметили, как развивался сюжет и какие тому были причины. Ваш рассказ будет чрезвычайно полезен игрокам, которые увлекутся содержательной стороной происходящего и пропустят многие психологические моменты в себе и партнере. С другой стороны, вашей задачей будет следить за тем, насколько точно игрок выполняет ту или иную задачу. Если вы считаете, что он уходит в другую социальную роль, останавливайте игру. Опишите игроку, что именно, с вашей точки зрения, произошло, помогите ему найти нужные поведенческие ходы для каждой из трех позиций. 
Все участники тройки должны побывать в роли игрока, его партнера и наблюдателя.

 

7 день – психологический  тренинг «Бабочка», направлен  на развитие в детях чувства  сопереживания, помощи, заботы и  ликвидацию возможностей агрессивного поведения, в зависимости от личности человека с которым возможен конфликт.

Психологический тренинг Бабочка

Ведущий начинает с того, что собирается задать всем вопрос.   Очень   важно,   чтобы   участники серьезно  задумались  об  этом  и  отвечали честно и вдумчиво. Я могу предложить вам путешествие   вокруг   света   или   что-либо другое. Поездка совершенно бесплатная, но единственным условием поездки является  то,   что   нужно    оторвать    крыло    живой бабочке.   Время на обдумывание вопроса 30 секунд.   Прошу желающих сделать это и получить поездку, подняться. После того, как все желающие встанут, попросите их сесть без каких-либо комментариев.

У меня есть другой вопрос к тем, кто не встал в первый раз. Я предлагаю ту же поездку, но на этот раз они должны будут убить таракана. После того, как те, кто не вставал в первый раз, обдумают предложение, желающие выполнить это условие, также встают.

Далее обсуждается разница  между этими двумя предложениями - удаление крылышка бабочки и уничтожение таракана. Ответы принимаются разные, в том числе будут и такие, как «бабочка полезная, таракан - бесполезный; бабочка - красивая, таракан - безобразен». Разговор необходимо перевести на взаимоотношения людей: «Кому проще добиться своего:    людям   красивым   или   не    очень    симпатичным?».

Узнайте, ощущал ли кто-нибудь из участников в какой-либо ситуации  себя   «бабочкой».   Затем   узнайте,   был   ли  кто   в состоянии «таракана».

Далее всем участникам предлагается лист белой бумаги, маркеры или цветная бумага, ножницы и клей.

Прошу каждого нарисовать или создать свою собственную  бабочку. Когда работа завершена, все  участники становятся в круг, прикрепив  свою бабочку на грудь, голову и т.п.

В   группе  чаще  всего  нет  одинаковых  бабочек,    все используют в основном яркие цвета, значит, каждый именно так себя и ощущает, каждый - индивидуальность и по-своему красив. Нужно видеть друг в друге именно вот таких оригинальных  бабочек и соответственно  относиться  друг  к другу.

Бабочек   можно   прикрепить   куда-нибудь   на   стену   в комнате, где часто все собираются.

 

8 день  - психологический  тренинг «Ценности», позволяет в  открытой форме провести с  детьми работу по обсуждению  наиболее волнующих проблем, где  каждый ребенок может высказать свое мнение и защитить свою позицию.

 

Тренинг: «Ценности»

Тренинг очень популярен  среди подростков и молодёжи. Правила  его проведения очень просты. Даётся утверждение, например: Я верю в лучшее будущее этой страны. Те, кто согласен с этим утверждением, становятся в одну сторону, те, кто против - в другую. Те участники тренинга, кто ещё не определился, занимают третью сторону. Все имеют право во время обсуждения утверждения поменять свою точку зрения. Ведущий определяет правила - после того, как он произнёс утверждение, каждый занимает одно из обозначенных мест; «Я согласен», «Я не согласен» или «Я не определился».

Ведущий просит каждого  высказать свою позицию, почему он сделал тот или иной выбор. Запрещается  всем давать оценки выбора участника, никто не вправе комментировать или давать оценки происходящего. В зависимости от возраста и времени проведения определяется количество вопросов. Они должны быть актуальны, интересны и понятны всем участникам.

 

9 день – психологический  тренинг «64 клетки». Направлен  на сплочение коллектива.

 

Тренинг «64 клетки».

Подготовительная работа:

Мелом начертить 64 клетки (8x8), каждая размером 30 х 30 см.

Для ведущего на листе  бумаги расчертить 64 клетки (8x8) и начертить правильный путь.

Ход тренинга

Объяснить правила участникам группы: Вся команда должна с одной стороны поля перебраться в полном    составе    на    противоположную    сторону    по определённому маршруту, известному только ведущему. На   игровом   поле   одновременно   может   находиться только 1 игрок.

•    Для определения правильного пути 1-ый участник   выбирает   клетку   по   своему усмотрению     и      если     ведущий     не произносит слово: «Бип», значит, клетка выбрана      неверно       -       необходимо возвращаться и идти можно только по клеткам  правильного   пути.   Если   1-й ошибся, продолжает 2-й участник и т. д. до тех пор, пока не будет найден правильный путь.

•     Команда  получает 10 минут на обсуждение и  разработку тактики перехода, а затем 20 минут на переход, который будет  совершаться в полной тишине.

•    Как только найден верный путь и один игрок  пересёк поле    -    вся    команда    по    очереди    переходит    на противоположную  сторону по его клеткам.

За каждую ошибку снимается  минута времени.

Возможные ошибки: любое  слово, произнесённое участниками во время перехода, ошибочный шаг при возвращении.

 

10 день – психологический  классный час-беседа  подводит  итоги тренинга «Мой тайный  друг»  и общие  итоги   программы. 

 

Выводом коррекционной  работы можно служить то, что в  ходе проведения тренинговой работы нами были получены положительные отзывы детей о проводимых занятиях, ими отмечены, что в ходе работы отношения в коллективе улучшились, дети сблизились, конфликты происходили реже обычного. Об этом так же свидетельствуют и результаты контрольного проведения диагностических методик.

Для контрольного среза  выбраны те же методики, что и  на первом этапе: «Тест Басса-Дарки» и «Тест  Руки».

В таблице № 5,6 показаны результаты, полученные в ходе проведения повторного среза:

 

Таблица № 5. 10 «А» класс

Ф.И.О.

ФА.

КА.

РАЗ.

НЕГ.

ОБ.

ПОД.

ВА.

ЧВ.

1

Абдрахманов Куаныш

4

4

7

3

6

8

9

3

2

Алшимбаев Адлет

5

6

5

2

6

6

6

4

3

Бейсембаев Адиль 

3

3

4

2

4

6

5

4

4

Бейсембаева Жулдыз

4

2

4

3

4

6

7

2

5

Бобошко Алена

4

7

6

3

3

3

4

3

6

Габайдулин Тагир

4

3

5

3

3

6

5

2

7

Жаменов

 Зейнел-Габиден

5

4

4

2

3

6

6

3

8

Жаменова Эльмира

3

3

2

2

3

2

6

3

9

Зылгара Аблай

3

4

4

3

4

6

5

2

10

Клешнин Дмитрий

7

6

6

5

8

9

9

6

11

Муфтахутдинов Рафаил

8

6

7

4

8

7

10

5

12

Минько Юля

6

6

6

3

4

7

8

4

13

Нарыжная Дарья

5

3

6

3

4

3

11

3

14

Нечаев Евгений

4

4

5

2

3

2

6

3

15

Омарова Маржан

4

4

5

2

3

6

5

2

16

Раимжанов Адильбек

3

4

4

2

3

3

5

2

17

Салмина Виктория

7

6

5

4

4

8

8

5

18

Сапиев Ерлан

6

5

6

4

4

3

7

4

19

Уткина Елизавета

5

5

6

4

3

7

6

3

20

Швефель Евгений

4

6

5

3

4

6

5

2


 

Из таблицы № 5 видно, что данные практически не изменились, так как с детьми этого класса дополнительная работа не проводилась.

 

Таблица № 6. 10 «Б» класс

 

Ф.И.О.

ФА.

КА.

РАЗ.

НЕГ.

ОБ.

ПОД.

ВА.

ЧВ.

1

Бопшук Надежда

5

5

6

5

5

5

7

6

2

Бопшук Екатерина

4

5

7

3

6

5

7

4

3

Витт Сергей

5

4

4

4

4

6

6

4

4

Гайсин Равиль

6

5

6

3

4

6

7

3

5

Даниленко Иван

5

6

6

4

6

7

6

6

6

Дарандин Валерий

6

7

7

3

5

7

6

4

7

Жармуханова Аягоз

5

4

6

5

5

6

7

5

8

Зимницкий Виталий

6

5

6

4

4

5

5

6

9

Кашкенов Аманат

6

4

5

3

4

4

4

5

10

Кулова Айнура

5

4

5

3

3

4

6

5

11

Лисицина Марина

5

3

4

2

4

5

5

4

12

Мазуркевич Надежда

4

5

4

3

4

4

5

4

13

Мадиева Айгуль

4

3

6

3

3

5

4

4

14

Молдагалиева Индира

4

4

6

4

5

6

6

3

15

Муканов Даулет

6

5

6

4

5

6

5

4

16

Николаев Дмитрий

5

6

6

5

4

6

5

4

17

Парфенюк Олег

4

6

6

3

7

4

6

6

18

Смаила Айгерим

4

5

7

5

6

6

5

4

19

Хохлова Татьяна

3

4

5

3

5

4

5

6

20

Шиколенко Алексей

4

4

5

3

4

5

4

4

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте