Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

 

Данные по таблице  № 6 и диаграммы №3 свидетельствуют  о существенном изменении в отношениях детей и о снижении уровня агрессии. Это свидетельствует о положительном результате коррекционной работы.

 

Диаграмма №3.

 

 

В ходе обработки результатов «Теста Руки» 10 «А» класса  полученные ранее результаты не изменились.

Открытую агрессию – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; проявили 6 человек (30%);

Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе – 5 человек (25%)

Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки  к другим людям; проявили 10 человек (50 %)

Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам – выбрали 7 человек (35%)

Повторное проведение и  обработка полученных результатов 10 «Б» класса показала:

Открытую агрессию – рука воспринимается как доминирующая, наносящая повреждения, активно захватывающая какой-либо предмет; проявили  4 человек (20 %);

Страх - рука выступает в ответах как жертва агрессивных проявлений другого лица или стремится оградить кого-либо от физических воздействий, а также воспринимается в качестве наносящей повреждения самой себе – 5 человек (25 %)

Привязанность - рука выражает любовь, позитивные эмоциональные установки  к другим людям; проявили 10 человек (50 %)

Зависимость - рука выражает подчинение другим лицам – выбрали 10 человек (50 %)

Полученные данные в  ходе сравнения результатов до и  после проведения коррекционной работы, свидетельствуют о том, что проводимая коррекционная работа благоприятно повлияла на учащихся и помогла некоторым из них преодолеть такие чувства как вина, страх, подозрительность, агрессия. Раскрыть  и проявить себя для одноклассников, так как некоторые упражнения смогли настолько раскрепостить детей, что они забыли обо всем. Это и помогло им лучше понять друг друга и принять такими, какие они есть.

Проанализировав и сопоставив результаты исследования, нами были разработаны рекомендации, которые являются приложением к коррекционной работе.

Они состоят из действий, которые следует применять во избежание   конфликтных ситуаций. Существует  множество правил, как избежать  конфликта при общении с людьми. Вот некоторые из них:

1. Если   не  хотите  в  человеке  нажить  врага,  никогда  не  выражайте  сомнения  в  умственных  способностях  и  одаренности  вашего  собеседника.

2. Надо  укреплять   у  человека  веру  в  себя. Вера  в  себя - уровень  притязаний, которые  определяет  успешность  деятельности.

3. Беседуя  с   людьми  по  вопросам, по  которым   у  вас  с  ним  имеются   разногласия, ни  в  коем  случае  не  начинайте  с   них. Может  случиться  такое,  что  человек  уже  готов   к  обороне, и  все  нападки   могут  вызвать  усиление  агрессии. Или  у  человека  было  хорошее  настроение, а  в  связи  с  вашими  вопросами  может  возникнуть  конфликт.

4. Стремясь  убедить   человека, нужно  дать  ему   сначала  выговориться. Это, конечно,  требует  терпения, но  очень   эффективно.

Данные советы необходимо вывешивать в классах для ознакомления, как детей, учителей, так и родителей.

 

 

 

Заключение

 

Несмотря на то, что  взаимоотношения с другими людьми должны способствовать мир и гармония, конфликты неизбежны. Каждый здравомыслящий человек должен обладать умением эффективно улаживать споры и разногласия, чтобы ткань общественной жизни не рвалась с каждым конфликтом, а, наоборот, крепла вследствие роста умения находить и развивать общие интересы.

Для разрешения конфликта  важно иметь в своем распоряжении различные подходы, уметь гибко пользоваться ими, выходить за пределы привычных схем и чутко реагировать на возможности и поступать и мыслить по-новому. В то же время можно использовать конфликт как источник жизненного опыта, самовоспитания и самообучения.

В ходе написания дипломной  работы нами была реализована цель нашей работы, которая заключалась  в выявлении типичных конфликтов в старшем школьном возрасте и  пути их преодоления.

При постановки цели исследования были определены следующие задачи:

1.  Анализ психолого-педагогической  литературы по проблеме конфликтов.

2. Изучение старшего  школьного возраста и типичных  конфликтов в этом возрасте.

3. Изучение межличностных  конфликтов, как одного из видов  типичных конфликтов, и  составление психокоррекционной программы по профилактике и преодолению межличностных конфликтов.

Для реализации задач  нашего исследования нами была проделана  следующая работа:

Для решения первой задачи мы проанализировали  психолого - педагогическую литературу по проблеме конфликтов. Исходя из этого, мы определили, что конфликт - наиболее  острый  способ  разрешения  значимых  противоречий, возникающих в процессе  взаимодействия  сторон.

В  любом  конфликте  присутствуют  его участники - "конфликтанты". Они  обладают  волей,  сознанием, способны  понимать  значение  своих  действий  и  нести  ответственность  за  них. Значит,  каждый  из  них  является  субъектом, причем  это  может  быть  как  отдельная  личность, так  и  группа – от  малой  контактной  до  макросоциальных  объединений. Противодействующие  субъекты  являются  оппонентами  друг  друга. Помимо них  в  конфликте  могут  принимать  участие  и  другие  субъекты. Это  могут  быть  посредники, наблюдатели, которые  являются  противоборствующей  стороной, а  выполняют  миротворческие  функции. Однако  они  легко  могут  превратиться  в  оппонентов.

       То, или  за  что борются  между   собой  оппоненты, составляет  предмет  конфликта. Это   может  быть  конкретная  вещь,  имущество, территория, иные  материальные  блага.

Проанализировав особенности  старшего школьного возраста, мы пришли к выводу, что все поведение  старшего школьника является очень  сложным. На поведение старшеклассника  влияет множество факторов. В этот период происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новообразования, закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок.   Этот возраст настолько богат конфликтами и осложнениями, что – некоторые  исследователи склонны рассматривать его как один сплошной, затянувшийся конфликт, как "нормальную патологию".

Исходя из этого мы выделили, что типичными конфликтами  в старшем школьном возрасте являются: внутриличностные конфликты, конфликты с родителями и межличностные конфликты.

Проведение исследования межличностных конфликтов, как одного из видов типичных конфликтов, позволило нам сделать следующие вывод:

На возникновение конфликтов в  старшем школьном возрасте влияют разнее причины, основными из них являются уровень агрессии и разное социальное положение. Это подтвердило проведенное нами исследование. Исходя из проведенного исследования, нами была разработана коррекционная работа, которая помогла многим осознать, что в некоторых ситуациях учащиеся ведут себя неправильно, и позволила им выбрать наиболее правильные пути в поведении.

В ходе нашего эксперимента подтвердилась гипотеза исследования, которая заключалась в следующем: если при работе с учащимися старших классов будут учитываться причины возникновения типичных конфликтов, то процент их возникновения уменьшится, а пути их урегулировании будут более эффективными. 

Выполненное нами исследование не претендует на всестороннее освещение  проблемы конфликта. Дальнейшей разработки требует более глубокое исследование содержание типичных конфликтов и  способы выхода из них.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Андреев В.Н.   Конфликтология:  искусство спора, ведения переговоров, разрешения конфликтов. – Казань – 1992г.
  2. Антонов А.И.   Жизненность семьи. – М., 1990г.
  3. Антонов А.И., Борисов В.А.  Кризис семьи и пути его преодоления. М., 1990г.
  4. Барановский Н.   Предупреждение конфликтных ситуаций.  М., 1992г.
  5. Берковиц Л.  Агрессия: причины, последствия и контроль. Секреты причин насилия
  6. Бородкин Ф.М.., Коряк Н.М. Внимание: конфликт.- Новосибирск, 1989г.
  7. Вересов, «Формула противостояния или как устранить конфликт в коллективе», М., Изд-во «Флинта», 1998, 112 с.
  8. Витис Кариса Вилинас, «Психологические механизмы мотивации человека», М., Изд-во МГУ, 1990.
  9. Громова О.Н. Конфликтология. – М., 1993г.
  10. Громова О.Н. Конфликтология: учебное пособие для  студентов. М. – 1993г.
  11. Дамакин, Л.Я. Дяченко, В.И. Сперанский, «Конфликты и технологии их предупреждения», Белгородский центр соц-х технологий, 1995,316 с.
  12. Данченко Е.А., Титаренко Т.М.  Личность: конфликт, гармония . – Киев. – 1989г.
  13. Ершов  А.А.  Личность и коллектив: межличностные конфликты  в коллективе  и их разрешение. Л., 1993г.
  14. Кемпбелл  Д.Г. Реалистическая теория группового конфликта  - психологические механизмы регулирувания специального поведения.  М, 1997г.
  15. Крошук, «Личность в конфликте на материале исследования шахматного творчества», Саратов, 1976.
  16. Кудрявцев В.Н., Дмитриев А.В., Введение в общую конфликтологию. – М., 1993г.
  17. Левитов, «Психология характера», М., «Просвещение», 1969, 424с.
  18. Максуэлл Мольц. Я – это Я, или как стать счастливым. СПб 1992г.
  19. Манцев  А.А. Этнопологические конфликты: природа, типология и пути урегулирования.   Социально-политический журнал  №4 М.,- 1996г.
  20. Немов, Психология, 1-й, 2-й том, М., Высшая школа, 1997.
  21. Платонов, «Краткий словарь системы психологических понятий», М., Высшая школа, 1984, 174 с.
  22. Практическая психология, под ред. д-ра псих. наук, проф. акад. БПА, М.К. Тутушкиной, Изд-во «Дидактика плюс», 1997, 336 с.
  23. Преториус Р.   Теория конфликта.  М., 1991г.
  24. Пригожин А.И. Современная социология организации. М – 1998г.
  25. Сысоенко В.А. Супружеские конфликты. М., 1991г.
  26. Хайнц Х., «Мотивация и деятельность», М., Педагогика, 1986.
  27. Шугуров М.В. Социальный конфликт и самосуществование личности. – Саратов .- 1994г.
  28. Шуман С.Г., Шуман В.П.    Семейные конфликты. – Брест.- 1992г.
  29. Э. Берн   Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. СПб., 2003г.
  30. Эрик Берн.   Лидер и группа. – Екатеринбург. 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

1.


 

2.


3.

 

 

4.

 

 

 

5.


 

6.

 

 

7.

 

8.

 

 

 

 

 

9.


 

 

 


Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте