Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 09:49, курсовая работа

Описание

Хорошо известно, что развитие любого общества, коллектива, любой социальной общности или группы, даже отдельного индивида представляет собой сложный процесс, который отнюдь не всегда развертывается гладко, а нередко связан с возникновением, развертыванием и разрешением противоречий. Фактически вся жизнь любого человека, любого коллектива или организации, любой страны соткана из противоречий. Эти противоречия обусловлены тем, что разные люди занимают различные позиции., руководствуются различными интересами, преследуют различные цели, а потому стремясь реализовать свои потребности, интересы и цели, довольно часто вступают в противоборство друг с другом два или более индивидов, а иногда социальных групп и даже стран активно ищут возможность помешать сопернику достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение его интересов или изменить его взгляды, представления, оценки позиции. Такое противоборство, ведущееся путем спора, применения угрозы или запугивания, использования физической силы или оружия, называется конфликтом.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…..…..2
Глава 1. Теоретические основы возникновения конфликтов…………………..5
1.1. Психологические основы возникновения конфликтов.
Типы конфликтов……………………..………………………….…..5
1.2. Типичные конфликты в старшем школьном возрасте……….14

Глава 2. Основные пути урегулирования конфликтов в старшем школьном возрасте…………………………………………………………………………….32
2.1. Характеристика старшего школьного возраста….…………....32
2.2.Совершенствование и содержание форм и методов используемых для урегулирования конфликтов……………………….....40
Заключение…………………………………………………………………71
Список используемой литературы………………………………………73

Работа состоит из  1 файл

дипломная работа.doc

— 792.50 Кб (Скачать документ)

Найти общее.

Ведущий; А теперь, прекрасные дамы и благородные кавалеры, обсудите в своих группах, что именно вам кажется похожим и близким в ваших гербах и девизах, что в них является наиболее важным. Через пятнадцать минут каждая подгруппа должна представить всем остальным не только свои выводы, но и предложить общий - для каждой подгруппы -символ и девиз. Обращаю внимание, что не нужно рисовать общий герб - достаточно указать один общий для вас символ.

В заключение всего упражнения происходит его обсуждение в целом  и каждого этапа в отдельности.

 

4 день – сказка «Счастье и мудрость», направлена на сплочение коллектива, на повышение интереса детей к проекту и возможность немного поговорить вместе и задуматься о том, что мы делаем и как.

Счастье и мудрость

Казахская народная сказка

Поспорили раз Счастье  с Мудростью. Счастье сказало:

-    Я без мудрости  могу обойтись. Мудрость сказала:

-     Я   сама   по   себе   стою   много,   но вместе со счастьем значу  в миллион раз больше, а вот  ты без меня ничего не стоишь.

Счастье решило доказать, что без мудрости оно может обойтись. Далеко в горах на торговом пути жил нищий мальчик. У него и имени-то не было. Караванщики прозвали его Тазша-бала, потому что у мальчика на голове была парша. И вот мудрость предложила Счастью покровительствовать над Тазша-Балой.

Лето выдалось сухое, и по торговому пути проходило  мало караванов. Тазша-бала голодал. Но в горах было много птиц, и мальчик  камнями охотился на них. Мальчик  не замечал, что стоит ему взять  в руки камень, как он тотчас же превращается в золото или алмаз. Тазша-бала был глупым мальчиком и не понимал, что в его руках неисчислимые богатства.

Раз как-то на дороге показался  большой караван. На привале караванщики  хорошо накормили мальчика, и он уснул тут же, на траве. Из-за пазухи мальчика выпало несколько камней, и их заметил караван-баши. Он разбудил мальчика и спросил:

Где ты взял такие замечательные  камни? Мальчик ответил:

Здесь много таких  камней, пойдёмте, покажу.

Караван-баши велел разгрузить товары и нагрузить верблюдов  золотом и драгоценными камнями. Вскоре караван-баши разбогател и усыновил Тазша-балу. Мальчик подрастал и караван-баши решил женить его на дочери хана. Хан потребовал большой калым - семь верблюдом, нагруженных золотом. Караван-баши согласился, и Тазша-бала обвенчался с дочерью хана.

В первую встречу с  женой Тазша-бала ударил её в лицо и выбил три зуба. Хан узнал  об этом, велел казнить Тазша-балу.

В эту же ночь встретились  Мудрость и Счастье.

Вот     видишь,   -   сказала   Мудрость,   -   Тазша-бала   будет

сегодня казнён, и ты ничем помочь ему не можешь.

Тогда помоги ты, - сказало  Счастье, - и я поверю, что без  тебя обойтись не могу. Мудрость снизошла до просьбы Счастья. И вот когда  стали казнить Тазша-балу, он обратился  к хану с такой просьбой: Великий хан перед смертью я хочу сказать несколько слов.

Хан велел говорить.

Меня  обвиняют  в  том,   что  я     избил   свою   жену.   Это неправда. Я люблю её, и если выбил три передних зуба, то сделал это для её же пользы. Эти зубы некрасивы, и я очистил свою жену от скверны. Хан тут же простил Тазша-балу.   И опять в горах встретились Мудрость и Счастье. Мы не

знаем, о чём они  говорили, но известно нам, что с  тех пор

Счастье неотступно следует  за Мудростью.

 

5 день – психологический  тренинг «От сумы да от тюрьмы».  Позволяет поставить всех детей в равные условия социального положения. Дает возможность узнать другую сторону жизни. Данный тренинг требует огромного мастерства педагога-психолога.

Тренинг «От сумы да от тюрьмы»

 Смысл Альтернативы

Ведущий.   Никто   из   вас,   надеюсь,   не бывал     на     скамье     подсудимых?     А довелось     ли     из     вас     кому-нибудь нищенствовать, просить милостыню? (участники отвечают)

Ведущий.  Стремиться ни к тому, ни к другому, наверно не стоит. Однако не следует забывать известной пословицы: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся». Давайте вообразим ситуацию, когда вам придётся выбирать между тюрьмой и сумой - не в прямом, а в тренинговом смысле. Передо мной на столике вперемешку лежат карточки, на одной части из них символическое изображение тюремной решётки, а на другой - протянутой руки нищего. Вам нужно выбрать либо ту, либо другую карточку. Каков же смысл этой альтернативы? Попробуем найти ответ вместе.

Прежде всего, немного  пофилософствуем. Как бы парадоксально  это ни звучало, но каждый из нас практически в любой момент жизни является нищим, ожидающим подаяния, и подсудимым, ожидающим приговора. Нищим — потому что нам почти всегда не хватает признания наших заслуг и достоинств. Кто-то постоянно «ходит с протянутой рукой», добиваясь признания, похвалы, чтобы держать свою самооценку на уровне. Кто-то лишь изредка испытывает потребность в подтверждении своей значимости.

А почему - подсудимым? Живя среди людей, мы постоянно подвергаемся их оценке. Любой наш поступок, любое  слово вызывают определённое отношение к нам — положительное, отрицательное, иногда - индифферентное. И в этом смысле - любое наше деяние ожидает какой-то приговор. Разница  между  нищим  и  подсудимым  в  том,  что  первый сознательно   ищет   положительной   оценки,   а   второй   готов получить и отрицательный приговор. Делайте выбор.

Ведущий. В нашей игре человек, выбравший карточку нищего, обеспечивает себе право на подаяния. То есть он может обратиться к любым трём членам группы и услышать от них, какими главными достоинствами он, по их мнению, обладает. Всякая критика и даже намёк на недостатки исключаются -ведь и уличный попрошайка желает увидеть в своей шапке банкноту, а не булыжник.

Человек, выбравший карточку подсудимого, должен быть готов предстать  перед судом. В отличие от нищего он может получить правдивую информацию обо всех своих негативных качествах - и позитивных, и негативных.

Более подробно о процедуре суда ведущий не говорит  и предлагает каждому сделать  выбор. Эта часть игры является во многом диагностичной: она чётко разделяет тех, кто готов пойти на риск отрицательных оценок, и тех, кому спокойнее выслушать хвалебные оды. Во избежание конформистских проявлений лучше, если каждый совершит выбор индивидуально и тайно от других.

Ведущий. Итак, выбор сделан. Теперь прошу встать тех, кто выбрал нищенскую суму. А теперь тех, кто предпочёл скамью подсудимых. Начнём с нищих. Пусть каждый по очереди   выберет   трёх   членов   группы   и   попросит   у   них

подаяние.

Начинать с нищих  представляется более разумным в любом случае. Нужно учитывать, что при наличии большого числа подсудимых не все из них смогут предстать перед судом  на это не хватит времени. Получение подаяния нищими проходит быстрее, и все они получат свою долю.

«Суд идёт»

Когда сбор подаяний закончится, ведущий предупреждает, что на скамье подсудимых успеют побывать только три человека. Если желающих будет больше, то можно выбрать прокурора, адвоката и трёх судей, Эти пять человек выбираются независимо от того, кто они - нищие или подсудимые. Они и определят, кто первым предстанет перед судом. Оставшаяся часть группы делится на свидетелей защиты и обвинения. Процедуру эту можно организовать, например, таким образом: прокурор и адвокат поочерёдно выбирают членов своей команды. В конце концов, все участники группы получают роль в этой игре. С начала суда у ведущего -функции независимого арбитра и секретаря.

Всем трём сторонам - «обвиняющей», «защищающей» и «судящей» - даётся 15 минут на подготовку - расстановка  мебели, создание соответствующего «судебного антуража» и продумывание содержания выступлений. Вполне естественным и оправданным представляется включение в игру некоторых псевдоюридических формальностей, таких, например, как команда секретаря «Встать, суд идёт!», обращение друг к другу подчёркнуто вежливо и на «Вы», клятва выступающих на Библии говорить правду и только правду и т.п.

Главный судья сначала  предоставляет слово прокурору. Тот в своей речи требует признания  подсудимого виновным, апеллируя  к реальным (это важно!) фактам проявления им отрицательных качеств во время работы группы. Затем выступает адвокат, пытаясь опровергнуть обвинение и показать подсудимого в лучшем свете. После этого поочерёдно выступают свидетели обвинения и защиты.) Следует заранее договориться о регламенте, допустим, ограничить выступления двумя минутами. Судьи, прокурор и адвокат могут задавать вопросы свидетелям

Ведущему надо внимательно  следить за ходом судебного процесса, чтобы прервать его в момент, предшествующий падению интереса к игре. Пусть  лучше не все будет сказано, что хотелось, чем участники почувствуют скуку. Прервать процесс ведущий может, сообщив судьям о том, что время, отведённое на процесс, истекает. В конце игры предоставляется последнее слово подсудимому, в котором он вправе выразить согласие или несогласие с выдвинутыми против него обвинениями, а возможно, и с мнением защиты. Судьи удаляются на пятиминутное совещание для вынесения приговора, в котором могут быть две формулировки: виновен или невиновен. Судьям нужно решить, какая сторона - прокурорская или адвокатская -оказалась более убедительной и каких качеств -положительных или отрицательных - обнаружилось у подсудимого больше.

Следующий судебный процесс  проходит аналогично. При желании  можно заменить состав суда, но это  необязательно. Бывший «подсудимый» примыкает к обвиняющей или защищающей стороне по его желанию.

Суд может проходить  так увлекательно и азартно, что  время пролетает незаметно, и  иногда имеет смысл не устраивать новых судилищ, а отложить их на другой день.

 

6 день – психологическая игра «Тренировка поведения». Тренировка поведения — центральный прием бихевиорального обучения.  Именно бихевиоральной традиции социально-психологического обучения мы обязаны упражнением «Три позиции». Оно направлено на тренировку трех основных видов социального поведения: уверенного, неуверенного и агрессивного. Найдена и чрезвычайно удобная форма для его проведения: в тройках, участники которых занимают позиции игрока, подыгрывающего и наблюдателя-эксперта.

ТРЕНИРОВКА ПОВЕДЕНИЯ

Тренировка поведения  — центральный прием бихевиорального обучения.  
Именно бихевиоральной традиции социально-психологического обучения мы обязаны упражнением «Три позиции». Оно направлено на тренировку трех основных видов социального поведения: уверенного, неуверенного и агрессивного. Найдена и чрезвычайно удобная форма для его проведения: в тройках, участники которых занимают позиции игрока, подыгрывающего и наблюдателя-эксперта.

Тематическая разминка «Карусель»

Очень хорошо зарекомендовала  себя психодраматическая «мельница»: участники образуют два круга с равным числом участников, встают лицом друг к другу и разыгрывают в парах маленькие диалоги-ситуации, которые задает ведущий. После каждого диалога внешний круг делает несколько шагов (например) по часовой стрелке, меняет партнера, и разыгрывается следующий эпизод.  
                 Для разыгрывания могут быть предложены такие ситуации:  
(1) диалог контролера и «зайца» в электричке или автобусе; (2) разговор продавца и покупателя;  (3) разговор двух детей: именинника, которому подарили долгожданную игрушку, и его гостя; (4) разговор двух старых приятелей: один признается другому в мелком грешке, совершенном много лет назад, и т.д. Разминка анализируется с точки зрения вариантов поведения, выбранных участниками, их самочувствия в этой позиции, чувств, возникших в ответ на поведение партнера.

       Анализ  вариантов поведения с точки  зрения  
уверенности  — агрессивности «Холодный суп»

Это упражнение проводится после краткой теоретической  части, во время которой тренер объясняет  значение терминов «уверенный (ассертивный)», «неуверенный (пассивный)», «агрессивный», «манипулятивный».  
                Участники садятся полукругом. На полу треугольником растягивается шнур, по его углам и на середине одной из сторон лежат карточки со словами «уверенный», «неуверенный», «агрессивный», «манипулятивный». 
Линии, соединяющие различные виды поведения, являются континуумом, на нем располагаются переходные формы поведения: от манипулятивного к неуверенному и агрессивному, от неуверенного — к уверенному и т.д.

Тренер предлагает для  обсуждения следующую ситуацию:  
Вас попросили обсудить деловые вопросы с важным клиентом, и вы пригласили его в дорогой ресторан. И ваш клиент, и вы заказали себе первое блюдо. Суп оказался холодным. Клиента пригласили вы, значит, вы являетесь хозяином и чувствуете, что должны что-то предпринять.  
Каждый участник получает карточку, на которой написана возможная реакция на создавшееся положение. Участникам предлагается поместить доставшиеся им карточки в пространстве треугольника и обосновать свое решение. Группа может задавать вопросы каждому участнику и обсуждать его выбор.  
Содержание карточек: 
                     1. Спросите официанта: «Этот суп подается холодным?» 
                     2. Отставьте тарелку в сторону. 
                     3. Встаньте и покиньте заведение. 
                     4. Громко, так, чтобы это услышали и официант, и другие посетители, произнесите: «Это последний раз, когда я сюда кого-то привожу!» 
                     5. Скажите официанту: «Я хотел бы поговорить с менеджером». 
                     6. Скажите официанту: «Суп отвратителен. Унесите его и немедленно подайте нам что-нибудь более съедобное». 
                     7. Спросите официанта: «Милейший, а что случилось с вашей электроплитой?» 
                   8. Сделайте вид, что все в порядке, и ешьте суп. 
                   9. Скажите официанту: «Этот суп холодный. Пожалуйста, замените его». 
                 10. Скажите официанту, что вы хотели бы вычесть стоимость супа из счета. 
                 11. Спросите у вашего клиента, не желает ли он пожаловаться. 
                 12. Когда официант придет убирать тарелки, скажите: «Извините меня, но я боюсь, что мы не смогли доесть суп. На вкус он не плох, но он был не очень теплым — совершенно холодным, я имею в виду!» 
Во время общего обсуждения анализируются варианты уверенного поведения и примеры из собственной жизни, когда участники смогли использовать данный вариант.

Информация о работе Психолого-педагогические пути урегулирования типичных конфликтов в старшем школьном возрасте