Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников3.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.

     До  семи лет малыш поступает в  соответствии с актуальными для него в данный момент переживаниями. Его желания и выражение этих желаний в поведении (т.е. внутреннее и внешнее) представляют собой неразделимое целое. Поведение ребенка в этих возрастах можно условно описать схемой: «захотел - сделал». Наивность и непосредственность свидетельствуют о том, что внешне ребенок такой же, как и «внутри», его поведение понятно и легко «читается» окружающими. Утрата непосредственности и наивности в поведении старшего дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: «захотел - осознал - сделал». Осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

     Одним из важнейших достижений старшего дошкольного  возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности, возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образа жизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.

     В старшем дошкольном возрасте ребенок  впервые осознает расхождение между  тем, какое положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

     Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [33, с. 72].

     Ребенок начинает осознавать свое место среди  других людей, у него формируется  внутренняя социальная позиция и  стремление к соответствующей его потребностям новой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

     Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную - знания и представления о себе (Кто я?) - и оценочную, или самооценку (Какой я?).

     Содержательный  и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе.

     В процессе развития у ребенка формируется  не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

     Оценочная составляющая самосознания отражает отношение  человека к себе и своим качествам, его самооценку.

     Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и  положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

     В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

     Заниженная  самооценка у детей дошкольного  возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

     Особенности поведения детей старшего дошкольного  возраста с различным типом самооценки:

     Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.

     Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

     К похвале воспитателя дети с неадекватно  завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них - быть в центре внимания взрослого.

     Дети  с неадекватно завышенной самооценкой  нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

     Дети  с адекватной самооценкой склонны  анализировать результаты своей  деятельности, пытаются выяснить причины  ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются  с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

     Дети  с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень  чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

     Детям с заниженной самооценкой свойственно  стремление избегать неудач, поэтому  они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

     Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это  чаще всего малопривлекательные дети.

     Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены  своеобразным для каждого ребенка  сочетанием условий развития.

     В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других - формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

     Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна  детям, стоящим на пороге 6-7 лет. Они  уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности - в игре, на спортивных занятиях и т.д. - они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.

     Заниженная  самооценка в этом возрасте встречается  значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих  силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

     Самооценка  играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости  от того, как оцениваются индивидом  собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [33, с. 83].

     Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка  о себе?

     Выделяют  четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

  1. опыт общения ребенка со взрослыми;
  2. опыт общения со сверстниками;
  3. индивидуальный опыт ребенка;
  4. его умственное развитие [33, с. 91].

     Опыт  общения ребенка со взрослыми  является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

    • сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;
    • оценка его деятельности и поведения;
    • формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;
    • формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

     На  протяжении всего детства ребенок  воспринимает взрослого как непререкаемый  авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников