Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников3.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

Содержание

Приложение…………………………………………………………………

    В ДИПЛОМНОЙ  РАБОТЕ ДОЛЖНО БЫТЬ БОЛЬШЕ КВАДРАТНЫХ СКОБОК(ГДЕ ВЗЯТО ТО ИЛИ ИНОЕ ВЫСКАЗЫВАНИЕ), ПОСЛЕ СКОБОК КАК БЫ МОЕ МНЕНИЕ О СКАЗАНОМ 
    Введение

     Человек рождается с достаточно развитыми задатками к познавательной деятельности, однако познавательные процессы новорожденный осуществляет сначала неосознанно, инстинктивно. Ему еще предстоит развить свои познавательные возможности, научиться ими управлять. Поэтому уровень развития познавательных возможностей ребенка зависит не только от полученных при рождении задатков (хотя они играют основополагающую роль), но и от характера воспитания и обучения ребенка в семье, в детском саду, от собственной его деятельности по саморазвитию своих интеллектуальных способностей.

     Умственное  воспитание ребенка, как справедливо  подчеркивал А.Н. Леонтьев, нельзя рассматривать  в разрыве от психического развития, от богатства интересов, чувства  других черт, образующих его духовный облик.

     Эльконин  Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

     «Сделать  серьезное занятие для ребенка занимательным– вот задача первоначального обучения» - К.Д. Ушинский.

     Концепция дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…», а также на поиск эффективных методов повышения качества дошкольного образования, с целью качественной подготовки детей к школе [         ].

     В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации  воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей  взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

     Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

     Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

     Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим  видом деятельности является непосредственно-эмоциональное  общение ; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном ( от 3-6,7 лет) – игровая.

     Именно  поэтому психологи и педагоги-практики разработали условия организации игры в развитии воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования.

     Актуальность проблемы (1,2 абзаца) Актуальность вопроса определяется, прежде всего тем, что в современном детском саду чаще всего уделяют большое внимание материальному оснащению игры, а не развитию самих игровых действий и формированию у детей игры как деятельности. Для того чтобы осуществлять адекватные педагогические воздействия по отношению к сюжетно-ролевой игре детей, воспитателям необходимо хорошо понимать ее природу, иметь представления о специфике ее развития на протяжении дошкольного возраста, а также уметь играть с детьми. Последнее, как утверждают современные исследования (Н. Я Михайленко, Н. А. Коротковой), особенно важно в плане обогащения сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста[22;23]. И как показывает опыт методической работы, современные воспитатели не осознают в полной мере свою роль в обогащении сюжетно-ролевых игр современных дошкольников. 

     Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

     Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

     Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

     Задачи:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
  2. Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
  3. Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
  4. Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Методологическая  база( авторы, кто над чем работал) В психолого-педагогической литературе большое внимание уделяется

изучению среды: предметной, игровой, творческой (М.Я.Басов,

П.П.Блонский, А.Б.Залкин, Д.Н.Узнадзе, Л.С.Выготский, Л. С. Леонтьев,

Д.Б.Эльконин).

Психологи и  педагоги обращались к проблеме игрового пространства (Г.

Фейн, Р. И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, А. П. Усова, Запорожец).

Однако игровое  пространство чаще всего связывается с предметным

пр. В настоящее

время доказано значение демократического стиля общения  взрослого с

ребенком для  развития творчества (Е. А. Аркин, Д. В. Менджерицкая

Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Т. А. Репина, Р.Б.Степкина. В.А.Петровский,

Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П. Стрелкова, А. П. Усова, А. В. Запорожец).

остранством, отождествляющимся  с игровой средой. 
 

     Методы  исследованияМетоды исследования:

     Изучение  литературы, анкетирование, тестирование, индивидуальная беседа, наблюдение, опытная работа.

     Теоретическая значимость

     Практическая  значимостьНовизна исследования заключается в том, что составлена и апробирована система работы, которая включает в себя консультации для педагогов и разработки сюжетно-ролевых игр.

     Практическая  значимость: разработанный комплекс мероприятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

     Структура работыСтруктура нашей работы определяется целью и задачами исследования, состоит из введения, теоретической части, практического исследования, заключения, выводов, списка литературы и четырёх приложений. 

     В данном исследовании рассмотрены подходы  к содержанию развития старших дошкольников и его взаимосвязь с различными видами игр, проводимых в дошкольном учреждении. 
 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ ИГРЫ

1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе

     Игра  – сложное социально-психическое  явление уже потому, что это  не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Однако стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания.

     Потребность в игре, вероятно, зависит от творческих возможностей личности. Ведь творчество обязательно связано с переживанием радости от самого процесса деятельности. В работах Л.С. Выготского показана возрастная тенденция к снижению стихийно возникающих игр.

     Однако  ряд авторов (Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман) указывают, что получение удовольствия, радости, положительных эмоций также является одной из побудительных сил, порождающих игру [         ].

     Взрослый  человек, который уже совершил выбор  одного из возможных жизненных путей, живет в сфере узкого канала воронки, а игра позволяет ему в условном плане прочувствовать  другие возможные варианты жизни, не использованные в реальном плане.

     Умение  людей входить в игру влияет на эмоциональную атмосферу общения, создаёт настроение окружающим. Игра – это сложное социально-психологическое явление, при достаточно осознанном отношении она становится  средством стрессового контроля, самообновления, самосовершенствования, преодоления внутреннего конфликта, а также стимулирования приподнятого настроения.

     С  возрастом люди получают массу возможностей воздействовать на мир, в то время  как в детстве игра – доминирующий способ в силу недостаточной развитости, «взрослых» способов познания и действия.

     Но  главное, пожалуй, в следующем. С  детства люди привыкли слышать: «хватить играть, пора делом заняться». С детства лепится жесткий стереотип: игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется  с тем, что «легкомысленно», что «развлечение». И взрослые люди компенсируют отсутствие игры многозначительными хобби, погружением в созерцание телевизионных программ, играми по правилам (шахматы, карты), спортивным «болением» и т.п.

     И еще одна немаловажная причина. Игра (как внешняя, так и внутренняя) требует определенных душевных усилий. Компенсирующие игру занятия и увлечения более легки для ощущения.

     Между тем, уже давно обнаружено, что  игра не представляет собой чего-либо случайного, она неизменно  возникает  на всех стадиях культурной жизни  у самых разных народов  и представляет неустранимую и  естественную особенность человеческой природы.

     Значение  игры в социализации личности ребенка  определяется тем, что детская игра рассматривается как форма включения  ребенка в мир  человеческих действий  и отношений. Игра, возникающая на такой ступени развития, когда высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное участие в нем ребенка, тогда как условия воспитания  формируют у него стремление к совместной деятельности и жизни с взрослым.

     Процесс социализации есть неразрывное единство с естественной потребностью детского организма – развитии, осуществляемым через игру. Игра по своему  происхождению и содержанию социальна.

     «Игра-эта  такая  деятельность, в которой  воссоздаются  социальные отношения  между людьми вне условий непосредственно  утилитарной деятельности» [7, c.48].

     В старшем дошкольном возрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка  в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок  быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

     Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

     В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время – стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», но мама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убирать игрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т. д.).

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников