Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников3.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

2.2.: Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников (выделить условия общие для организации игр: учет индивидуальных особенностей дошкольников; третье условие: системный подход в организации игровой дея-ти по всем 3-м видам(дидакт,логич,актив.)

     .

     (это похоже на второе условие)Предметно-игровая среда. Значительная часть времени отводится для самодеятельных игр по инициативе и выбору детей. Воспитатель создает условия для вариативной игровой деятельности, наполняет игровое пространство разнообразными игрушками, предметами-заместителями, полифункциональными материалами для игрового творчества, развивающими настольно-печатными и другими играми.

     Важно обеспечивать детям возможность  постоянно преобразовывать предметно-игровую  среду; наличие достаточного полифункционального  игрового материала оптимизирует освоение дошкольниками позиции субъекта режиссерской игры. Дети могут по ходу игры подбирать, менять игрушки, предметы, конструировать обстановку для игры с помощью разнообразного подсобного материала в соответствии с выбранной темой, сюжетом игры; включают в нее игрушки, сделанные самими; сооружают нужные для игры постройки (пароход, пристань, мост, вокзал, железная дорога, семафор, детский сад, беседки, дом, улица и т.д.); используют в играх природный материал (песок, глина, вода, снег, лед).

     Игровое оборудование размещается так, чтобы  дошкольники не мешали друг другу. Для  этого необходимо рационально использовать все свободное пространство групповых помещений, а также продумать организацию пространства и размещение игрового оборудования на участке для прогулок.

     Принято различать два основных типа игр:

  • игры с фиксированными и открытыми правилами;
  • игры со скрытыми правилами.

     Примером  игр первого типа является большинство  познавательных, дидактических и  подвижных игр, а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы, аттракционы).

     Ко  второму типу относятся игры, в которых на основе жизненных или художественных впечатлений свободно и самостоятельно воспроизводятся  социальные отношения или материальные объекты.

     Обычно  выделяются такие типы игр:

  1. подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья  детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться  под неё;
  2. строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
  3. дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
  4. сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Сюжетно-ролевые  игры уже давно были выделены психологами  и педагогами из других видов игр. Это игры, в которых дети берут  на себя какие-либо роли и разыгрывают различные события из жизни людей, изображают их деятельность и взаимоотношения - и тем самым творчески отражают действительность. Творческая ролевая игра школьников имеет свое содержание, свои внутренние правила. Стремясь воплотить в игре реальную жизнь, школьники действуют по соответствующим правилами этой жизни, которые становятся для них внутренними правилами игры. Поэтому  содержание игры заставляет школьников стремиться максимально

приблизить  её к обстоятельствам реальной жизни, внести в неё действительные трудности, в которых будут реально проявляться (тренироваться, воспитываться) лучшие человеческие качества. Среди игр, содержащих большие воспитательные возможности, можно выделить несколько видов: 

Рис. 1 Виды игровой деятельности в ДОУ

     Игры  драматизации

     Подразумевают исполнение какого-либо сюжета, сценарий которого не является  жестким каноном  в отличие от спектакля.

       В этом виде следует выделить  игры – импровизации. Сущность  их заключается в том, что действующие лица знают основной сюжетный стержень игры, характер своей роли. Сама же игра развертывается в виде импровизации.

     С.Т. Шацкий  так комментировал эти  игры: «Непринужденная детская игра, дающая простор воображению, отражает в себе жизненный опыт детей; ход её зависит не только от быстроты, ловкости движений и той или другой степени сообразительности, но и от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка».

     В этих играх, хотя они и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его позицией и определяется педагогический смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие самого сюжета игры – это то основное звено, обеспечивая которое, взрослый  обеспечивает и эффективное воспитательное влияние игры.

     Успешность  «психологических игр» полностью зависит от степени взаимопонимания и взаимодоверия между руководителем игры и её участниками. Варианты таких игр широко представлены в работах Аникеевой Н.П. и Смирнова С.А. 

Рис.2 Виды занятий в ДОУ

     Сюжетная  игра – самая привлекательная  деятельность для детей дошкольного  возраста. Это объясняется тем, что  в игре ребенок испытывает внутреннее ощущение свободы, подвластности ему  вещей, действий, отношений – всего  того, что в практической продуктивной деятельности дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации. Сюжетная игра не требует от ребенка реального, ощутимого продукта, в ней все «как будто», «понарошку».

     Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре развивается способность  к воображению, образному мышлению.

     Игра  имеет огромное значение для развития личности дошкольника. Большое влияние  оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействовать с другими людьми.

     Однако  свои развивающие функции игра выполняет  в полной мере, если с возрастом  ребенка она все более усложняется. И не только по тематическому содержанию. Само по себе тематическое содержание не является критерием уровня развития игры. Сюжетная игра, независимо от темы, в своем наиболее простом виде может строиться как цепочка условных действий с предметами, в более сложном виде – как цепочка специфических ролевых взаимодействий, в ещё более сложном виде – как последовательность разнообразных событий.

     В современных психолого-педагогических исследованиях показано, что сюжетная игра, как и любая другая деятельность, возникает не спонтанно сама собой, а передается людьми, которые уже  владеют ею – «умеют играть».

     Воспитатель должен помочь овладеть детям игровыми умениями. Для этого педагог должен соблюдать принципы организации  сюжетной игры в детском саду.

     Первый  принцип, заключается в том, что  для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.

     Чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в  игру, является сам характер поведения  взрослого. Воспитатель, общаясь с  детьми на занятиях, в различные  режимные моменты, занимает позицию  учителя, т.е. требует, задает, оценивает и даже наказывает. Вероятно, такая позиция необходима для реализации воспитательного процесса. В совместной игре с детьми педагог должен сменить её на позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из неё, ощущал себя бы вне оценок.

     Из  этого следует второй принцип  организации сюжетной игры: воспитатель  должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру особым образом, так чтобы сразу «открывался» и усваивался новый, более сложный способ её построения.

     Третий  принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и  далее на каждом этапе дошкольного  детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

     Однако, эти принципы «повиснут в воздухе», если не будет определена реальная опора, на которую может опираться воспитатель при формировании игровых умений у детей.

     Итак, на каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать моменты формирования игровых  умений в совместной игре воспитателя  с детьми и создания условий для  самостоятельной игры дошкольников.

     С возрастом детей должна меняться форма совместной игры со взрослым и увеличиваться доля самостоятельной игры в рамках отведенного режимом времени.

     Тема  игры – это то явление жизни, которое  будет изображаться. Одна и та же тема включает в себя различные эпизоды в зависимости от интересов детей и развития фантазии. Выбор игры определяется силой переживаний ребенка. Он испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления, связанные с теми чувствами, которые он питает к близким людям, и необычные события, которые привлекают его своей новизной.

     Задача  воспитателя – помочь ребенку  выбрать из массы жизненных впечатлений  самые яркие, такие, которые могут  послужить сюжетом хорошей игры.  
 
 

 

     Выводы  по 1 главе ( ПО ГЛАВАМ)

 

Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы

2.1.: Цель, задачи, этапы экспериментальной работы

2.2.: Психолого-педагогические рекомендации к организации игры со старшими дошкольниками

 
 

     «Концепция  дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.) – ориентируют педагогов на гуманизацию воспитательно-образовательного процесса детского сада через «…реализацию специфических возрастных возможностей психического развития дошкольников … в соответствующих возрасту видах деятельности…» .

     В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации  воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей  взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

     Каждый  период жизни и развития ребенка  характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике детей, формируются и развиваются основные психические процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста.

     Так, в период младенчества (до 1 года), ведущим  видом деятельности является непосредственно-эмоциональное  общение; в раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; в дошкольном (от 3-6,7 лет) – игровая.

     Сущность  игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

     Эльконин  ДБ подчеркивал, что игра - это сложное  психологическое явление, которое  дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского КД, в  игре ребенок «живет» и следы  этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

     Педагоги-практики разработали принципы, содержание и  методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий  эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

     Использование дидактической игры как средства развития умственных способностей детей дошкольного возраста уходит своими корнями далеко в прошлое. Так, традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагоге, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов. По существу в каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры, занимают особое место. Рассмотрим некоторые подходы прошлого к дидактической игре.

     Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Фридрих Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении, в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. Оставаясь игрой, она должна пронизана уроком, писал Ф. Фребель. Им была разработана система дидактических игр,в которую вошли дидактические игры с различными игрушками, материалами (мячом, кубиками, цилиндрами, лучиками, и др.), расположенных последовательно по принципу возрастающих задач и игровых действий. Обязательным элементом большинства дидактически игр были стихи, песни, написанные самим автором и его учениками. Фридрихом Фребелем в помощь детским воспитателям создавались пособия с подробным описанием дидактических игр, с иллюстрированным материалом, наглядно представляющим последовательность игровых действий с текстовыми и нотами словесного и песенного сопровождения. Но, жестокая регламентированная деятельности ребенка, усвоение знаний в ущерб занимательности - вызвало практически замечания известных педагогов.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников