Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа
Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.
Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.
Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.
Задачи:
Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы
3. В третьей группе игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены: «Кому, что нужно», «Назови три предмета».
4. В особую четвертую группу выделены игры на развитие внимания, сообразительность, быстроты мышления, выдержки, чувства юмора: «Испорченный телефон», «Краски», «Летает -не летает». Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность активизировать имеющий запас слов. Такие игры способствуют развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные знания и словарь в новых условиях. Одним из условий четкого руководства играми является определения перечня слов, подлежащий усвоению.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н.Михаленко, Н.Короткова):
2.
Начиная с раннего возраста
и далее на каждом этапе
дошкольного детства при
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
В этом возрасте у детей есть знания и достаточный опыт совместных игр. А поэтому они могут организовать интересные дидактические игры, которые доставляют радость от достижения цели, ставят ребенка перед необходимостью проявить самостоятельное умственное усилие и заставляют преодолевать трудности.
У детей старшей группы уже есть постоянные, сложившиеся игровые группки, а поэтому они могут быстро организоваться на знакомую игру. В начале учебного года дети часто самостоятельно играют в игры, которые они узнали в средней группе.
В старшей группе игра все больше становится формой организации детской жизни. В самостоятельных дидактических играх, индивидуальных и коллективных, у детей формируются эмоциональные чувства, развиваются навыки совместных действий, дружба, умение вовремя оказать товарищу необходимую помощь. Самостоятельные игры детей способствуют проявлению личности ребенка. Играя в дидактическую игру, направленную на развитие математических представлений, ребенок меньше всего думает о том, чтобы учиться счету (например в игре «Магазин»), но игра построена так, что счетные операции здесь необходимы, иначе нельзя выиграть. Вот это-то и важно в дидактических играх, когда дидактическая задача и правила завуалированы в игровом действии. В игре складываются интересы и взаимоотношения детей, формируются навыки общественной жизни.
Дидактические игры способствуют воспитанию у детей сосредоточенности, внимания, памяти. Развивается логическая речь. Например игра «Кто больше» состоит из игрового поля, двух трамплинов, двух шаров и 40 разноцветных фишек. Играющие поочередно кладут шарик на трамплин, нажимают пальцем на край его с расчетом, чтобы шарик попал в отверстие игрового поля с наибольшим числом очков. Выигрывает тот, кто быстрее наберет условленное в начале игры количество очков (очки подсчитываются по количеству полученных фишек). Игровое действие в этой игре: попадание шариком в отверстие, выигрыш.
Дидактическая задача: упражнение в количественном счете, воспитание внимания, выдержки, сообразительности.
Правила: дети поочередно нажимают на край трамплина, отсчитывают столько фишек, сколько показывает число в отверстии, в которое попал шарик. Так дети играют, когда они хорошо знают всю структуру игры, и воспитатель следит за игрой или принимает в ней непосредственное участие. Может быть и так. Несколько детей взяли игру, не целясь, стали подбрасывать шарик, который попадал то в отверстие, то просто на стол или падал на пол. Дети оживлены, им весело, они играют. Но это не та радость, которую дети ощущают, преодолевая в игре трудность как в умственном, так и в нравственном отношении. А ведь дидактическая игра в том и состоит, чтобы ребенок не просто играл, а, играя, решал дидактическую задачу, овладевал умениями и навыками поведения. Поэтому и самостоятельные дидактические игры должны быть все время в поле зрения воспитателя. Нельзя допускать, чтобы решение дидактической задачи и игрового действия достигалось путем нарушения правил игры.
Самостоятельные дидактические задачи не должны использоваться ради игры, а они также должны быть тесно связаны с программой занятий. Воспитатель рекомендует детям те дидактические игры и игрушки, которые способствовали бы упражнению их в усвоении задач, выдвигаемых программой на определенный отрезок времени.
Например, на занятиях дети получили сведения о деревьях. Некоторые дети недостаточно усвоили эти сведения. Воспитатель подбирает игру «Лото», где на карточках нарисованы эти деревья. Помогает вспомнить в процессе игровой ситуации то, что им рассказывали на занятиях.
При
правильном подборе и систематическом
руководстве со стороны воспитателя
дидактические игры и вне занятий оказывают
большое влияние на развитие самостоятельности
ребенка, его активности, выдержки. Приучают
к умению действовать в соответствии с
правилами игры, воспитывают коллективные
навыки. Полученные детьми навыки и умения
в дидактических играх потом успешно переносятся
в сюжетно-ролевые игры, делают их содержательными
и интересными.
Игра 1. Сюжетно-ролевая игра "Путешествие по железной дороге"
Цель: Формировать умение творчески развивать сюжет игры. Знакомить с трудом железнодорожника. Закреплять представления детей о труде взрослых на железной дороге. Воспитывать уважительное отношение к труду, знакомить с жизнью людей на севере и на юге нашей страны.
Оборудование: Строительный материал, технические игрушки: заводные паровозы, одежда железнодорожников, набор для игры в железную дорогу, предметы-заместители.
Подготовка к игре:. Экскурсия на железнодорожный вокзал, рассматривание поездов дальнего следования. Беседа с железнодорожным милиционером, машинистом, проводником. Чтение произведения "Человек рассеянный" С.Маршака. Изготовление атрибутов для игры: форма железнодорожника, повязки дежурного по вокзалу, вывески "Бюро находок", "Касса", лепка из пластилина поезда с вагончиками.
Игровые роли: Начальник вокзала, кассир, машинист, дежурный по вокзалу, милиционер, пассажиры, путеец, связист.
Предварительная работа:
Начиная игру, воспитатель, прежде всего, может провести экскурсию с целью ознакомления с железнодорожным вокзалом, его помещениями, с работой сотрудников вокзала. В группе обсудить виденное, обобщить знания, ответить на интересующие детей вопросы.
Совместно изготовить атрибуты для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, вывески "Бюро находок", "Касса", "Милиция".
Детям предлагается соорудить постройки по представлению и образцу (рисунок, фотография, схема). При обыгрывании постройки использовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, различные предметы.
Ход игры:
Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.
В игре "Путешествие по железной дороге" роль воспитателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям о деятельности и взаимоотношениях железнодорожников.
Прежде всего, воспитатель проводит экскурсию на вокзал, чтобы закрепить представления детей о труде взрослых на железной дороге, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, машиниста, дежурного по вокзалу, связиста, путейца). Во время экскурсии дети углубляют свои знания о вокзале. Воспитатель рассказывает детям о том, что вокзал - это специальное место для стоянки поездов. Территория вокзала большая, на ней размещается множество строений, которые служат железнодорожникам для хранения грузов, ремонта поездов. Дети наблюдают прибытие и отправление поездов. С целью обогащения представлений детей о труде взрослых на железной дороге они также могут понаблюдать за работой кассира, продавцов киосков, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель должен подвести детей к мысли о важности труда людей разных профессий.
Далее дети могут побывать в вагоне электрички: осмотреть его, повторить название отдельных частей вагона.
По возвращении в группу воспитатель беседует с детьми о труде взрослых на железной дороге, об их взаимоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать людям, работающим на железной дороге.
Для
более глубокого осознания
Общение детей с железнодорожниками, их рассказы помогут детям узнать, куда можно отправиться на поезде с нашего вокзала и откуда приходят поезда к нам.
После чтения и рассматривания иллюстраций дети отвечают на вопросы: "Кто главный на поезде? Что видит машинист из кабины поезда? Как он узнает, свободен ли железнодорожный путь?"
Затем дети из строительного материала строят поезда, вокзал, железную дорогу.
Для обогащения игровых действий воспитатель может использовать и рассказы детей об играх. В процессе рассказывания актуализируются детские представления, усиливается работа воображения, возникают творческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Детям, например, предлагается рассказать, как они играли бы с игрушками (в набор входят поезда, железная дорога, вокзал).
Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе игры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен вокзал, поезд. Вопросы: "Куда же едет поезд? Что он повезет?" заставляют детей вспомнить, что они знают о движении по железной дороге. Эффективным приемом руководства детской игрой является использование схемы железной дороги. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры станций, мимо которых проезжает поезд. Возле известных им крупных городов размещается изображение того, что изготавливается в них, чем богат край (рекомендуются города своей области).
Чтобы закрепить у детей интерес к железной дороге, к железнодорожному транспорту, воспитатель просит родителей также совершать прогулки с детьми к железной дороге. Участие родителей в педагогическом процессе по ознакомлению детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большой мере формирует опыт эмоционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.
Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников