Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников3.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Одним из этапов при развитии игры может быть составление детьми рассказов на тему "Какие поезда мы видели на железной дороге". Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят строят не просто поезда, а электрички, пассажирские поезда, восстановительные, товарные, пожарные поезда, снегоочистительный.

     Затем воспитатель может предложить поиграть в игру самостоятельно. Если же такое  предложение вызовет затруднения, педагог дает детям представление  о труде машиниста и о том, куда надо ехать. Бригадир поезда  следит за порядком, отдает распоряжения,  контролирует работу проводников. На поезде идет дружная работа команды: в вагоне-ресторане официанты обслуживают пассажиров, проводники проводят уборку, машинист ведет поезда, а  бригадир руководит работой персонала.

     В этой игре могут объединиться несколько  сюжетных линий. Могут появиться "магазин" (на остановках), "доктор" (заболел  пассажир во время поездки) и т.д. Вот пассажиры приехали  в деревню, на Север, на Юг.

     Подготовку  к игре "Путешествие в деревню" педагог начинает с чтения произведений Л.Воронковой "Таня въезжает в деревню", П. Донченко "Петрусь и золотое яичко", Г.Юрмина "Все работы хороши!", рассматривает с детьми иллюстративный материал, рассказывает на тему "Что я видела в деревне", проводит беседу "О труде работников села".

     С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может  обсудить с детьми характеристику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для  коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товарищам и т.д.

     Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: "Уборка урожая в колхозе", "Наша животноводческая ферма", "Праздник урожая в колхозе", "В гостях у бабушки", "Экскурсия на птицеферму", "Концерт для тружеников села". Помогает детям в составлении планов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персонажей).

     После игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли. Ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и правила (культуры поведения, дружеских коллективных взаимоотношений).

     Для создания интереса к сюжету игры "Мы отправляемся на Север" ребятам воспитатель  может прочитать "письмо" из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и селах, предложить ребятам отправиться в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдельные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрослых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, пограничники и др.)

     В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание иллюстративного  материала, составить рассказ на тему "Что я видел?", чтение произведений, например, С.Баруздина "Страна, где мы живем", А.Членова "Как Алешка жил на Севере"), Б.Житкова "Что я видел?"

     Вызвать интерес к сюжету игры "Мы едем на юг" можно чтением письма от детей-грузин и показать фотографии, открытки, игрушки.

     Игра 2. "Будь внимателен"

     Цель: развивать внимание, речь  детей, приучать слышать смысловые несоответствия, подбирать нужные слова с учетом заданной темы.

     Ход игры:

     Два игрока встают спиной друг к другу  и боком ко всей группе. Водящий  называет слова, связанные с железной дорогой (железнодорожные профессии, сигналы, названия поездов, правила на железной дороге). Один игрок хлопает в ладоши, когда называют профессии, второй - когда называют поезда. Водящий - ребенок или воспитатель.

     Дети  подсчитывают количество правильных ответов, отмечают неверные  и пропущенные ответы.

     Игра 3. "Волшебный мяч".

     Цель: учить детей делить слова на слоги; произносить каждую часть слова, отрабатывать технику отбивания мяча от пола.

     Ход игры:

     Игроков может быть или двое или они  разделены на 2 команды. Дети стоят в колоннах. У них  в руках мячи. Ведущий-воспитатель называет слова - багаж, билет, вагон, вокзал, грузы, купе, паровоз, перрон, проводник, депо и т.д.

     Дети, стоящие в начале каждой колонны, по очереди повторяют слова и  отбивают мяч от пола столько раз, сколько слогов в слове. Побеждает команда, которая ошибется меньше другой.

     Игра 4. "Кто быстрее составит поезд".

     Цель: способствовать формированию умения мыслить логически, развивать умение разгадывать загадки.

     Ход игры:

     Играют 2 ребенка. У каждого по 7 вагонов и 1 паровоз. Воспитатель загадывает загадки. Тот, кто отгадал, прицепляет 1 вагон к паровозу. Чей состав будет длиннее, тот победил.

Загадки.

Спозаранку за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым, стальным дорожкам

Ходят синие дома.

(поезд)

***

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них  с трубой

Везет всех за собой.

(локомотив и  вагоны)

***

В поле лестница лежит,

Дом по лестнице бежит.

Друг за другом уцепились,

И помчались  в путь далек,

Лишь оставили дымок.

(поезд)

***

Я вошел в  зеленый дом,

Но недолго  пробыл в нем.

Оказался этот дом

Быстро в городе другом.

(пассажирский  поезд)

***

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка ...

Кто такая? ...

(электричка)

***

Знак ребят  предупреждает,

От несчастья  ограждает:

"Переезд!  Во всю гляди!

За шлагбаумом следи".

(Железнодорожный  переезд со шлагбаумом)

***

Я стучу, стучу, стучу,

Далеко тебя качу!

А над речкой, на мосту

Просигналю всем "ту-ту!"

На вокзал тебя привез.

Знаешь, кто я?

(Паровоз)

***

Три глаза - три  приказа,

Красный - самый  опасный.

(светофор)

***

Земля дрожит, силач  бежит,

Тянет он за собой

Хвост огромный, стальной.

(поезд)

***

Мимо рощи, мимо яра

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровоза сестричка.

Кто такая?

(электричка)

***

Я в любое  время года

Ив любую непогоду

Очень часто, в  час любой

Провезу вас  под землей.

(поезд метро)  

     Дети 5-6 лет более самостоятельны и  активны, чем младшие дошкольники. Их движения становятся более точными, быстрыми ловкими, они лучше ориентируются  в пространстве, увереннее действуют в коллективе. С детьми этого возраста можно проводить описанные выше игры и забавы, однако их привлекают более сложные двигательные задания.

     Несмотря  на достаточный двигательный опыт, самостоятельность и активность, дети старшего дошкольного возраста нуждаются в помощи и руководстве взрослого при организации подвижных игр и развлечений. Во время проведения игр и упражнений их надо приучать выполнять определенные правила, ибо это позволит экономить время на организацию и увеличить продолжительность игр.

     Дети  должны научиться:

  • начинать и прекращать игры по сигналу воспитателя;
  • быстро и четко занимать места для начала игры;
  • играть честно, без обмана; если был пойман или осален во время игры, быстро выходить на определенное место;
  • во время ловли не ударять товарищей, не хватать за одежду, а легко касаться рукой;
  • не наталкиваться во время бега на других, уметь ловко увертываться, а если кто-то нечаянно натолкнулся - не обижаться;
  • не убегать далеко за границы площадки;  если во время игры кто-то поскользнулся, упал - не смеяться над ним, а, наоборот, подбежать и помочь товарищу подняться;
  • играть дружно, не зазнаваться при победе, но и не унывать после проигрыша.

     Чтобы у детей не возникли споры из-за того, кто будет водящим, ловишкой, кто начнет игру, нужно научить их простым народным считалкам, при помощи которых можно легко и быстро выбрать водящего. Дети быстро запоминают считалки и могут потом пользоваться ими самостоятельно.

     Мяч через сетку  (веревку).

     Дети (2-4) становятся по обе стороны сетки (веревки) на расстоянии 1,5 м (сетка натянута на высоте несколько выше поднятых вверх рук). Они перебрасывают мяч через сетку друг другу разными способами: из-за головы или снизу от себя. Если играют четверо, то один ребенок бросает мяч через сетку на другую сторону, поймавший мяч перебрасывает его своему соседу, а тот бросает снова через сетку. В игру можно ввести счет. На какой стороне мяч меньше падал на землю, та сторона выиграла.

     Поймай  мяч.

     В игре участвуют трое играющих. Двое становятся на расстоянии не менее 3 м друг от друга и перебрасывают мяч. Третий находится между ними и старается поймать мяч, пролетающий над ним. Если ему удается поймать мяч, то он становится на место ребенка, бросившего мяч, а тот занимает место водящего. В игре может участвовать и большее число детей, тогда они становятся по кругу, а водящий - в центре. Дети перебрасывают мяч через круг, а водящий старается его поймать, когда он пролетает над кругом. После того как водящий поймает мяч, он меняется местами с ребенком, который бросал мяч.

     Мяч водящему.

     На  земле проводятся две линии на расстоянии 3 м одна от другой. За одну из них в колонну по одному становятся играющие (5-6 человек). За другую линию, напротив них, становится водящий. Он бросает мяч ребенку, стоящему в колонне первым; тот, поймав мяч, возвращает его водящему и перебегает в конец колонны. В это время второй ребенок продвигается к линии и повторяет те же движения.

     Если  ребенок, стоящий в колонне, не поймал мяч, водящий бросает ему мяч  еще раз, пока он не поймает его. Когда все дети бросят мяч, выбирается новый водящий.

     Игру  можно провести с элементом соревнования. В этом случае удобно играющим стать  в две колонны и выбрать  двух водящих. Успех зависит от умения детей бросать и ловить мяч. Если играющий роняет мяч, водящий бросает его повторно, но из-за этого колонна теряет время и может проиграть.

     Стой!

     Играющие  становятся в круг. Водящий выходит  в середину круга с маленьким (теннисным) мячом. Он подбрасывает мяч  вверх (или ударяет им сильно о  землю) и называет чье-либо  имя.  Ребенок,  которого  назвали,  бежит  за  мячом, остальные разбегаются в разные стороны. Как только названный ребенок возьмет в руки мяч, он кричит: «Стой!» Все играющие должны остановиться и стоять неподвижно там, где их застала команда. Водящий старается попасть мячом в кого-нибудь. Тот, в кого бросают мяч, может увертываться, приседать, подпрыгивать, не сходя с места. Если водящий промахнется, то бежит за мячом опять, а все разбегаются. Взяв мяч, водящий снова   кричит:   «Стой!» - и   старается   осалить   кого-либо   из играющих. Осаленный становится новым водящим, игра продолжается.

     Мяч вдогонку.

     Дети  становятся по кругу. Воспитатель дает двум детям, стоящим в разных местах, по мячу. Затем он говорит: «Мяч вдогонку!»  - и дети одновременно начинают передавать их товарищам. Если один мяч догонит другой, т. е. оба окажутся в руках одного ребенка, то он на некоторое время выходит из игры. Воспитатель дает мячи другим детям, и игра продолжается. Воспитатель следит, чтобы они передавали мячи быстро, но не пропускали игроков.

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников