Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2011 в 12:48, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является выделение теоретических условий организации игр в развитии старших дошкольников, и их применении в практике работы педагога с детьми выделенной возрастной категории.

Объект – специфика организации игры в дошкольном учреждении.

Предмет – особенности организации дидактических, логических и активных игр со старшими дошкольниками.

Задачи:

Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме условий организации игр в старших-дошкольников.
Изучить особенности условий организации игр в старших-дошкольников.
Определить эффективность работы по организации игр в развитии старших дошкольников.
Составить и описать методические рекомендации по использованию различных игр в развитии старших дошкольников.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогических особенностей организации детской игры……………………………………………………
1.1. Игровая деятельность дошкольников в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………..
1.2. Характерные особенности традиционных и нетрадиционных подходов к играм дошкольников…………………………………………………………….
Глава 2. Экспериментальное изучение проблемы
2.1. Цели, задачи, этапы экспериментальной работы……………………………
2.2. Психолого-педагогические к рекомендации игры со старшими дошкольниками
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников3.doc

— 320.50 Кб (Скачать документ)

     Школа мяча.

     Школа мяча  представляет собой систему упражнений, подобранных и выполняемых в определенном порядке. Упражнения могут быть простыми и более сложными.

     Можно подобрать в соответствии с умениями и навыками детей владеть мячом.

     Первая  группа упражнений:

  1. Бросить мяч вверх и поймать двумя руками. 
  2. Бросить мяч вверх и поймать одной правой рукой.
  3. Бросить мяч вверх и поймать одной левой рукой.
  4. Ударить мяч о землю и поймать двумя руками.
  5. Ударить мяч о землю и поймать одной правой рукой.
  6. Ударить мяч о землю и поймать одной левой рукой.

     Если  ребенок, выполняя упражнения, уронит мяч, он передает его другому  играющему и ждет своей очереди. Если же выполнит все эти упражнения, то повторяет их, но с хлопками.

     Вторая  группа упражнений (у стены):    

  1. Ударить мяч о стену и поймать двумя руками.
  2. Ударить мяч о стену и поймать одной рукой.
  3. Ударить мяч о стену и поймать одной левой рукой.
  4. Ударить мяч о стену;  после того как он упадет на землю и отскочит, поймать его двумя руками.
  5. Ударить   мяч о стену; после того, как он упадет и отскочит, поймать его одной правой, затем левой рукой.

     Все эти упражнения могут выполняться  с хлопками.

     Третья  группа упражнений:

  1. Ударить мяч одной, а поймать двумя руками.
  2. Ударить мяч о стену, бросив из-за спины, и поймать.
  3. Ударить мяч о стену, бросив из-за головы, и поймать.
  4. Ударить мяч о стену, бросив из-под ноги, и поймать.
  5. Ударить мяч о стену, повернуться на 360° и, после того как он упадет на пол и отскочит, поймать его.

     Можно предложить детям выполнять эти упражнения с хлопками, а также ловить мяч правой и левой рукой. 

     Таким образом, можно сказать, что дидактическая  игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она  является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. 

 

     Вывод по 2 главе 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ( делается по главам)

     Дошкольное  образование является первой ступенью общей педагогической системы, поэтому дошкольное образовательное учреждение можно рассматривать как часть этой системы. Являясь государственным институтом, дошкольное учреждение создается обществом для решения конкретных целей, отраженных в Законе Российской Федерации «Об образовании», и поэтому выполняет его социальный заказ, направленный развитие и образование грамотного, социально активного, умелого, трудолюбивого, интеллектуально зрелого человека. Так, одной из задач работы дошкольного образовательного учреждения является умственное воспитание подрастающего поколения.

     Познавательные  процессы (восприятие, память, мышление и речь, воображение) - составная  часть любой человеческой деятельности, они позволяют человеку намечать заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, проигрывать в уме ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мере выполнения. Согласно положениям Л.С. Выготского, существует тесная взаимосвязь, взаимообусловленность двух процессов: мышления и речи.

     Так, в период активных преобразований в  дошкольной педагогике, поиска путей  гуманизации воспитательно-образовательной  работы с детьми и построения новых  моделей взаимодействия взрослого  и ребенка, внимание ученых и практиков  обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. Психологи и педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы умственного воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой.

     В свою очередь, теоретически - методологические основы игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой организации игры как средства формирования и развития познавательной активности работали Тихеева Е.И., Леонтьев А.Н., Эльконин Д.Б., Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М.,.Веракса Н.Е., Смирнова Е.О., Бондаренко А.К., Михаленко-Короткова Н.С. и др. Каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики организации игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей, для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.

     В данном исследовании рассмотрены подходы к содержанию развития старших дошкольников и его взаимосвязь с различными видами игр, проводимых в дошкольном учреждении.

     Считаю, что результаты и материалы выпускной квалификационной работы можно применять в практике работы детьми старшего дошкольного возраста при использовании различных видов игр как способа руководства познавательной деятельностью. 

 

Список использованной литературы

  1. Аникеева  Н.П. Воспитание игрой. Книга для  учителя. - М.: Просвещение, 2007.
  2. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М.: Просвещение, 1989.
  3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. – 1995. - №4.
  4. Бобнева  М.И. Психологические проблемы  социального развития личности.-М.,1979.
  5. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду Издательство: Просвещение, 1991 г.  160 стр.
  6. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада). – М.: Просвещение, 1979.
  7. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учеб. для вузов. - Сб.Питер, 2000.
  8. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. – М.: Просвещение, 2007.
  9. Валлон А. Психическое развитие ребенка. – М., 1967.
  10. Воспитание детей в игре./Сост. Бондаренко С.М.-М., 1983.
  11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1996. - №6.
  12. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Книга для учителя. – 3-е изд. – М., 1991.
  13. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 1988.
  14. Дошкольная педагогика. / Под ред.В.И.Логиновой, П.П.Саморуковой. – М.: Просвещение, 1988.
  15. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. –М., 1984.
  16. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. – М., 1984.
  17. Ивакина И.А. Руководство творческими сюжетно-ролевыми играми дошкольников. Учебно-методическое пособие. – Пенза, 1995.
  18. Игра дошкольника / Под ред.С.Л.Новоселовой. – М., 1989.
  19. Игрушки и пособия для детского сада / Под ред.В.М.Изгаршевой. – М.: Просвещение, 1987.
  20. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педагогических работах Л.С.Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. -1998. -№1
  21. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 1990. - №7.
  22. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре. – М.: Просвещение, 1982.
  23. Михайленко Н.Я. Педагогические проблемы руководства и управления игрой // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.
  24. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Педагогические принципы организации сюжетной игры // Дошкольное воспитание. –1998. - №4.
  25. Михайленко Н.Я., Короткова Н. Формирование сюжетной игры у детей 6 года жизни // Дошкольное воспитание. – 1989. - №8.
  26. Михайленко Н.Я., Поддъяков Н.Н. Проблемы дошкольной игры. Психолого-педагогический аспект. – М.: Педагогика, 1987.
  27. Мухина В.С. Детская психология. – М., 1985.
  28. Новоселова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №4.
  29. Новоселова С.Л., Зворыгина  Е.В. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 1983. - №10.
  30. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В. Руководство формированием игры // Дошкольное воспитание. – 1981. - №4.
  31. Общение детей в детском саду и семье. / Под ред. Т.А.Репиной, Р.Б.Степкиной. – М.: Педагогика, 1990.
  32. Одаренные дети. / Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991.
  33. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А.В.Запорожца,   Б.Д.Маркова, - М., 1980.
  34. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
  35. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.
  36. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998. - 640 с
  37. Руководство играми детей в дошкольном учреждении / Под ред. М.А.Васильевой. – М.: Просвещение, 1986.
  38. Спиваковская А.С. Игра-это серьезно. - М.: Педагогика, 1981.
  39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. / Под ред. А.В.Запорожца. – М., 1976.
  40. Флерина Е.А. Игра и игрушки. – М., 1973.
  41. Эльконин Д.Б. Детская психология, - М., 1960.
  42. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего возраста. - М., 1988.
  43. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Педагогика, 1978.

Список  использованных Интернет ресурсов:

    1. http://www.bookin.org.ru/book/93756
    2. http://doshvozrast.ru/igra/igra.htm
 
 
 

МАЛО ИСТОЧНИКОВ 50-60.  ПРИЛОЖЕНИЕ ПРИЛАГАЮТСЯ? 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психолого-педагогические условия организации в развитии старших дошкольников