Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОДЕЗИЯ».doc

— 3.94 Мб (Скачать документ)

Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из способов модернизации процесса подготовки будущих специалистов многие исследователи видят в организации творческой среды – совокупности условий, способствующих развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности студентов, повышению их профессионального интереса. Возможный способ организации образовательной среды видится  во включении и использовании современных информационных технологий, которые позволяют значительно расширить границы учебного процесса, модернизировать традиционную методику, используемую  при  подготовке  будущих  специалистов.

Одним из направлений  современного этапа информатизации образования является разработка и внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников и пособий, которые должны улучшить методическое обеспечение учебного процесса, что, безусловно, повлияет на качество подготовки специалистов.

Основным документом по отбору содержания подготовки будущих  специалистов являются государственные стандарты, данный документ является направляющим, но полностью не определяющим содержание подготовки специалистов. Выбор конкретных программных средств и языков программирования остается за преподавателями кафедр. На мой взгляд, следует избегать субъективного выбора, поскольку инструментальные средства должны выбираться не на усмотрение преподавателя, на мой взгляд, они должны определяться той средой, в которую предстоит войти выпускнику КузТАГиСа после его окончания.

Одним из ключевых направлений деятельности учебных заведений должны стать разработка электронного учебного пособия и сопровождение образовательных программ, осуществляемых на основе информационных технологий.

На основе разрабатываемых  методических материалов создается  электронная библиотека, что позволяет оперативно вносить изменения в издания, и переиздавать их. Использование пакета учебно-методической литературы (в типографском варианте и на электронном носителе) позволяет развивать навыки самостоятельной работы у студента. Исходя из вышеизложенного материала, можно сказать, что разработка электронных учебных пособий и методических комплексов дисциплин и интеграция их в информационное пространство на сегодня особо актуальны.

Одной из дисциплин, преподаваемых в  КузТАГиС (Кузбасский Техникум Архитектуры Геодезии и Строительства) г. Кемерово, является дисциплина «Геодезия»». Анализ литературы по дисциплине «Геодезия»» показал, что отсутствует единый учебник для данной учебной дисциплины, все учебники не имеют достаточно полной учебной информации по отдельным темам. В целом информация по данной дисциплине весьма разрознена. Содержание учебного материала, согласно темам, представленным в рабочих программах дисциплины «Геодезия» различных учебных заведений, в корне отличаются друг от друга. Электронных учебных пособий по данной дисциплине разработано на сегодняшний день не было.

Считаем, что  благодаря успешному решению вышеперечисленных задач преподаватель может организовать не только аудиторную, но и внеаудиторную самостоятельную работу, направленную на формирование предметной, коммуникативной и информационной компетенций.

Объект исследования – процесс обучения по дисциплине ««Геодезия».

 в учреждении  среднего профессионального образования.

Предмет исследования – электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».

Цель  работы: разработать  электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».

 

 

Задачи:

  1. Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
  2. Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
  3. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
  4. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Методы исследования: анализ научной и методической литературы, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-поисковая работа.

Новизна работы заключается в разработке электронного учебного пособия по дисциплине «Геодезия» на основе информационных технологий и адаптация учебного материала к современному процессу подготовки специалистов.

Необходимость, связанная с непрерывным развитием  современных компьютерных технологий, повышением качества образования и  обучением студентов применению новейшего программного обеспечения в разработке мультимедиа-приложений  определяет практическую значимость дипломной работы.

1. ПОНЯТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ  РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ  ПЕРЕХОДА К СТАНДАРТАМ НОВОГО  ПОКОЛЕНИЯ

1.1. Федеральные  государственные образовательные стандарты нового поколения как фактор повышения   роли самостоятельной работы студентов

 

В настоящее  время в системе  образования России происходят глубокие перемены, обусловленные, прежде всего, социокультурными изменениями. Перед системой образования поставлена задача существенной актуализации содержания и повышения качества профессиональной подготовки в соответствии с потребностями региональных рынков труда.

Одним из механизмов решения  данной задачи является введение федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) нового поколения, построенных на основе модульно-компетентностного подхода. Основными причинами, определившими логику разработки третьего поколения ФГОС, являются1:

  • несоответствие предыдущего поколения стандартов задачам модернизации образования;
  • их громоздкость и жесткость;
  • несогласованность стандартов с рынком труда, в частности, с квалификационными требованиями к профессиональной деятельности;
  • неудовлетворенность работодателей качеством подготовки.

Мы согласны с точкой зрения А.В. Хуторского2, что Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

      1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
      2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные  образовательные стандарты включают требования к:

  1. структуре основных образовательных программ;
  2. условиям реализации основных образовательных программ;
  3. результатам освоения основных образовательных программ.

Федеральные государственные  образовательные стандарты являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

Охарактеризуем структуру  ФГОС нового поколения следующим  образом:

1) требования к результатам  освоения основных образовательных  программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2) требования  к структуре основных образовательных  программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3) требования к условиям  реализации основных образовательных  программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы)3.

Таким образом, кардинально  меняются цели, стратегии, задачи и  содержание образования, а также способы организации образовательного процесса, что отражается в специальных документах.

Примерная основная образовательная  программа профессионального образования – совокупность документации, регламентирующей цели, структуру, содержание, условия реализации, контроль и оценку результатов, (начального, среднего, высшего) профессионального образования по направлению, профилю, специальности.

Как следствие, внедряются новые  понятия, такие как «учебный модуль», «профессиональный модуль», «компетенция», «квалификация», зачетная единица4.

Моделью организации  образовательного процесса является модульный учебный план, в котором программы учебных дисциплин и курсов объединены в содержательные блоки – модули. Модуль (учебный модуль) – часть образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения, воспитания. Образовательные программы, реализуемые в формате модульных учебных планов, характеризуются тем, что модули в них сопоставимы по количеству кредитов или зачетных единиц, в которых рассчитывается объем трудоемкости модуля.

Профессиональный  модуль – часть профессиональной образовательной программы, имеющая определённую логическую завершённость по отношению к заданным стандартам результата образования, и предназначенная для освоения специальных компетенций, обеспечивающих реализацию определённой профессиональной функции. Как правило, один профессиональный модуль направлен на освоение одной профессиональной функции.

Зачётная единица – мера трудоёмкости образовательной программы с учётом всех её составляющих (аудиторная нагрузка, самостоятельная работа, практики, контрольные мероприятия и др.)

Компетенция – готовность человека к решению задач профессиональной и внепрофессиональной деятельности на основе использования человеком внутренних и внешних ресурсов. Она включает в себя общие (универсальные) компетенции и профессиональные (специальные) компетенции.

Общие (универсальные) компетенции – компетенции, необходимые для успешной деятельности как в профессиональной, так и во вне профессиональной сферах.

Профессиональные (специальные) компетенции – компетенции, необходимые для реализации профессиональной деятельности.

Профессиональная  деятельность – деятельность, для которой требуется комплекс специальных знаний, компетенций и практических навыков, приобретенных в результате целенаправленной подготовки.

Профессиональная  функция – компонент профессиональной деятельности, обладающий относительной автономностью в рамках технологического процесса.

Результаты  обучения – это набор знаний, умений и компетенций, освоенных человеком, которые он может продемонстрировать по завершении обучения. Формулировка результатов обучения показывает, что обучающийся должен знать, понимать и делать по завершении обучения.

Квалификация – подтверждённая в соответствии с установленными требованиями совокупность компетенций, необходимых для выполнения определённого круга профессиональных (должностных) обязанностей.

Ведущим понятием компетентностного подхода впервые  становится «образовательный модуль», при этом итоговая компетентность в той или иной профессиональной сфере представляется совокупностью компетенций, сформированных в процессе освоения программ профессиональных модулей, каждая из которых формируется как специфическая функция (аспект) будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, в педагогике профессионального образования компетентностный подход трансформируется в модульно – компетентностный

Третье поколение  стандартов профессионального образования  ориентировано на необходимость перехода от узкопрофессиональной унифицированной подготовки специалиста к широкому общекультурному и фундаментальному образованию с учетом личностных возможностей и потребностей обучающихся и дифференцированного социального заказа общества.

Считаем, что  логика построения ФГОС третьего поколения  задает требования к уровню подготовки выпускников, конкретизирующие цели образования как ожидаемые результаты обучения, сформулированные на языке компетентностей5.

Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны  с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования, как подчеркивает в своих работах Э.Ф. Зеер6, результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

    1. личностное развитие – развитие индивидуальных нравственных, эмоциональных, эстетических и физических ценностных ориентаций и качеств;
    2. социальное развитие – воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, освоение основных социальных практик.
    3. общекультурное развитие – освоение основ наук, основ отечественной и мировой культуры;
    4. интеллектуальное развитие – развитие интеллектуальных качеств личности, овладение методологией познания, стратегиями и способами учения, самообразования;
    5. коммуникативное развитие – формирование способности и готовности свободно осуществлять общение на русском, родном и иностранном языках, овладение современными средствами вербальной и невербальной коммуникации.

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"