Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа
Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.
Выбранные из оглавления разделы появляются во фрейме, названном «Основной текст электронного издания». Этот фрейм имеет самые большие размеры, необходимые для помещения двух-трех абзацев текста или рисунка с пояснениями. Указанный фрейм представляет собой главное информационное поле, т. е. содержит тот материал, который должен быть за один прием воспринят учащимся, осознан им и сохранен в оперативной, а затем и в долговременной памяти.
В этом тексте также могут содержаться ссылки в виде адресов (URL) иллюстраций (если они выводятся в специальных окнах), некоторых других электронных документов, рассматриваемых как дополнительная литература, анимационных, аудио и видео-файлов, содержащих динамическое описание процессов или явлений, авторские пояснения и иллюстрационный видеоматериал.
Для удобства студента в отдельный фрейм выделен глоссарий или список определений, переход к которым организован по ссылкам от терминов, встречающихся в основном тексте и требующих пояснения. Этот фрейм не является обязательным. Для увеличения площади экрана, занятой основным фреймом, можно список определений формировать в дополнительном всплывающем окне.
Предметный или алфавитный указатель пособия позволяет перейти от соответствующих терминов и понятий к основному тексту, в котором они упоминаются, с помощью гипертекстовых ссылок. Таким образом, содержимое этого фрейма обеспечивает дополнительные возможности навигации в пределах электронного пособия. Однако реализация этого способа требует от студента хотя бы предварительного знакомства с тематикой пособия. Иначе говоря, этим способом навигации реально пользуются лишь те студенты, которые стремятся усовершенствовать или повысить уровень своих знаний по данному предмету. Таким образом, для начального обучения можно исключить этот фрейм и формировать алфавитный указатель во вспомогательном всплывающем окне16.
В большинстве случаев, при проектировании электронных документов рекомендуется ограничиваться структурой с тремя-четырьмя фреймами. Для тех учащихся, которые предпочитают иметь большее количество основной информации на одном экране (т. е. максимальные размеры фрейма «Основной текст издания») можно организовать переход к структуре с тремя фреймами, а список определений и глоссарий выводить в дополнительных окнах, открывающихся по запросу обучаемого.
Правила расположения материала в пособии.
Достоинства и недостатки электронных пособий
Существенных недостатков у электронного пособия два:
Достоинств электронных пособий гораздо больше. К ним можно отнести:
Возможность адаптации
и оптимизации
Возможность использования дополнительных (по сравнению с печатным изданием) средств воздействия на обучаемого (мультимедийное издание), что позволяет быстрее осваивать и лучше запоминать учебный материал. Особенно важным нам представляется включение в текст пособия анимационных моделей. Положительный эффект можно достигнуть и с помощью звукового сопровождения, соответствующего лекторскому тексту.
Возможность построения простого и удобного механизма навигации в пределах электронного пособия. В печатном издании таких возможностей две: оглавление и колонтитулы, иногда к ним также относят глоссарий. Однако для практической реализации этих возможностей необходимо листать страницы учебника. В электронном пособии используются гиперссылки и фреймовая структура или карты-изображения, что позволяет, не листая страниц, быстро перейти к нужному разделу или фрагменту и при необходимости так же быстро возвратиться обратно. При этом не требуется запоминать страницы, на которых были расположены соответствующие разделы.
Развитый поисковый механизм не только в пределах электронного учебника, но и вне его. В частности, по гипертекстовым ссылкам можно перемещаться по тексту издания, просматривать рисунки, обращаться к другим изданиям, ссылки на которые имеются в нем (литература и пр.), даже написать электронное письмо автору пособия с просьбой объяснить те или иные положения учебника. При использовании сетевых обучающих структур возможно обсудить положения учебника с другими студентами (в электронном читальном зале), оставаясь на своем рабочем месте.
Возможность встроенного автоматизированного контроля уровня знаний студента, и на этой основе автоматический выбор соответствующего уровню знаний слоя учебника, как указано в следующем пункте.
Возможность адаптации изучаемого материала к уровню знаний студента, следствием чего является улучшение восприятия и запоминания информации. Адаптация основана на использовании слоистой структуры издания, причем в соответствии с результатами тестирования студенту предоставляется слой, соответствующий уровню его знаний.
Главное преимущество электронного пособия это возможность интерактивного взаимодействия между студентом и элементами пособия. Если тестирование подобно собеседованию с преподавателем, то участие в моделировании процессов можно сопоставить с приобретением практических навыков в процессе производственной практики в реальных или приближенных к ним условиях производства.
С внедрением электронных пособий изменяются и функции библиотеки. В этом случае ее роль играет электронный читальный зал, оборудованный компьютерами, объединенными в локальную сеть, которая связана с текстовой базой данных – хранилищем электронных пособий. Все читатели такой библиотеки без всякой очереди и ожидания могут самостоятельно выбирать и читать любые электронные пособия, в том числе и одинаковые, автоматически тиражируемые для них в любом количестве экземпляров.
Рабочая программа учебной дисциплины является основным документом, регламентирующим организацию и содержание обучения по конкретной дисциплине. Рабочая программа входит в состав учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД), который включает также другие учебно-методические материалы – методические указания к занятиям различного рода, материалы по промежуточному контролю знаний по дисциплине, экзаменационные билеты, примерные темы заданий по самостоятельной работе студентов и примеры их выполнения, карточки обеспеченности учебной литературы и др.
Рабочая программа учебной дисциплины – это документ, определяющий на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего профессионального образования (СПО) по направлению (специальности) содержание дисциплины, вырабатываемые компетенции, составные части учебного процесса по дисциплине, учебно-методические приемы, используемые при преподавании, взаимосвязь данной дисциплины и других дисциплин учебного плана, формы и методы контроля знаний обучающихся, рекомендуемую литературу.
Рабочая программа по дисциплине Геодезия для специальности 120101 Прикладная геодезия, по которой ведется преподавание в Кузбасском техникуме архитектуры, геодезии и строительства, разработана в 2008 году.
Рабочая программа предусматривает изучение всех основных видов топографо-геодезических работ. Цель изучения дисциплины – подготовка специалистов, знающих современное состояние топографо-геодезического производства, владеющих теоретическими и практическими навыками производства геодезических работ (развитие плановых и высотных сетей, производство топографических съёмок и обновления карт и планов всех масштабов, а также камеральная обработка основных геодезических работ).
Задача изучаемой дисциплины заключается в том, чтобы научить учащихся правильно применять геодезические приборы, выполнять наземные геодезические съёмки, составлять планы и профили, определять площади землепользовании, решать отдельные геодезические задачи.
Дисциплина Геодезия является базовой для последующего изучения специальных дисциплин: основы высшей геодезии, инженерно-геодезические изыскания, прикладная геодезия. Геодезия является общепрофессиональной дисциплиной, изучается на втором и третьем курсах.
Рабочая программа учебной дисциплины «Геодезия» предназначена для реализации Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 120101 Прикладная геодезия. Содержание дисциплины Геодезия включает в себя 11 разделов, которые делятся на темы.
Изучение дисциплины рассчитано на 290 аудиторных часов, из которых 160 часов отведено для выполнения лабораторных работ и 30 часов курсовое проектирование.
Основными формами обучения являются теоретическая подготовка и лабораторно-практические занятия, выполнение которых рекомендуется проводить по индивидуальным заданиям. Особое внимание должно быть обращено на использование программных продуктов при решении различных геодезических задач.
Текущий контроль предусмотрен по разделам и темам в форме технических диктантов, письменных работ, тестового контроля, контрольных практических срезов.
В результате изучения дисциплины техник должен иметь представление:
В результате изучения дисциплины техник должен знать:
Иметь навыки:
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"