Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОДЕЗИЯ».doc

— 3.94 Мб (Скачать документ)

При изучении дисциплины рекомендуется использовать указанную  основную, дополнительную и вновь выходящую литературу, а также кинофильмы, диафильмы, плакаты/ слайды, макеты, схемы и производственные материалы.

В настоящее  время готовится проект новой  рабочей программы, в которой будут учтены требования современные требованию к качеству подготовки специалистов.

Планируется, что  новая рабочая программа будет удовлетворять следующим основным требованиям:

  • устанавливать цели и задачи изучения дисциплины в усвоении студентами необходимых знаний, умений и навыков в соответствии с ФГОС;
  • определять место и роль учебной дисциплины в образовательном стандарте соответствующей специальности;
  • устанавливать рациональное распределение времени, отводимого на изучение дисциплины учебным планом, по видам занятий и учебным поручениям;
  • устанавливать формы контроля знаний студентов по дисциплине и правила формирования рейтинговой оценки за каждое задание или учебное поручение.

Структура и  содержание рабочей программы будут обеспечить единство всех находящихся во взаимодействии сторон учебного процесса: теоретического курса, лабораторно-практических занятий, самостоятельной работы студентов (СРС), учебно-методического обеспечения дисциплины, ее взаимосвязь с другими дисциплинами, предусмотренными учебным планом направления (специальности).

В связи с  этим элементами рабочей программы по дисциплине Геодезия для специальности 120101 будут:

  • цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер и/или связанные с задачами воспитания;
  • содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в часах;
  • учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам;
  • требования к уровню освоения программы и формы промежуточного и итогового контроля по дисциплине.

 

В результате изучения данной учебной дисциплины у обучающихся  формируется ряд профессиональных компетенций. В новой рабочей программе предусмотрен перечень знаний и умений, содержащийся в действующей программе. Дополнительно указывается, что по окончании освоения дисциплины, обучающийся должен владеть:

  • навыками выполнения угловых, линейных, высотных измерений для выполнения разбивочных работ, исполнительных съемок, а также, уметь использовать топографические материалы для решения инженерных задач;
  • планировать и производить топографо-геодезические и аэрофотосъемочные работы;
  • инженерно-геодезическими принципами и методами топографических съемок, переноса на местность проектов;  
  • современными геодезическими инструментами;
  • компьютерной технологией решения инженерно-геодезических задач;
  • навыками работы с технической, в том числе нормативной литературой   по инженерной геодезией.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Общекультурные  компетенции (ОК)

ОК 1 – владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК 2 – умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

ОК 3 – стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства.

ОК 4 – осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

ОК 5 – готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе, в том числе в полевых условиях и условиях экспедиций в малообжитых и труднодоступных местах.

ОК 6 – способностью находить организационно – управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность.

Профессиональные  компетенции (ПК)

1.     Общепрофессиональные

ПК 1 – владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией.

ПК 2 – владение методами проведения инженерных изысканий, технологиями измерения и обработки данных местности.

ПК 3 – способность разрабатывать проектную документацию, оформлять законченные работы и отчёты, контролировать соответствие проектов, карт и планов, результатов исполнительной съёмки и других геодезических работ заданию, стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам.

ПК 4 – способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования.

2. Изыскательские и проектно – конструкторские компетенции:

ПК 5 – готовность выполнять полевые и камеральные работы по топографическим съемкам местности и созданию оригиналов топографических планов и карт.

ПК 6 – готовность к выполнению специализированных инженерно- геодезических и аэрофотосъемочных и фотограмметрических работ.

ПК 7 – готовность к работам по топографо-геодезическому обеспечению кадастра территорий и землеустройства, созданию оригиналов кадастровых карт и планов, других графических материалов.

ПК 8 – способность применять средства вычислительной техники для математической обработки результатов полевых геодезических измерений.

ПК 9 – способность к тестированию, исследованию, поверкам и юстировке, эксплуатации геодезических, фотограмметрических систем, приборов и инструментов.

ПК 10 – способность выполнять оценку и анализ качества фотографической информации, а также обработку материалов дистанционного зондирования.

3. Экспериментально исследовательские компетенции:

ПК 4 – знание научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности.

ПК 5 – способность составлять отчёты по выполненным работам, участвовать во внедрении результатов исследований и практических разработок.

В рабочей программе  будут определены оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Предполагается, что оценка качества усвоения программы дисциплины «Геодезия» будет включать текущий контроль успеваемости, отчеты по темам модулей, выполнение и защиту расчетно-графических работ, итоговый контроль по дисциплине в форме зачета. На кафедре начато создание фондов оценочных резервов, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций по дисциплине для данного направления.

Планируется, что  обучение по рабочей программе нового образца начнется со следующего учебного года.

2.2. Характеристика  электронного учебного пособия  по дисциплине «Геодезия»

 

Электронное  учебное  пособие  содержит шесть  структурных элементов: Титульный лист, Содержание, Тематический раздел (7 разделов),  Блок проверки знаний (6 тестов по 10 вопросов), Лабораторная работа, Рабочая программа, Справочный блок, Краткое содержание теоретического материала.

Структурирование  учебной информации тесно связано  с навигацией (в данном случае с  передвижением по учебному компьютерному  курсу), которая должна быть простой и наглядной. Часто в погоне за программными возможностями «дерево» взаимосвязей бывает настолько сложным, что учащийся может долго блуждать в его лабиринтах, забыв о сути изучаемого вопроса.

Кроме требований простоты и наглядности желательно соблюдать так называемое «правило трех щелчков». Это значит, что доступ к любой учебной информации должен быть получен не более чем за три щелчка мыши.

Желательно, чтобы  было реализовано еще одно требование, обусловленное дидактикой обучения, – работая с компьютерным курсом, учащийся должен соотносить свое место в учебном информационном пространстве (в какой теме, разделе он находится). К сожалению, часто это требование не выполняется.

Не следует  понимать под простотой примитивность. В то же время хочется предостеречь от наличия большого количества функциональных объектов, разобраться в которых бывает под час сложнее, чем освоить изучаемую предметную область. Это приводит к тому, что часть учебной информации остается невостребованной.

Чтение текстовой информации большого объема – дело утомительное, а с экрана монитора – тем более (разрешающая способность монитора гораздо ниже печатного издания). Кроме большой нагрузки на глаза, это еще и воздействие на мозг обучаемого, порождающее сложные процессы обработки, отбора и закрепления информации. Эргономические правила позволяют выбрать надлежащую организацию текста, провести грамотную структуризацию учебного материала, придать ему визуальную привлекательность увеличить его понимаемость. Применение эргономических правил при оформлении учебного материала дает возможность воздействовать на сознательные и бессознательные процессы, протекающие в мозгу учащегося, повышая их эффективность и продуктивность, делая умственный труд более производительным.

 Приведем некоторые правила, улучшающие эргономическое качество текста.

В тексте необходимо использовать абзацные отступы, которые  нужны для «остановки» и осмысления.

Для разделения абзацев используется «малый» межстрочный интервал, а для разделения пунктов – «большой».

Текст должен быть выровнен по ширине.

Необходимо  соблюдать единообразие при выделении  терминов и понятий.

Краткие элементы перечислений должны быть сдвинуты вправо или помещены в середину страницы, что устранит зрительную асимметрию и создаст эффект эргономической уравновешенности относительно ее центра.

При использовании  в одном абзаце нескольких смысловых  перечислений подряд следует применять разные маркеры.

Размер и  стиль шрифта должны быть выбраны  таким, чтобы чтение текста при заданном разрешении экрана не было утомительным. Для лучшего зрительного восприятия необходимо использовать отступы текста от границ экрана и других элементов оформления

При разработке электронного учебного пособия нужно учитывать  следующие обстоятельства:

  • электронное учебное пособие предназначено не только для обучении по дисциплине, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;
  • электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
  • электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого студента за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
  • электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.

В ходе выполнения данной работы был проведен анализ научной и методической литературы, была изучена специфика электронного пособия, разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».

Для решения  четвертой задачи мы провели апробацию  электронного учебного пособия в группе студентов Кузбасского техникума архитектуры геодезии и строительства. Полученный результат свидетельствует о том, что уровень усвоения учебного материала значительно выше в экспериментальной группе, чем в контрольной группе.

Практически все преподаватели отмечают простоту использования электронного  учебника студентами, повышение у них мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при  использовании ЭУ, активность изучения и использования всех его функций. Отмечают также повышение самостоятельности студентов в учебной работе с электронным учебником.

Для разработки электронного учебного пособия по дисциплине «Геодезия» была выбрана программа AutoPlay Media Studio 8. Autoplay Media Studio 8 – мощный программный продукт, изначально ориентированный на создание самозапускающихся дисков. Со времени выхода первых версий программы прошло много времени. На сегодняшний день функционал продукта значительно расширился. И работа над развитием программы продолжается.

Программа имеет  широкую популярность как среди  всемирно известных брендов, так и обычных пользователей.

Использование Autoplay Media Studio представляет возможность  создания полнофункциональных интерактивных мультимедийных приложений, web-приложений, средств управления базами данных в кратчайшие сроки без использования средств разработки программного обеспечения (C, C + +, Java, Visual Basic). При этом получив на выходе качественный продукт, не уступающий по производительности приложениям, написанным с использования языков программирования и средств разработки программного обеспечения.

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"