Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа
Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.
Профессиональные и общие компетенции в новых ФГОС рассматриваются как феномен, отражающий существующий баланс интересов общества (в меньшей степени государства), работодателей, а также потребителей услуг.
Отметим, что при этом профессиональные компетенции дают характеристики квалификаций (степеней) и построения учебных планов и программ для обоих уровней высшего образования. Общие компетенции (в редакции наших стандартов их можно сравнить с универсальными), ориентированы на придание профессиональным профилям возможности к изменениям и адаптации к конкретному рабочему месту.
Что касается определения результатов освоения программ, то никакой язык, кроме языка компетенций, не считается приемлемым. Мы опираемся на точку зрения В. И. Байденко7, по описанию компетенций.
Согласованность ФГОС с требованиями работодателей наиболее явно демонстрирует квалификационные требования, которые необходимы:
Как отмечалось выше, квалификационные требования часто называют профессиональными стандартами. М.В. Рыжаков8 характеризует профессиональный стандарт как продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные требования к профессиям. Требования к профессиям отражаются в нормативном документе, который прописывает минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.
Таким образом, профессиональный стандарт включает в себя квалификационные требования к профессиональной деятельности, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности.
Наблюдается формирование четкой позиции государства в отношении разработки и реализации государственных образовательных стандартов профессионального образования нового поколения на принципиально новой для России основе, которой становятся отраслевые профессиональные стандарты.
Мы поддерживаем мнение В.Д. Шадрикова, который указывает, что в среде работодателей постепенно формируется понимание необходимости создания и практического применения отраслевых профессиональных стандартов9. По инициативе Российского союза промышленников и предпринимателей основано Национальное агентство развития квалификаций, координирующее разработку и внедрение национальной рамки квалификаций и профессиональных стандартов. В июне 2007г. утвержден макет профессионального стандарта, который рекомендован для использования при создании профессиональных стандартов, а также процедуры их утверждения и регистрации.
Отправной точкой
отражения запросов рынка труда
в требованиях профессиональног
Функциональный анализ представляет собой процесс разработки функциональной карты, включающей, во-первых, формулирование основной цели в области профессиональной деятельности, кратко описывающей суммарный результат того, для чего предназначена данная профессиональная сфера, во-вторых, уточнение основной цели в виде описания обобщенных функциональных областей и вычленения на их основе конкретных трудовых функций.
Далее для каждой трудовой функции определяется перечень знаний, умений и ключевых компетенций, средств и предметов труда, необходимых для выполнения трудовых функций в конкретной области профессиональной деятельности.
Таким образом, каждая единица профессионального стандарта соответствует конкретной трудовой функции и содержит измеримые требования к качеству ее выполнения.
Именно перечень профессиональных компетенций, необходимых для конкретной профессии или специальности отражен в новых Федеральных государственных стандартах профессионального образования.
Стандарты в образовании – это гарантии того, что содержание образования будет соответствовать перспективным потребностям общественной жизни, экономики и вообще перспективам развития содержания образования.
Итак, в соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.
В современных социально-экономических реалиях, которые характеризуются высокой динамикой и слабой предсказуемостью многих аспектов развития общества, государства и экономики, ярко проявилась самоценность идеи непрерывного профессионального образования. Способность человека к самообразованию и саморазвитию становится в условиях информационного общества главным фактором его эффективной профессионализации и делового успеха.
Анализ российских и мировых векторов развития систем профессионального образования свидетельствуют о смещении центра тяжести в обучении с преподавания на учение как самостоятельную деятельность обучающихся. Это проявляется в сокращении доли аудиторных форм организации обучения, расширении дистанционной составляющей во многих видах занятий, отходе от «школоцентрической» концепции образования в целом. Самостоятельная учебно-познавательная деятельность обучающихся становится не просто важной формой организации образовательного процесса, а его доминантой.
Федеральные образовательные
стандарты профессионального
Совершенствование содержания и способов организации самостоятельной работы становится главным потенциалом повышения результатив-ности профессионального образования и во многом определяет эффективность образовательных программ. Введение в образовательный процесс российской профессиональной школы компетентностной модели специалиста переориентирует внеаудиторную самостоятельную работу студентов на решение практических задач профессиональной деятельности и одновременно трансформирует статус быстрообновляющихся знаний из цели обучения в ресурс освоения способов деятельности (формирования компетенций).
Указанные тенденции актуализировали круг вопросов о том, как проектировать содержание самостоятельной работы и конструировать учебные задания; с помощью каких инструментов управлять самостоятельной деятельностью обучающихся.
Самостоятельная работа – это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания основной образовательной программы профессионального образования, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия. Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессиональной деятельности невозможно вне деятельности, в которой самостоятельно ставится ее цель, планируются и реализуются действия и операции, полученный результат соотносится с поставленной целью, способы деятельности корректируются и т.д.
Задачи организации самостоятельной работы состоят в том, чтобы:
Самостоятельная работа может выступать компонентом других форм организации учебного процесса (например, на семинаре, лабораторном практикуме и т.д.), и тогда она определяется как аудиторная самостоятельная работа. Ее организация возможна и вне рамок учебного расписания как внеаудиторная самостоятельная работа (сюда относятся все виды «домашних заданий», проектная деятельность, выполнение курсовых и дипломных работ и др.).
Аудиторная самостоятельная работа проводится в присутствии преподавателя, который ориентирует, консультирует обучающихся, оценивает и подводит итоги их деятельности. Внеаудиторная, т.е. собственно самостоятельная, работа студентов выполняется без непосредственного участия педагога, как правило, вне аудитории, в произвольном режиме времени. В зарубежной и российской практике имеется также опыт организации самостоятельной работы (самоподготовки) обучающихся в специально отведенное учебным расписанием время в лабораториях, компьютерных классах, библиотеках вуза в присутствии лаборанта, инструктора.
Таким образом, самостоятельная работа одновременно является формой обучения, осуществляемой без непосредственного вмешательства преподавателя, и видом учебной деятельности, при котором самостоятельно выполняются задания учебно-познавательного, исследовательского и практического характера, обеспечивающие достижение планируемых результатов образования (профессиональных и общих компетенций).
Анализ и обобщение современных практик организации самостоятельной работы свидетельствуют о многообразии видов и типов самостоятельной деятельности студентов, различных способах педагогического управления самостоятельной учебно-познавательной деятельностью со стороны педагогов.
По охвату обучающихся
формы самостоятельной
Самостоятельная работа в учебном заведении может быть организована индивидуально с каждым студентом и магистрантом, с несколькими обучающимися (например, проектными командами) и для учебной группы (лекционного потока) в целом.
К различным видам самостоятельной работы относятся:
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"