Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа
Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.
В значительной степени выбор конкретных форм организации самостоятельной деятельности студентов зависит от профиля обучения, изучаемой дисциплины, уровня профессионального образования.
В технических дисциплинах часто используются следующие формы организации самостоятельной работы:
Самостоятельная
работа, не предусмотренная
Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня обучающихся, как правило, не регламентируется расписанием.
С введением
федеральных государственных
ФГОС нового поколения регламентирует требования сопровождения внеаудиторной самостоятельной работы методическим обеспечением и обоснования времени, затрачиваемого на ее выполнение. Основная образовательная программа (далее – ООП) должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям). Содержание каждого из них должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Каждый студент должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной по согласованию с правообладателями учебной и учебно-методической литературы. При этом необходимо обеспечить возможность осуществления одновременного индивидуального доступа к такой системе не менее чем для 25% студентов.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной и научной литературы по 7 дисциплинам общенаучного и профессионального циклов, изданными за последние 5 лет, из расчета не менее 25-ти экземпляров таких изданий на каждых 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы должен включать, помимо учебной, официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1-2 экземпляра на каждые 100 студентов. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Самостоятельная работа как форма организации обучения и вид учебных занятий планируются и проектируются при разработке командами разработчиков и отдельными преподавателями программ профессиональных модулей и учебных дисциплин каждой ООП учебного заведения.
ФГОС нового поколения не регламентирует дидактические единицы содержания профессионального образования, фиксируя только образовательные результаты, которые должны быть достигнуты при реализации обязательной части ООП. Планирование и проектирование содержания курсов (модулей) и учебных дисциплин, посредством чего достигаются результаты, а также формирование вариативной части ООП являются прерогативой вуза.
При отсутствии во ФГОС регламентированных дидактических единиц, раскрывающих данный вид профессиональной деятельности, ориентирами в разработке содержания образования (в том числе – выносимого на самостоятельную работу) служат целевые дескрипторы ФГОС:
В то же время нельзя забывать, что эти целевые дескрипторы относятся только к базовой (обязательной) части ООП. Возможна ситуация, когда в рамках вариативной части в данный профессиональный модуль, учебную дисциплину привнесены дополнительные образовательные результаты, связанные с региональными особенностями этой сферы производства и / или особыми требованиями региональных работодателей. В этом случае дополнительные образовательные результаты любого статуса (знания, умения, опыт, компетенции) также трансформируются в дополнительные дидактические единицы.
Следует иметь в виду, что самостоятельная работа как форма организации обучения необходима для получения любого образовательного результата. Однако ее виды для получения разных результатов будут различными. Чтобы усвоить знания на уровне «узнавания», достаточно прочитать и запомнить соответствующий фрагмент учебника. Если требуется освоение умения (знания на уровне применения), придется полученное знание включить в какую-то деятельность (например, потренироваться в решении типовых задач) и т.д.
Одним из наиболее трудоемких видов деятельности при планировании и проектировании самостоятельной работы выступает конструирование учебно-познавательных и практических (прикладных) заданий.
В рамках компетентностной модели образования задания на самостоятельную работу должны носить деятельностный характер. Студентам в качестве домашнего задания следует предлагать не просто прочитать, усвоить и пересказать учебный материал (например, при подготовке к выполнению лабораторной работы). Целесообразно, предложив новое учебное содержание как исходный материал, дать задание переработать, трансформировать его в определенного рода продукт с помощью тех или иных средств и операций, при опоре на некоторые знания и когнитивные умения. Усвоение знаний при этом становится необходимым условием (средством) решения конкретной познавательной и / или прикладной учебно-профессиональной задачи (проблемы). Последняя может быть модельной (искусственно сконструиро-ванной) или реальной.
Важную роль играет формулировка задания на самостоятельную работу. В ней должны фиксироваться:
При составлении
фонда заданий можно
Так, вместо задания на чтение и усвоение текста (учебника, первоисточника) целесообразно предлагать обучающимся:
Рассмотренные выше задания на самостоятельную работу пригодны для достижения таких промежуточных образовательных результатов, как знания и умения. Чаше всего они используются в составе учебно-методических комплексов междисциплинарных курсов и учебных дисциплин. Результаты более высокого порядка (опыт практической деятельности, субкомпетенции, общекультурные и профессиональные компетенции) также могут формироваться в процессе самостоятельной работы обучающихся. В этом случае задания на самостоятельную работу должны быть оформлены как практические (в том числе – проектные) задания.
Практическое задание представляет собой набор организованных определенным образом требований (задач) по выполнению трудовых операций и действий, соответствующих содержанию трудовых функций и необходимых для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Практические задания, которые используются на практических занятиях, учебной практике, могут быть связаны с изготовлением какого-либо продукта (бизнес-плана, должностной инструкции и т.д.).
Проектное задание – это связанная общей профессионально-трудовой ситуацией и «сюжетной линией» серия требований (профессионально-трудовых задач), соответствующих содержанию трудовых функций и необходимым для их выполнения профессиональным и общим компетенциям. Специфика разработки проектных заданий как одного из вида практических заданий заключается в конструировании интегрирующей «сюжетной линии», объединяющей различные профессиональные задачи. При этом формулировке задач предшествует описание профессионально-трудовой ситуации. Часто в описании представлена не вся необходимая информация, ее необходимо найти в справочниках, использовать Интернет-поиск, сделать информационные запросы и т.д.
В опыте профессионального образования результаты выполнения проектных заданий представляются обучающимися в виде презентаций на обобщающих занятиях по теме, курсу, обсуждаются в учебных группах. Их роль в развитии соответствующих общих (коммуникативных и информационных) компетенций также весьма велика. Если проектное задание выполняет «проектная команда» из нескольких человек, побочным продуктом реализации проекта выступает освоение студентами умений организации и осуществления совместной деятельности, отдельных управленческих субкомпетенций.
Таким образом, для эффективной организации самостоятельной работы обучающихся целесообразно обеспечить ряд организационно-методических условий. Прежде всего, необходимы наличие и доступность учебно-методического и справочного материала, насыщенная информационно-коммуникационная среда учебного заведения. Наряду с конспектами лекций, сборниками задач и другими традиционными дидактическими материалами важно создавать их электронные версии, тем более что во многих семьях студентов сегодня имеются домашние компьютеры.
Наряду с этим, важно сформировать систему контроля регулярности и качества выполняемой самостоятельной работы, осуществлять календарное планирование самостоятельной деятельности, использовать эффективные фонды оценочных средств для всех типов образовательных результатов, достигаемых студентами. Указанные факторы не «сработают», если не сформирована готовность студентов к самостоятельному труду, включающая в себя способность к самоуправлению учебной деятельностью, определенный уровень самодисциплины и устойчивые мотивы выполнения заданий на самостоятельную работу. Важно также обеспечить возможность свободного общения между всеми участниками образовательного процесса. При этом должны произойти перестройка традиционных форм учебных занятий, освобождение их от «школярских» приемов обучения.
Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего плана, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.
Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"