Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОДЕЗИЯ».doc

— 3.94 Мб (Скачать документ)

Хочется подчеркнуть, что, несмотря на все преимущества электронных учебных пособий, следует учитывать, что они являются хотя и эффективным, но дополняющим, а не заменяющим традиционные учебно-методические материалы инструментом. К тому же электронное пособие предназначено преимущественно для самостоятельной работы студентов, а для других видов учебной работы требуются соответствующие им средства.

Практически все преподаватели отмечают простоту использования электронного учебника студентами, повышение у них мотивации и интереса к работе с учебным предметом с помощью технического устройства, удовольствие при  использовании ЭУ, активность изучения и использования всех его функций. Отмечают также повышение самостоятельности студентов в учебной работе с электронным учебником.

Сравнивая электронный  учебник с бумажным носителем, преподаватели отмечают такие качества электронного учебника как более легкий вес сравнительно с традиционным бумажным учебником, отсутствие аллергена – бумажной пыли.

Обобщая результаты анализа материалов апробации, можно выделить две группы пожеланий: пожелания к развитию функциональных возможностей устройств и пожелания  к качеству  информационных и учебно-методических материалов ЭУ.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование электронных учебников в качестве повседневного инструментария студентов и преподавателя позволяет:

  • создать условия  для активной познавательной и творческой деятельности студента с элементами предметной среды   и средствами коммуникации;
  • обогатить достоинства классического печатного учебника за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, средств полнотекстового поиска;
  • создать комфортные условия для управления учебным процессом и содержанием учебной работы студентов и преподавателей.

Электронные учебники, хотя и имеет ограниченные функциональные возможности, тем не менее, обладают рядом свойств, которые будут востребованы на  протяжении длительно периода становления электронных педагогических технологий. Электронный учебник на базе устройств для чтения максимально приближен к бумажному учебнику, что существенно облегчает адаптацию педагогов и студентов к новым технологиям.

Результаты  эксперимента по апробации ЭУ в реальных условиях могут служить своеобразной «точкой опоры»,   способствуя формированию стратегии инновационного развития и использования ЭУ в учебном процессе, в том числе:

  • повышению результативности самостоятельной учебной работы студентов средних специальных образовательных учреждений;
  • развитию образовательного контента,
  • формированию программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В дипломной работе рассмотрены  вопросы разработки электронного учебного пособия для организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Геодезия».

В ходе выполнения работы были решены следующие задачи:

    1. Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
    2. Обосновать сущность  электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
    3. Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
    4. Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Анализ проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:

  1. Уточнена сущность понятия самостоятельной работы студентов в условиях перехода к стандартам нового поколения.
  2. Обоснована необходимость применения электронного учебного пособия для организации самостоятельной работы студентов, наглядно показана его эффективность в развитии теоретических знаний и практических умений в изучении дисциплины «Геодезия».
  3. Раскрыта сущность, значение и структура электронного учебного пособия, этапы его разработки, требования, предъявляемые к нему.
  4. Разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
  5. Проведена опытно-поисковая работа, в ходе которой доказана эффективность применения разработанного электорнного учебного пособия.
  6. Разработанное учебное пособие полностью соответствует дидактическим задачам самостоятельной работы студентов и направлено на то, чтобы:
  • мотивировать обучающихся к освоению учебной дисциплины «Геодезия»;
  • повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
  • создать условия для совершенствования информационной компетентности обучающихся;
  • способствовать развитию компетенций в области самообразовательной, научно-исследовательской и творческой деятельности;
  • формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных заданий по дисциплине.

Основываясь на данных выводах можно подвести итог, что данное средство обучения является инструментом, позволяющим применить теоретические знания к решению практических задач. Педагогический потенциал электорнных учебных пособий значительно больше педагогического потенциала традиционных средств обучения.

Итак, поставленные в дипломной работе задачи решены в полном объеме, рабочее предположение можно считать подтвердившимся.

В качестве перспектив дальнейшей работы можно обозначить создание мультимедийного сопровождения, которое будет включать:

  • наглядный материал, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, схемы в мультимедиа-компонентах;
  • интерактивные задания;
  • средства доступа в электронные библиотеки образовательного учреждения, города, страны.

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)// Высшее образования в России. – 2001. – №1
  2. Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006.-318 с
  3. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях российской федерации. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 56 с.
  4. БайденкоВ.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 22 с.
  5. Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе  / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
  6. Блохина Р.А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей . – Дисс…канд. пед.наук. – Саранск. – 1983. -176 с.
  7. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. – № 10. – С. 8-12.
  8. Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 23-31.
  9. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации  / М.А. Бочарникова // Инновации в образовании. – 2009. – №3. – С. 86-92.
  10. Веденина В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti.
  11. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход . – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
  12. Википедия – свободная энциклопедии [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttp://ru.wikipedia.org/wiki/.
  13. Глушаков С.В. Программирование Web-страниц. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 345 с.
  14. Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. – 2000. № 3. 124-128с.
  15. Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : дисс… канд. пед. наук. / Г.Н. Диниц. – М., 2002. – 176 с.
  16. Дьяченко В.К. Новая дидактика  / В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2001.- 496 с.
  17. Еремин А.С.  / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – №2. – С. 67-81.
  18. Ермаков A.Л. Основы самостоятельной работы студента  / A.Л. Ермаков, Н.А. Галатенко. – М., 2006. – 148 с.
  19. Жданова Н.С. Повышение педагогической подготовки студентов при выполнении графических заданий с элементами конструирования : теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе / Н.С. Жданова. – М.: Прометей, 1989. – С. 85-90.
  20. Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера производственного обучения / Г.Н. Жуков. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 336 с.
  21. Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л.  Основы общей и профессиональной педагогики : учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
  22. Журавлева О.П. Интерактивный режим организации самостоятельной работы студентов  // Инновации в образовании. – 2011. – №5. – С. 29-42.
  23. Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
  24. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364с.
  25. Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Под. ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 211 с.
  26. Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. – М.: Изд-во МЭИ,  2003. – 267 с.
  27. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 62 с.
  28. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования  / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 14-25.
  29. Инновационные педагогические технологии : модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю. Аветовой. – СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004. – 125 с.
  30. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента / И. Ковалевский. // Высшее образование в России. – 2000. – №1. – С. 114-115.
  31. Колоченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А.К. Колоченко – СПб.: КАРО, 2006. – 368с.
  32. Либеров А.Ю. Методическое обеспечение реализации образовательных стандартов нового поколения // Педагогика. – 2011. – №4. – С. 29-37.
  33. Морева Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: ACADEMIA, 2005.- 230 с.
  34. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования  / Под редакцией Е.С. Полат и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.
  35. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения  / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006. – 215 с.
  36. Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.
  37. Педагогическое профессиональное образование : учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
  38. Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов  / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 115 с.
  39. Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования : метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. – 72 с.
  40. Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, – 2010. – 140 с.
  41. Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации  / М.В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг. – 1999. – № 4. – С. 20-23.
  42. Скакун В.А.Организация и методика профессионального обучения : учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. – 336 с.
  43. Современные технологии обучения : методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002. – 35 с.
  44. Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2000. – №2. – 70 – 78с.
  45. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  46. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования  / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
  47. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
  48. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход  / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С.36-41.
  49. Щербакова  В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности  / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.
  50. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
  51. Эрганова Н.Е., Шалунова М.Г. Практикум по методике профессионального обучения : учеб. пособие. / Н. Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2001. – 67с.

1 Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. – № 10. – С. 8-12.

2 Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.

3 Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. – № 10. – С. 8-12.

4 Джонс Д. Методы проектирования  / Д. Джонс. – М.: Мир, 1986. – 316 с

5 Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации  / М.А. Бочарникова // Инновации в образовании. – 2009. – №3. – С. 86-92.

6 Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход : учеб. пособие / Под. ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 211 с

7 БайденкоВ.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 22 с.

8 Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации  / М.В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг. – 1999. – № 4. – С. 20-23.

9 Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход  / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С.36-41.

10 Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 14-25.

11 Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364с.

12 Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2000. – №2. – 70 – 78с.

13 Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества) // Высшее образования в России. – 2001. – №1

14 Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. – 2000. № 3. 124-128с.

15 Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006.–318 с

16 Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 267 с.




Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"