Хочется подчеркнуть, что, несмотря
на все преимущества электронных учебных
пособий, следует учитывать, что они являются
хотя и эффективным, но дополняющим, а
не заменяющим традиционные учебно-методические
материалы инструментом. К тому же электронное
пособие предназначено преимущественно
для самостоятельной работы студентов,
а для других видов учебной работы требуются
соответствующие им средства.
Практически все преподаватели отмечают
простоту использования электронного
учебника студентами, повышение у них
мотивации и интереса к работе с учебным
предметом с помощью технического устройства,
удовольствие при использовании ЭУ,
активность изучения и использования
всех его функций. Отмечают также повышение
самостоятельности студентов в учебной
работе с электронным учебником.
Сравнивая электронный
учебник с бумажным носителем, преподаватели отмечают такие
качества электронного учебника как более
легкий вес сравнительно с традиционным
бумажным учебником, отсутствие аллергена
– бумажной пыли.
Обобщая результаты
анализа материалов апробации, можно
выделить две группы пожеланий: пожелания
к развитию функциональных возможностей
устройств и пожелания к качеству
информационных и учебно-методических
материалов ЭУ.
Таким образом,
можно сделать вывод, что использование электронных учебников
в качестве повседневного инструментария
студентов и преподавателя позволяет:
- создать условия для активной познавательной и творческой деятельности студента с элементами предметной среды и средствами коммуникации;
- обогатить достоинства классического печатного учебника за счёт динамических мультимедийных компонентов, интерактивных контрольно-измерительных материалов, средств полнотекстового поиска;
- создать комфортные условия для управления учебным процессом и содержанием учебной работы студентов и преподавателей.
Электронные учебники,
хотя и имеет ограниченные функциональные
возможности, тем не менее, обладают
рядом свойств, которые будут востребованы
на протяжении длительно периода становления
электронных педагогических технологий.
Электронный учебник на базе устройств
для чтения максимально приближен к бумажному
учебнику, что существенно облегчает адаптацию
педагогов и студентов к новым технологиям.
Результаты
эксперимента по апробации ЭУ в реальных условиях могут
служить своеобразной «точкой опоры»,
способствуя формированию стратегии инновационного
развития и использования ЭУ в учебном
процессе, в том числе:
- повышению результативности самостоятельной учебной работы студентов средних специальных образовательных учреждений;
- развитию образовательного контента,
- формированию программ повышения квалификации педагогических и управленческих кадров.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В дипломной работе рассмотрены
вопросы разработки электронного
учебного пособия для организации самостоятельной
работы студентов по дисциплине «Геодезия».
В ходе выполнения
работы были решены следующие задачи:
- Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
- Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
- Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
- Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.
Анализ проведенного исследования
позволяет сделать следующие выводы:
- Уточнена сущность понятия самостоятельной работы студентов в условиях перехода к стандартам нового поколения.
- Обоснована необходимость применения электронного учебного пособия для организации самостоятельной работы студентов, наглядно показана его эффективность в развитии теоретических знаний и практических умений в изучении дисциплины «Геодезия».
- Раскрыта сущность, значение и структура электронного учебного пособия, этапы его разработки, требования, предъявляемые к нему.
- Разработано электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
- Проведена опытно-поисковая работа, в ходе которой доказана эффективность применения разработанного электорнного учебного пособия.
- Разработанное учебное пособие полностью соответствует дидактическим задачам самостоятельной работы студентов и направлено на то, чтобы:
- мотивировать обучающихся к освоению учебной дисциплины «Геодезия»;
- повысить ответственность обучающихся
за свою учебу;
- создать условия для совершенствования
информационной компетентности обучающихся;
- способствовать развитию компетенций
в области самообразовательной, научно-исследовательской и творческой
деятельности;
- формировать у обучающихся системное
мышление на основе самостоятельной работы над выполнением
индивидуальных заданий по дисциплине.
Основываясь на
данных выводах можно подвести итог,
что данное средство обучения является
инструментом, позволяющим применить
теоретические знания к решению практических
задач. Педагогический потенциал электорнных
учебных пособий значительно больше педагогического
потенциала традиционных средств обучения.
Итак, поставленные
в дипломной работе задачи решены
в полном объеме, рабочее предположение
можно считать подтвердившимся.
В качестве перспектив
дальнейшей работы можно обозначить
создание мультимедийного сопровождения,
которое будет включать:
- наглядный материал, т.е. красочные иллюстрации, видеофрагменты, схемы в мультимедиа-компонентах;
- интерактивные задания;
- средства доступа в электронные библиотеки образовательного учреждения, города, страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ
- Аленичева Е.В., Монастырев В.П. Электронный учебник (проблемы создания и оценки качества)// Высшее образования в России. – 2001. – №1
- Аллатова И.В. Новые информационные технологии в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006.-318 с
- Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях российской федерации. – М.: Федеральный институт развития образования, 2012. – 56 с.
- БайденкоВ.И. Концептуальная модель государственных образовательных стандартов в компетентностном формате (дискуссионный вариант): Материалы ко второму заседанию методологического семинара. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 22 с.
- Бершадский М.Е. Консультации: целеполагание и компетентностный подход в учебном процессе / М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. – 2009. – №4. – С. 89-94.
- Блохина Р.А. Развитие у студентов опыта самостоятельной деятельности на основе межпредметных связей . – Дисс…канд. пед.наук. – Саранск. – 1983. -176 с.
- Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.- 2003. – № 10. – С. 8-12.
- Бондаревская Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. – 2004. – № 10. – С. 23-31.
- Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А. Бочарникова // Инновации в образовании. – 2009. – №3. – С. 86-92.
- Веденина В. Деловая игра и ее возможности [Электронный ресурс] / В. Веденина // HR-Portal. Сообщество профессионалов. – Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/article/delovaya-igra-i-ee-vozmozhnosti.
- Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход . – М.: Высшая школа, 1991. – 207 с.
- Википедия – свободная энциклопедии [Электронный ресурс] / Режим доступа: ttp://ru.wikipedia.org/wiki/.
- Глушаков С.В. Программирование Web-страниц. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 345 с.
- Демкин В.П., Руденко Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические особенности ДО // Высшее образование в России. – 2000. № 3. 124-128с.
- Диниц Г.Н. Самостоятельная работа как средство профессиональной подготовки студентов : дисс… канд. пед. наук. / Г.Н. Диниц. – М., 2002. – 176 с.
- Дьяченко В.К. Новая дидактика / В.К. Дьяченко. – М.: Народное образование, 2001.- 496 с.
- Еремин А.С. / А.С. Еремин // Инновации в образовании. – 2010. – №2. – С. 67-81.
- Ермаков A.Л. Основы самостоятельной работы студента / A.Л. Ермаков, Н.А. Галатенко. – М., 2006. – 148 с.
- Жданова Н.С. Повышение педагогической подготовки студентов при выполнении графических заданий с элементами конструирования : теория и методика преподавания начертательной геометрии и черчения в средней и высшей школе / Н.С. Жданова. – М.: Прометей, 1989. – С. 85-90.
- Жуков Г.Н. Формирование профессиональной готовности студентов к деятельности мастера производственного обучения / Г.Н. Жуков. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. – 336 с.
- Жуков Г.Н., Матросов П.Г., Каплан С.Л. Основы общей и профессиональной педагогики : учебное пособие / Под общей ред. проф. Г.П. Скамницкой. – М.: Гардарики, 2005. – 382 с.
- Журавлева О.П. Интерактивный режим организации самостоятельной работы студентов // Инновации в образовании. – 2011. – №5. – С. 29-42.
- Загвязинский В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб, пособие для студ. высш. учеб, заведений / В. И. Загвязинский, Р.Атаханов. 3-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 208 с.
- Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во «ЦНТЭП», 1999. – 364с.
- Зеер Э.Ф., Павлов А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Под. ред. Э.Ф. Зеера. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2005. – 211 с.
- Зимина, О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика. – М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 267 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 62 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – С. 14-25.
- Инновационные педагогические технологии : модульное пособие для преподавателей профессиональной школы / Под ред. Е.В.Иванова, Л.И.Косовой, Т.Ю. Аветовой. – СПб.: ООО «Полиграф-С», 2004. – 125 с.
- Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента / И. Ковалевский. // Высшее образование в России. – 2000. – №1. – С. 114-115.
- Колоченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А.К. Колоченко – СПб.: КАРО, 2006. – 368с.
- Либеров А.Ю. Методическое обеспечение реализации образовательных стандартов нового поколения // Педагогика. – 2011. – №4. – С. 29-37.
- Морева Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для вузов / Н.А. Морева. – М.: ACADEMIA, 2005.- 230 с.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под редакцией Е.С. Полат и др. – М.: «Академия», 2005. – 272 с.
- Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова. – М.: Академия, 2006. – 215 с.
- Педагогические технологии / под общей редакцией В.С. Кукушина.- М.: ИКЦ «МарТ»: – Ростов н/Д: изд. центр «МарТ», 2006. – 336 с.
- Педагогическое профессиональное образование : учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под. ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2004. – 368 с.
- Пидкасистый П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогическое общество России, 2005. – 115 с.
- Проектирование оценочных средств компетентносто-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования : метод. пособие для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. – Екатеринбург: ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т», 2010. – 72 с.
- Проектирование учебно-методического обеспечения образовательной программы в логике федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.herzen.spb.ru/. – Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, – 2010. – 140 с.
- Рыжаков М.В. Ключевые компетенции в стандарте: возможности реализации / М.В. Рыжаков // Стандарты и мониторинг. – 1999. – № 4. – С. 20-23.
- Скакун В.А.Организация и методика профессионального обучения : учебное пособие / В.А. Скакун. – М.: ФОРУМ: ИНФРА, 2007. – 336 с.
- Современные технологии обучения : методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении /Под ред. Г.В. Борисовой, Т.Ю. Аветовой, Л.И. Косовой. – СПб.: «Полиграф-С», 2002. – 35 с.
- Христочевский С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии// Информатика и образование. – 2000. – №2. – 70 – 78с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А.В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
- Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm.
- Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. – 2004. – № 8. – С.36-41.
- Щербакова В.В. Формирование ключевых компетенций как средство развития личности / В.В. Щербакова // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 39-41.
- Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.
- Эрганова Н.Е., Шалунова М.Г. Практикум по методике профессионального обучения : учеб. пособие. / Н. Е. Эрганова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. Гос. Проф.-пед. ун-та, 2001. – 67с.
1 Болотов В.А.
Компетентностная модель: от идеи к образовательной
программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков //
Педагогика.- 2003. – № 10. – С. 8-12.
2 Хуторской А.В.
Ключевые компетенции и образовательные
стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской
// Интернет-журнал «Эйдос» – Режим доступа:
http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
3 Болотов В.А. Компетентностная модель:
от идеи к образовательной программе
/ В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.-
2003. – № 10. – С. 8-12.
4 Джонс Д. Методы проектирования
/ Д. Джонс. – М.: Мир, 1986. – 316 с
5 Бочарникова М.А.
Компетентностный подход: история, содержание,
проблемы реализации / М.А. Бочарникова
// Инновации в образовании. – 2009. – №3.
– С. 86-92.
6 Зеер Э.Ф., Павлов
А.М., Сыманюк Э.Э. Модернизация профессионального
образования: компетентностный подход
: учеб. пособие / Под. ред. Э.Ф. Зеера. –
М.: Изд-во Московского психолого-социального
института, 2005. – 211 с
7 БайденкоВ.И. Концептуальная модель государственных
образовательных стандартов в компетентностном
формате (дискуссионный вариант): Материалы
ко второму заседанию методологического
семинара. – М.: Исследовательский центр
проблем качества подготовки специалистов,
2004. – 22 с.
8 Рыжаков М.В.
Ключевые компетенции в стандарте: возможности
реализации / М.В. Рыжаков // Стандарты
и мониторинг. – 1999. – № 4. – С. 20-23.
9 Шадриков В.Д. Новая модель специалиста:
инновационная подготовка и компетентностный
подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование
сегодня. – 2004. – № 8. – С.36-41.
10 Зимняя И.А. Ключевые
компетенции – новая парадигма результата
образования / И.А. Зимняя // Высшее образование
сегодня. – 2003. – №5. – С. 14-25.
11 Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных
учебников: Монография. – Астрахань: Изд-во
«ЦНТЭП», 1999. – 364с.
12 Христочевский С.А.
Электронные мультимедийные учебники
и энциклопедии// Информатика и образование.
– 2000. – №2. – 70 – 78с.
13 Аленичева Е.В., Монастырев
В.П. Электронный учебник (проблемы
создания и оценки качества) // Высшее образования
в России. – 2001. – №1
14 Демкин В.П., Руденко
Т.В., Серкова Н.В. Психолого-педагогические
особенности ДО // Высшее образование в
России. – 2000. № 3. 124-128с.
15 Аллатова И.В. Новые информационные технологии
в обучении. – М.: Изд. МГПУ, 2006.–318 с
16 Зимина О.В. Печатные
и электронные учебные издания в современном
высшем образовании: Теория, методика,
практика.– М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 267 с.