Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 21:25, дипломная работа

Описание

Цель работы: разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Задачи:
Изучить освещенность и разработанность исследуемой проблемы в педагогической теории и практике.
Обосновать сущность электронного учебного пособия как эффективного средства организации самостоятельной работы студентов.
Разработать электронное учебное пособие по дисциплине «Геодезия».
Провести опытно-поисковую работу по проверке эффективности применения электронного учебного пособия в учебном процессе.

Работа состоит из  1 файл

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ГЕОДЕЗИЯ».doc

— 3.94 Мб (Скачать документ)

Основное преимущество AutoPlay Media Studio 8 – простота в использовании. Дружественный интерфейс позволяет создать простейшее приложение в первые несколько минут знакомства с программой. А технология Drag and Drop в сочетании со встроенным языком программирования ничем не ограничивает разработчика в написании проектов любой направленности и уровня сложности.

Помимо возможностей самой программы, в распоряжении разработчика приложений множество плагинов, которые можно скачать как с официального сайта программы, так и у сторонних разработчиков

Для создания тестовых заданий, для проверки знаний учащихся, была выбрана программа KTC Net 2.2

КТС Net 2.2 – это программа, позволяющая создавать тесты любой тематики, обладающая следующими возможностями:

  • отсутствие ограничений на число вопросов внутри теста, поддержка до 255 вариантов ответов;
  • четыре различных типа поддерживаемых вопросов в тесте:
  • вопрос с выбором одного из предложенных вариантов;
  • вопрос с выбором нескольких вариантов из числа представленных;
  • вопрос с расстановкой вариантов в нужной последовательности;
  • вопрос с вводом нужного ответа с клавиатуры;
  • индивидуальная настройка приоритетов для каждого вопроса и варианта ответа (приоритет определяет начисление баллов);
  • возможность применения к каждому из вопросов индивидуальных временных ограничений, а также глобальных ограничений на весь тест;
  • возможность индивидуальной настройки каждого теста по отдельности или применение глобальных настроек ко всем тестам в программе;
  • защита файла с тестом паролем (файл теста шифруется в соответствии с введенным ключевым словом, т.е. нельзя узнать его содержимое, не подобрав пароль);
  • применение механизма сжатия информации внутри файла теста для более компактного хранения (есть настройка уровня сжатия от 0 до 9);
  • возможность вставлять в вопрос и в варианты ответов (!) рисунки (bmp, jpg, wmf), звуки (wav, midi, mp3), видео (avi, mpeg), формулы Microsoft Equation, а также любую OLE- графику (диаграммы Microsoft Excel, любой отрывок документа Microsoft Word и др.);
  • поддержка экспорта теста в текстовый файл или файл электронных таблиц Microsoft Excel для удобства правки; отредактированный документ можно затем импортировать обратно;
  • возможность создания «самоисполняемых» тестов, то есть генерирование EXE-файлов, способных запускаться самостоятельно на компьютерах без установленной КТС Net 2.2;
  • подробнейшая статистика (с указанием заданных вопросов и ответов пользователя) с поддержкой сортировки по любому из параметров, экспортом в текстовые файлы и файлы электронных таблиц Microsoft Excel, а также встроенным настраиваемым механизмом печати;
  • возможность проведения тестирования по сети (TCP/IP); сервер сетевого тестирования предоставляет администратору подробную наглядную информацию о подключенных к нему клиентах.
  • простой в использовании наглядный пользовательский интерфейс и многое другое ...

Требуемые ресурсы

Для разработки учебного пособия требуется:

  • персональный компьютер с операционной системой Windows Xp/7/Vista;
  • программы AutoPlay media Studio 8, KTC Net 2.2, Microsoft Office  2003-2010;
  • привод DVD-RW.
  • Для корректной работы программы требуется:
  • персональный компьютер с операционной системой Windows      Xp/7/Vista;
  • программа Microsoft Office 2003/2010;
  • привод DVD-R/RW.

Руководство пользователя

Название: «Электронное учебное пособие по дисциплине «Инженерная  Геодезия».

Учебное пособие  предназначено для организации  образовательной деятельности преподавателем, а также для самостоятельной работы студентов по изучению материала по дисциплине «Геодезия», и проверки знаний у студентов.

Учебное пособие  состоит:

Титульный лист он же стартовая страница мультимедийного  учебного пособия в соответствии с (рис. 1) отображает название учебного заведения, название учебного пособия и разработчика данного пособия. Курсор компьютерной мыши при наведении на стартовую страницу изменит свой вид на указывающий палец и нажатие мышкой на любую кнопку переключит на следующую страницу. В титульный лист входит две основные кнопки навигации: « » - означает выйти из программы и « »  которая позволяет перейти к описанию продукта (рис. 1).

 

 

 Рис.1. Титульный лист

 

                                                                     Рис. 2. Содержание

Содержание содержит в себе: «Краткое содержание теоретического материала» «Тематический раздел», «Лабораторная работа», «Рабочая программа», «Справочный блок», «Блок проверки знаний»

 Так же  содержит кнопки «Выход» - при нажатии позволяет выйти нам из программы и «Содержание», с помощью, которой мы можем вернуться на данную страничку (рис. 2). При нажатии на кнопку «Тематический раздел» мы переходим к 7 темам по геодезии (рис.3).

                                            Рис. 3. Тематический раздел

При нажатии на каждую «Тему» у нас будет открываться тема по геодезии, которая разработана в программе Microsoft Office Word. Так же  в Тематический разделе имеется: кнопка «Выход», которая позволяет нам выйти из программы, «Содержание», которая при нажатии входит в само содержание, при помощи, которой мы входим в «Блок проверки знаний» состоящий из 6 тестовых заданий по 10 вопросов для самопроверки знаний студентов (рис. 4).

 

                                                                      Рис. 4. Блок проверки знаний

При нажатии  на «Тест» у нас будет открываться программа KTC Net 2.2 в которой мы и разрабатывали тесты по каждой теме.

 

                                      Рис. 5.Регистрация нового пользователя

При нажатии  теста у нас выявляется разработчик, затем нажимаем кнопку «Ок».

После, выявляется регистрация нового пользователя вводим в заданное нами окно ФИО и номер группы (рис. 5).

 

Рис. 6. Тестирование

Выявляется  вопрос  теста и четыре варианта ответов. Выбираем один из вариантов  и нажимаем «Ок». Затем выявляется окно, в котором сказано «правильно» вы ответили или «неверно» (рис. 7).

Рис.7. Правильный ответ на вопрос

Если вы ответили не верно, то в окне будет прописан правильный ответ на вопрос(рис.8). Затем нажимаем кнопку «закрыть» продолжается  тест. При прохождении теста у нас выявляется окно «результат тестирования» (рис.9).

Рис.8. Неправильный ответ на вопрос

Рис. 9.  Результат тестирования

В этом окне описываются: буквы или цифры, которые мы вводили  при начале прохождения тестирования; время тестирования; результат оценки в баллах. Затем в этом окне нам предлагают:  «тестироваться снова», «выйти из программы» и «журнал тестов» (рис. 10).

                                              Рис. 10. Журнал тестов

Для возвращения  к следующему заданию нажимаем кнопку «Содежание» и переходим к «Справочному блоку» (рис.11), в котором содержатся в программе Microsoft Word два документа: СНиП 3.01.03-84 и ФГОС СПО.

При нажатии  кнопки откроется документ:

Строительные Нормы и Правила для производства геодезических работ в процессе строительства, геодезический контроль точности геометрических параметров зданий (сооружений) и исполнительные съемки.

Вторая кнопка откроет документ:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ всеми образовательными учреждениями профессионального образования на территории Российской Федерации.

                                                    Рис. 11. Справочный блок

Нажимая кнопку «Содежание» мы входим в Лабораторные работы в котором так же содержится, кнопка «Выход» при нажатии которой совершается выход из программы, кнопка «Содержание» и кнопки «Работа»1;2;3 (рис. 12).

При нажатии  на кнопку «Работа» нам открывается  документ в программе Microsoft Word . Цель настоящей лабораторной работы – познакомить студента с организацией полевых работ при выполнении теодолитной съемки и научить самостоятельно выполнять камеральные работы по результатам полевых работ. Изучить устройство оптического нивелира, его установка и настройка. Методы нивелирования, поверки нивелира, нивелирные рейки, влияние кривизны Земли и рефракции на результаты нивелирования, нивелирные сети, теодолитно-высотные и тахеометрические ходы. Теодолитно-высотные ходы начинаются и заканчиваются на исходных пунктах, высоты которых известны. По форме ход может быть замкнутым (с одним исходным пунктом) или разомкнутым (с двумя исходными пунктами).

Рис. 12. Лабораторная работа

С помощью кнопки «Содержание» открывается страница с содержанием пособия, в состав которого входят:

кнопка: «Краткое содержание теоретического материала»

работающая  в программе Microsoft Word с теоретическим материалом.

2.3. Опытно-поисковая работа по проверке эффективности разработки

 

Главная цель апробации  электронного учебника заключалась в получении  ответа на вопрос, может ли мобильное электронное устройство заменить традиционный бумажный учебник, повысить активную самостоятельную познавательную деятельность студентов техникума.

Эксперимент по апробации ЭУ проводился в Кузбасском техникуме архитектуры, геодезии и строительства. Группу студентов разделили на две подгруппы (одна подгруппа – экспериментальная, вторая – контрольная). Наполняемость подгрупп, участвующих в апробации, 10 человек. Комплектование проводилось на основе анализа текущей успеваемости студентов, что позволило сформировать подгруппы с равными начальными показателями успеваемости.

В ходе эксперимента были собраны данные о ходе учебного процесса с использованием ЭУ, отзывы педагогов и студентов об используемых устройствах.

Для предварительной  оценки эффективности изучения темы с помощью электронного пособия  был проведён педагогический эксперимент. Первой подгруппе из них выдали CD с электронным пособием. После завершения изучения темы была проведена контрольная работа по решению задач. Максимально возможное количество баллов, которое можно было набрать, равнялось 9. Итоги эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты  оценок контрольной работы студентов

Категория

Экспериментальная подгруппа

Контрольная  подгруппа

Число участников

10

10

Всего баллов

69

50

Средний балл

6,9

5


 

Полученный  результат свидетельствует о том, что уровень усвоения учебного материала значительно выше в экспериментальной группе. Кроме того, после проведения эксперимента, студентам была предложена анкета с вопросами, касающимися электронного пособия. В анкетировании приняли участие 7 студентов экспериментальной группы.

Результаты  анкетирования представлены ниже.

  1. Есть ли у вас возможность для самостоятельной работы с электронным пособием? (да – 100 %).
  2. Уместна ли в электронном пособии анимация, или  звуковое сопровождение? (да – 70 %).
  3. Насколько проста и удобна навигация в пособии? (проста – 70 %).
  4. Как вы относитесь к электронной форме представления информации? (положительно – 90 %).
  5. Уменьшилось ли время, затраченное на подготовку к контрольной работе, при использовании электронного пособия? (да – 80 %).
  6. Освоили ли вы навыки работы с большими массивами информации, поиска информации, ее грамотного использования? (да – 60 %, частично – 40 %).
  7. Понравилось ли вам оформление (интерфейс) электронного пособия? (да – 70 %, пожелание использовать более яркое оформление страниц).
  8. Что вы предпочитаете использовать при подготовке к контрольной работе (экзамену), электронное или печатное пособие? (электронное – 30 %, печатное – 20 %, то и другое вместе – 50 %).

Анализ распределения  ответов показывает, что студенты в целом готовы к восприятию материала в электронном виде, но удобство работы с печатным словом остаётся в качестве привлекательного фактора традиционных пособий. Отмечается экономия времени на подготовку, в том числе за счёт нехватки печатных копий пособий в библиотеке. По мнению опрошенных, представленное пособие нуждается в доработке, как в плане оформления, так и в содержательном плане. В заключение студентами было высказано пожелание создать электронные пособия и по другим разделам курса.

Информация о работе Разработка электронного учебного пособия по дисциплине "Геодезия"