Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа
Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.
Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов
Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:
Особенность данного вида мышления заключается в том, что с его помощью нельзя решить поставленную задачу без участия практических действий. Поэтому у него такая тесная связь с практикой. К функциям наглядно-действенного мышления относятся:
· выявление наиболее близко лежащих к «поверхности», но все же скрытых свойств предметов и явлений. Практические преобразования, которые мы совершаем в процессе этого вида мышления, позволяют набрать факты, касающиеся познаваемых объектов;
·
возможность в обобщенной форме
овладевать практическими
·
овладение обобщенным умением получать
факты.
В
это время в совместной со взрослыми
деятельности ребенок усваивает способы
действия с разнообразными предметами.
Взрослый учит его тому, как следует использовать
ложку и чашку, как держать в руке карандаш
и как - совочек, что нужно делать с игрушками
- возить машину, укачивать куклу, дуть
в дудочку. Действия с предметами зависят
от их функциональных особенностей и условий
их использования. Так, ребенок научается
подносить чашку к губам, но ем гораздо
легче обращаться с пустой или полупустой
чашкой, чем с чашкой молока. Несколько
большую свободу действий он приобретает,
манипулируя с игрушками.
Наглядно-действенное
мышление – это метод «проб
и ошибок». Получая новый предмет,
ребенок первым делом старается
взаимодействовать с ним –
попробовать на зуб, трясет, стучит
им по полу, вертит со всех сторон. В своей
книге «Ребенок учится говорить» М. Кольцова
приводит в пример интересный эксперимент:
двум группам малышей, начинавшим говорить
первые слова, показывали некоторые предметы,
для запоминания новых слов. В одной
группе давали поиграть с предметами,
в другой – только показывали и называли.
Дети из первой группы намного быстрее
и лучше запоминали названия новых для
них предметов и вводили их в речь, нежели
во второй группе.
Каждый увиденный
объект для ребенка – новая
головоломка, которую нужно «разобрать»,
а потом «собрать». Единственное, что его
интересует в раннем детстве – что можно
сделать с этим? Поэтому так опасно увлечение
новомодными методиками, предлагающими
обучение в раннем детстве, попытки развивать
у малышей логику или основы аналитического
мышления.
Именно
в период раннего детства ребенок
познает мир в деятельности так
активно, как никогда позднее. И
для освоения пространства, понимания
взаимосвязи вещей ему нужно
как можно больше совершать настоящих,
осмысленных действий, подражая взрослым,
а не перекладывая детали специальной
"развивающей" игры. Также полезно
возиться с различными субстанциями –
песком, водой, снегом.
В
плане творческого развития ребенок
сейчас проходит период знакомства с
материалами, где ему нужно предоставить
полную свободу и пока не ожидать никаких
"поделок" и любых других результатов.
На
развитие наглядно-действенного мышления
дошкольников работают картинки-пазлы,
детали конструктора "Лего", разные
модели кубика Рубика, головоломки
из подвижно сцепленных колец, треугольников
и других фигур.
Стоит
отметить, что многие рефлексы, и
привычки, выработанные на данной стадии
развития ребенка, очень сильно укрепляются
в его сознании, и зачастую заметны
уже во взрослой жизни, так как ребенок
оперирует именно физическими предметами.
Наглядно-действенным мышлением в
большой степени должны обладать, к примеру,
авиадиспетчеры, шоферы и многие другие
специалисты, особенно в форс-мажорных,
стрессовых ситуациях.
Как
пишет детский психолог В. С. Мухина,
также следует предлагать задачи нового
типа, где результат действия будет не
прямым, а косвенным и для его достижения
ребенку необходимо будет учитывать связи
между двумя или несколькими явлениями,
происходящими одновременно или последовательно.
Например, такие задачи возникают в играх
с механическими игрушками (если поместить
шарик в определенном месте игрового поля
и определенным образом дернуть за рычажок,
то шарик окажется в нужном месте), в конструировании
(от величины основания постройки зависит
ее устойчивость) и т. д.
Включение
речи, слова, обозначающего выполняемое
действие, качественно меняет мыслительный
процесс ребенка, даже не владеющего
разговорной речью. Если в мыслительном
процессе выделить ориентировочное
действие как основное и исполнительное
действие (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин),
то включение речи отчетливо изменяет
именно первое, основное звено, так как
ребенок теперь знает, что он должен сделать,
для чего и как. Поэтому его поиски нацелены
и все действие осмысленно, что не исключает,
конечно, возможных ошибок, так как маленький
ребенок еще не умеет отобрать и применить
нужные действия в необходимой последовательности.
И все же на этом,
раннем, этапе развития интеллекта
уже имеет место подлинное
действенное мышление. Оно приобретает
проблемную направленность и разумный
характер.
Также стоит отметить роль речи в наглядно действенном мышлении, так как именно речевые функции являются основой для развития мышления человека, и перехода на другие этапы осознания.
Называть вещи своими словами ребенок начинает в возрасте около одного года. К этому времени дети обычно имеют уже довольно богатый опыт познания окружающей действительности с помощью органов чувств. У них сложились более или менее определенные представления о своих родителях, о пище, об окружающей обстановке об игрушках. В этих условиях для начала освоения речи ребенку остается сделать не так уж много: связать имеющиеся у него образы с теми или иными сочетаниями звуков, неоднократно произносимыми взрослыми в его присутствии при наличии в поле зрения соответствующих предметов или явлений.
Из множества
качеств, заключенных в слове
как в понятии, дети поначалу усваивают
далеко не все, а лишь отдельные свойства,
характерные для того предмета, с
которым первоначально это
Следующий
этап речевого развития приходится на
возраст примерно от 1,5 до 2,5 лет. В это
время дети научаются комбинировать слова,
объединяя их в небольшие двухтрехсловные
фразы, причем от таких фраз до целостных
предложений они прогрессируют довольно
быстро.
Благодаря
речевым функциям ребенок способен
расширять свои знания об окружающим миром.
Особенно это полезно в возрасте двух
лет, когда резко возрастает интерес ребенка
к окружающему его миру. Ребенок все хочет
узнать, потрогать, увидеть, услышать.
Особенно его интересуют названия предметов
и явлений, и он то и дело задает взрослым
вопрос: «Что это?» Получив ответ, ребенок
не всегда удовлетворяется услышанным;
он непременно хочет запомнить название
и самостоятельно повторяет его, причем,
как правило, заучивает название сразу,
без особого труда вспоминая и воспроизводя
его. Пассивный словарь ребенка в этом
возрасте не намного отличается от активного,
и их соотношение в трехлетнем возрасте
составляет примерно 1:1,3.
Прежде
всего ребенок усваивает
Итак, обобщая, можно
сказать, что рождающееся мышление,
продолжая сенсо-моторный интеллект,
вытекает из дифференцировки обозначающих
и обозначаемых и, следовательно, опирается
одновременно на изобретение символов
и на открытие знаков. Но само собой разумеется,
что чем меньше ребенок, тем меньше ему
хватает вполне готовой и законченной
системы этих коллективных знаков, потому
что они, во многих недоступные и не подчиняющиеся
ребенку, еще долга не могут выразить то
индивидуальное, на котором центрирован
субъект. Вот почему в той мере, в какой
преобладает эгоцентрическая ассимиляция
реального системой собственной деятельности,
ребенок всегда будет нуждаться в символах;
отсюда символическая игра, или игра воображения
- наиболее чистая форма эгоцентрического
и символического мышления, отсюда же
ассимиляция реального системой собственных
интересов и выражение его через образы,
созданные собственным "я".
Наглядно-образное
мышление.
Внешние
ориентировочные действия, как мы
знаем, служат исходным пунктом для
образования внутренних, психических
действий. Уже в пределах раннего
детства у ребенка возникают
мысленные действия, выполняемые
в уме, без внешних проб. Так, познакомившись
с употреблением палки для доставания
отдельного предмета, ребенок догадывается
применить ее и для того, что бы вытащить
мячик, закатившийся под диван. В основе
такой догадки лежит проба, проделанная
в уме. В процессе ее ребенок действовал
не с отдельными предметами, а с образами,
представлениями о предметах и о способах
их употребления. Мышление ребенка, в котором
решение задачи происходит в результате
внутренних действий с образами, называется
наглядно-образным. В раннем детстве ребенок
овладевает умение решать наглядно-образным
путем только ограниченный круг простейших
задач. Задачи более сложные им либо не
решаются вовсе, либо решаются в наглядно-действенном
плане.
По определению Петровского А.В., наглядно-образное мышление, это вид мышления, связанный с представлением ситуаций и изменений в них, с помощью которого наиболее полно воссоздается всё многообразие разных фактических характеристик предмета - в образе может быть зафиксировано одновременно видение предмета с нескольких точек зрения
Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому часто приходится принимать решения о предметах своей деятельности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.
Хронологически
начало формирования у детей наглядно-образного
мышления приурочено к концу раннего возраста
(примерно в 3-4 года и длится до 6-7 лет) и
по времени обычно совпадает с двумя событиями:
становлением элементарного самосознания
и началом развития способности к произвольной
саморегуляции. Сопровождается все это
достаточно развитым воображением ребенка.
Сначала, когда ребенок находится еще
на стадии наглядно-действенного мышления,
он имеет возможность познавать окружающий
мир, решать задачи, наблюдая за ним и производя
реальные действия с предметами, находящимися
в поле его зрения. Затем появляются
образы этих предметов и возникает способность
оперировать ими. Наконец, образ предмета
может быть назван и поддержан в сознании
ребенка не только внешними предметными
сигналами, но и произнесенным словом.
Это знаменует собой переход от наглядно-действенного
к наглядно-образному мышлению, которое
в свою очередь предшествует и готовит
почву для становления к концу дошкольного
детства высшей формы мышления — словесно-логической
Он
уже может опираться на прошлый
опыт – горы вдалеке не кажутся ему плоскими,
чтобы понять, что большой камень -
тяжелый, ему необязательно взять его
в руки – его мозг накопил много сведений
от различных каналов восприятия. Дети
постепенно переходят от действий с самими
предметами к действию их образами. В игре
ребенку уже необязательно использовать
предмет-заместитель, он может представить
себе «игровой материал» - например, «поесть»
из воображаемой тарелки воображаемой
ложкой. В отличие от предыдущего этапа,
когда для того, чтобы подумать, ребенку
было необходимо взять предмет в руки
и взаимодействовать с ним, сейчас достаточно
представить его.
Онтогенетическое
развитие мышления ребенка осуществляется
в ходе его предметной деятельности
и общения, освоение общественного
опыта, а особую роль играет целенаправленное
воздействие взрослого в форме обучения
и воспитания
Вот что писал
по этому поводу П.П. Блонский: "Книжка
с картинками, наглядное пособие,
шутка– все вызывает у них немедленную
реакцию. Они находятся во
власти яркого факта, образы, возникающие
на основе описания во время рассказа
или чтения книжки, очень ярки".
С овладением речью
начинается интенсивное развитие словесного
мышления ребенка. Задолго до того,
как он сумеет логически рассуждать
и строить правильные умозаключения,
преддошкольник обнаруживает способность
к элементарным обобщениям - мысленного
объединения предметов или действий, обладающих
общими признаками. Основу для обобщений
создает усвоение речи, поскольку значения
слов, пониманию и употреблению которых
учат ребенка взрослые, всегда содержат
в себе обобщения. Например, слово «часы»
ребенка учат относить и к маленьким ручным
часам, и к будильнику, и к большим стенным
часам.
Обобщения предметов
по их функции первоначально
У детей раннего
возраста название предмета иногда очень
прочно ввязывается с его функцией.
Поэтому, сталкиваясь с новым предметом,
который взрослый называют знакомым словом,
ребенок может пытаться употребить этот
предмет соответствующим образом в любом
случае. Например, двухлетний мальчик
спросил у мамы: «Что это?», показывая крохотный
игрушечный стульчик. «Это стул» - ответила
мама. Мальчик повернулся к нему спиной
и попытался на него сесть.
Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет