Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа
Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.
Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов
Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:
К концу дошкольного
периода у ребенка хорошо развита
речь, он уже владеет абстрактными
понятиями и может
Словесно-логическое
мышление самое сложное, оно оперирует
не конкретными образами, а сложными
отвлеченными понятиями, выраженными
словами. В дошкольном возрасте можно
говорить лишь о предпосылках развития
этого вида мышления.
Дети приобретают
возможность рассуждать и о таких
явлениях, которые не связаны с
их личным опытом, но о которых они
знают из рассказов взрослых, прочитанных
им книжек. По мере развития любознательности,
познавательных интересов мышления все
шире используется детьми для освоения
окружающего мира, которое выходит за
рамки задач, выдвигаемых их собственной
практической деятельностью.
Конечно, далеко
не всегда рассуждения детей бывают логичными.
Для этого им не хватает знаний и опыта.
Нередко дошкольники забавляют взрослых
неожиданными сопоставлениями и выводами.
В дошкольном детстве
ребенку приходится разрешать все
более сложные и разнообразные
задачи, требующие выделения и использования
связей и отношений между предметами,
явлениями, действиями. В игре, рисовании,
конструировании, при выполнении учебных
и трудовых заданий он не просто использует
заученные действия, но постоянно видоизменяет
их, получая новые результаты. Развивающееся
мышление дает детям возможность заранее
предусматривать результаты своих действий,
планировать их.
Ребенок начинает
ставить перед собой
Уже к трем годам
ребенок начинает понимать, что предмет
можно обозначать при помощи другого
предмета (кубик - как будто стаканчик,
из которого можно пить), рисунка, слова.
Выполняя разные действия, ребенок часто
сопровождает их словами, и может показаться,
что он мыслит вслух. Но фактически на
этом этапе ребенок пользуется в своих
мыслительных действиях не словами, а
образами. Речь играет вспомогательную
роль. Так, дошкольники четырех-пяти лет,
когда им давали специально испорченные
игрушки, во многих случаях правильно
определяли причину поломки и устраняли
ее. Но рассказать, почему они так делали,
не смогли, указывая на какие-то второстепенные
признаки игрушки (по В. С. Мухиной).
От
выяснения более простых, лежащих
на поверхности связей и отношений
вещей дошкольники постепенно приходят
к пониманию гораздо более
сложных и скрытых
Слово
начинает использоваться как самостоятельное
средство мышления по мере усвоения ребенком
выработанных человечеством понятий -
знаний об общих и существенных признаках
предметов и явлений действительности,
закрепленных в словах. Взрослые часто
ошибаются, считая, что слова имеют для
них и дошкольников один и тот же смысл.
Для ребенка используемые слова - это слова-представления.
Скажем, слово "цветок" может в сознании
ребенка быть крепко связанным с образом
конкретного цветка (например, розы), и
предъявленный кактус в качестве цветка
не рассматривается. На протяжении дошкольного
возраста ребенок постепенно переходит
от единичных понятий к общим.
К шести годам
понятия детей становятся глубже,
полнее, обобщеннее, в них включаются
все более существенные черты
предмета, явления. Чтобы слова превратились
в понятия, требуется специально
организованное обучение ребенка со
стороны взрослого. Систематическое овладение
понятиями начинается в процессе школьного
обучения. Однако и специально организованные
занятия со старшими дошкольниками позволяют
им освоить некоторые понятия.
Например, при
формировании понятий о количественных
характеристиках и отношениях вещей детей
учат пользоваться таким средством, как
мера. Скажем, с помощью цветной веревочки
определенной длины, используемой в качестве
меры, ребенок вместе с взрослым измеряет
предметы разного размера, сопоставляя
их между собой. При помощи меры величина
определяется объективно, независимо
от внешнего вида. Ребенок может убедиться,
что высокий шкаф и низкий стол могут быть
одинаковой длины. Позднее уже без внешней
опоры меры (цветной веревочки) ребенок
в уме может делать правильные выводы
о величине объектов.
В старшем дошкольном
возрасте начинается овладение действиями
с числами и математическими
знаками. Важно управлять этим и
стремиться формировать у детей
отвлеченное понятие числа как
характеристики любых предметов, математических
действий, без опоры на образы. Иначе это
вызовет трудности при школьном обучении.
В дошкольном возрасте ребенок овладевает
некоторыми абстрактными понятиями: о
временных отношениях, причине и следствии,
пространстве и т. д. При этом понятия о
конкретных предметах образуются, конечно
же, легче и быстрее.
Хотя логическое
мышление дает возможность решать более
широкий круг задач, осваивать научные
знания, не стоит торопиться сформировать
у дошкольника этот вид мышления
как можно раньше. Сначала важно
создать прочный фундамент в виде развитых
образных форм. Именно образное мышление
позволяет ребенку находить решения, исходя
из конкретной ситуации. Предельная обобщенность,
схематичность логического мышления часто
оборачивается слабостью, порождая явление,
которое носит название "формализм
мышления". Сознание ребенка оперирует
сухими схемами, не улавливая богатства,
полноты жизненных явлений, и потому оказывается
неспособным к адекватному решению задач
развития. Развитию образного мышления
способствуют игры, конструирование, аппликации,
рисование, слушание сказок, драматизация
и другие детские продуктивные виды деятельности.
На протяжении
дошкольного возраста получают развитие
и такие формы мыслительной деятельности,
как суждение и умозаключение. В
детской психологии долгое время шли
дискуссии относительно способности детей
к этим формам мышления. Нет оснований
приравнивать детские суждения и умозаключения
к взрослым. Но и говорить об отсутствии
у детей логики нельзя. Ребенок пытается
объяснить наблюдаемое, но не может сделать
верный вывод из-за ограниченности опыта.
Недостаточное
развитие словесно-логического мышления
приводит к трудностям при совершении
любых логических действий (анализа,
обобщения, выделения главного при
построении выводов) и операций со словами.
Упражнения по развитие этого вида мышления
направлены на формирования у ребенка
умения систематизировать слова по определенному
признаку, способности выделять родовые
и видовые понятия, развитие индуктивного
речевого мышления, функции обобщения
и способности к абстракции. Надо отметить,
что чем выше уровень обобщения, тем лучше
развита у ребенка способность к абстрагированию.
Дошкольный возраст
- это пора бесконечных детских
вопросов. Как отмечают Я. Л. Коломинский
и Е. А. Панько, у детей младшего
дошкольного возраста преобладают вопросы,
вызванные любопытством ("Где он?",
"Чье это?", "Что это?", "Кто
это?"). В четыре-пять лет ребенок начинает
проявлять интерес к более "далекой"
действительности (вопросы о школе, профессиях),
возникают вопросы по поводу своего появления
на свет. В пять-шесть лет все чаще звучат
вопросы, вызванные любознательностью,
выражающие причинное отношение в форме
"Почему?" ("Почему гусь не тонет
в воде?", "Почему курица не плавает?"
и т. п.). Вопросы шести - семилетнего ребенка
вызываются уже не столько любопытством,
сколько потребностью убедиться в истине
("А как кровь течет?", "Если поселить
у нас дома обезьянку, она превратится
в человека?").
С точки зрения
Д. Б. Эльконина, изучение детских вопросов
показывает, что детская мысль направлена
на дифференциацию и обобщение предметов
и явлений окружающего мира. Различение
живого и неживого, добра и зла, прошлого
и настоящего и т. п. является основой для
проникновения ребенка в сущность разных
сфер жизни. На основе этого возникают
первые обобщения представлений о мире,
контур будущего мировоззрения.
Первым исследовал
содержание представлений о мире
и о физической причинности знаменитый
швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он выделил
три больших периода
Склонность
детского мышления к анимизму легко
выясняется, если задать ребенку вопросы,
которые его же и интересуют: ведь,
для того чтобы ответить ребенку,
надо выяснить, что он уже знает,
а что - еще нет. И не только что, но
и как. Как мыслит ребенок? Жан Пиаже поставил
этот вопрос еще в 20-е годы нашего столетия:
он просил детей разных возрастов дать
объяснение явлениям природы и космоса,
явлениям психики, рассказать об устройстве
и причинах действия простейших приборов
и машин... И обнаружил удивительную вещь.
Оказалось,
что дети, отвечая на эти вопросы,
часто одухотворяют природу, приписывают
неодушевленным вещам способность
мыслить, чувствовать, желать. Солнце светит
для того, чтобы людям было тепло
и светло; ветер дует, чтобы подгонять
парусники, ночь наступает, чтобы люди
ложились спать. Явления природ как бы
знают о нуждах и потребностях человека,
хотят сделать так, чтобы ему жилось хорошо
и удобно.
Это наблюдение опять же указывает нам на эгоцентризм детского мышления, который в данном возрасте уже не так сильно выражен, и принимает форму антропоцентризма. Ж. Пиаже считал эгоцентризм центральной характеристикой детского мышления. При решении любых задач точкой отсчета для ребенка является он сам. Дошкольник не в состоянии четко отделить свое существование и свои возможности от внешнего мира. Одним из следствий эгоцентризма мышления Ж. Пиаже считал его синкретизм: когда вместо объяснения ребенок связывает "все со всем" и дает не аргументы, а описание ситуации.
В
ходе такого мышления происходит переход
от одного суждения к другому, их соотношение
через опосредование содержания
одних суждений содержанием других,
и как следствие формулируется
умозаключение. Как отмечал отечественный
психолог С.Л. Рубинштейн, "в умозаключении…знание
добывается опосредованно через знание
без каких-либо заимствований в каждом
отдельном случае из непосредственного
опыта".
Мышление ребенка
связано с его знаниями. Н. Н. Поддьяковым
обнаружены такие тенденции в
развитии знаний у детей. Первая заключается
в том, что в процессе мыслительной деятельности
происходит расширение объема и углубление
четких, ясных знаний об окружающем мире.
Эти стабильные знания составляют ядро
познавательной сферы ребенка. Вторая
тенденция предполагает, что в это же время
возникает и растет круг неопределенных,
не совсем ясных знаний, выступающих в
форме догадок, предположений, вопросов.
Для развития детского мышления очень
важно, чтобы наряду с формированием ядра
стабильных знаний шел непрерывный рост
и неопределенных, неясных знаний, которые
являются мощным стимулом умственной
активности детей. Для овладения операцией
сравнения ребенок должен научиться видеть
сходное в разном и разное в сходном. Для
этого, как указывает А. А. Люблинская,
требуется проведение четко направленного
анализа сравниваемых объектов, постоянного
сопоставления выделяемых признаков с
целью нахождения однородных и разных.
Надо сравнивать форму с формой, назначение
предмета с таким же качеством другого
предмета, внешние признаки, цвет, величину
предмета с аналогичными сторонами другого
предмета.
Этапы развития детского мышления по Ж. Пиаже
Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит зарождение становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций -- это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой внешние, наглядные данные. После этого открывается возможное для формирования формальных операций. Это период становления формальной логики, гипотетикодедуктивного рассуждения.
Классификация стадий развития интеллекта
Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет