Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.

Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов

Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:

Работа состоит из  1 файл

Мышление.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)

Этапы развития детского мышления по Брунеру 

     Джером  Брунер пересмотрел некоторые представления  Ж. Пиаже об интеллектуальном развитии. Последнее складывается не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений - действием, образом и символом (словом). Это в то же время и способы познания окружающего мира. Сначала ребенок познает мир благодаря своим привычным действиям. Затем мир представляется ему еще и в образах, относительно свободных от действий. Постепенно появляется еще один новый путь - перевод действий и образов в языковые средства. Каждый из этих трех способов по-разному отражает события, происходящие вокруг ребенка, и каждый накладывает сильный отпечаток на психическую жизнь ребенка на разных возрастных этапах. 

     Первая, возникающая у ребенка сфера  представлений - действие. Знание о  предмете младенец получает благодаря  привычным, повторяющимся действиям с ним. Причем в его представлении предмет и действие слиты, предмет для ребенка становится как бы продолжением действия. 

     Дж. Брунер проводит пример из наблюдений Ж. Пиаже за своим сыном, которому исполнилось 7 месяцев. Мальчик раскачивает в руке папиросную коробку, потом она выскальзывает и падает за пределами его поля зрения. Он подносит пустую руку к глазам и долго смотрит на нее с удивлением и разочарованием. Снова начинает размахивать рукой и снова смотрит на нее - с помощью того же действия он пытается заставить коробку появиться. 

     Первоначально действия неразрывно связаны с восприятиями, затем эти две сферы дифференцируются, отделяются друг от друга. В переходный период ребенок устанавливает соответствие между пространственным миром образов и миром последовательных действий и позже освобождает образные представления из-под контроля со стороны действия. Возникает мир, в котором предметы не зависят от предпринимаемых с ними действий. Между 1 и 2 годами ребенок ищет предметы, спрятанные под покрывалом, и поднимает другие покрывала, стремясь увидеть, куда переместился предмет после того, как его спрятали. 

     Вторая  сфера представлений, которой овладевает ребенок, - образ. В раннем детстве  восприятие зависит от мельчайших деталей, от эгоцентрической позиции ребенка, его действий, его потребностей и аффектов, которые могут приводить к искажениям. Ребенок оказывается во власти новизны окружающей среды и яркости зрительных представлений, он сосредоточен на внешней, видимой стороне вещей. 

     Символ  для ребенка - это главным образом  слово. Символические представления  сначала развиваются на образной основе. Словарный запас ребенка  включает круг узких наглядно представляемых категорий и лишь постепенно увеличивается, охватывая все более широкие «непредставимые» понятия. Благодаря символическим процессам дети начинают видеть мир по-другому. 

     Дж. Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития. Он не указывает точные сроки появления  стадии и выделяет переходы от одной  стадии к другой. Этапы развития интеллекта не образуют у него лестницу, каждая ступень которой поднимает ребенка на новый, более высокий уровень, обесценивая предыдущий. Важны все три сферы представлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений - действенных, образных и символических. 

     Большое значение для развития интеллекта Дж. Брунер придавал культуре общества, в  котором растет ребенок, общественному  опыту, усеваемому ребенком в процессе обучения. Ход умственного развития представляет собой не просто «часовой механизм» последовательности спонтанно разворачивающихся событий, он определяется так же и различными влияниями среды, особенно школьной. Преподавание наук поэтому не должно слепо следовать естественному ходу развития. Обучение может стать даже ведущим фактором развития, если оно предоставит ученику возможность самому форсировать свое развитие, поставит перед ним задачи, побуждающие к переходу на следующую стадию. Любой предмет, по мнению Дж. Брунера, может быть преподнесен в том или ином виде любому ребенку в любом возрасте. 

     тем не менее, ученые сходятся в том. что  в процессе развития мыслительной деятельности ребенка происходит переход от оперирования практическими действиями в решении  наглядно данной конкретной задачи к умственным внутренним, ввернутым действиям. При этом практическое действие не исчезает, не отменяется, а продолжает оставаться в резерве и выступает при решении новых, трудных задач. С переходом мышления во «внутренний план» изменяются и выполняемые ребенком практические действия, они теряют поисковый, проблемный характер, превращаясь в действия исполнительные. 

Этапы развития деского  мышления по Н.Н. Подьякову 

   Н.Н. Подьяков специально изучал, как идет у детей  дошкольного возраста нормирование внутреннего плана действий, характерных для логического мышления, и выделил шесть этапов развития этого процесса от младшего до старшего дошкольного возраста. Это этапы следующие: 

  1. Ребенок еще  не в состоянии действовать в  уме, но уже способен с помощью рук, манипулируя вещами решать задачи в наглядно–действенном плане, преобразуя соответствующим образом проблемную ситуацию.
 
  1. В процессе решения задачи ребенком уже включена речь, но она используется им только для называния предметов, с которыми он манипулирует в наглядно-действенном плане. В основном же ребенок по-прежнему решает задачи руками и глазами; хотя в результате выполненного практического действия.
 
  1. Задача  решается в образном плане через  манипуляцию (манипулирование) представлениями объектов. Здесь. Вероятно осознаются и могут быть словесно обозначены способы выполнения действий, направленных на преобразование ситуации с целью найти решение поставленной задачи. Одновременно происходит дифференциация во внутреннем плане конечных (теоретических) и промежуточных (практических) целей действия. Возникает элементарная форма рассуждения вслух, не отделенного еще от выполнения реального практического действия, но уже направленного на теоретическое выяснение способа преобразования ситуации или условий задачи.
 
  1. Задача  решается ребенком по заранее составленному, продуманному и внутренне представленному  плану. В его основе – память и  опыт, накопленные в процессе предыдущих попыток решения подобного ряда задач.
 
  1. Задача  решается в плане действий в уме с последующим выполнением той же самой задачи в наглядно-действенном плане с целью подкрепить найденный в уме ответ и далее сформулировать его словами.
 
  1. Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения без последующего обращения к реальным, практическим действиям с предметами.
 

   Важный  вывод, который сделал Н.Н. Подьяков из исследований развития детского мышления, заключается в том, что у детей  пройденные этапы и достижения в  совершенствовании мыслительных действий и операций полностью не исчезают, но преобразуются, заменяются новыми, более сложными, совершенными. Они трансформируются в «структурные уровни организации процесса мышления» и «выступают как функциональные ступени решения творческих задач». При возникновении новой проблемной ситуации, или задачи, все эти уровни снова могут включиться в поиск процесса ее решения как относительно самостоятельные и вместе с тем как составляющие логические звенья целостного процесса поиска ее решения. Иными словами, детский интеллект уже в этом возрасте функционирует на основе принципа системности. В нем представлены и при необходимости одновременно включаются в работу все виды и уровни мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. 

     В дошкольном возрасте начинается развитие понятий, в итоге чего примерно к подростковому возрасту у детей оформляется словесно-логическое, понятийное или абстрактное мышление. Как же идей этот специфический процесс? 

     Трех-четырех  летний ребенок может использовать слова, которые мы, взрослые, анализируя словесную структуру языка и речи, называем понятиями. Однако использует он их иначе, чем взрослый, зачастую не полностью понимая их значение, ребенок пользуется ими как ярлыками заменяющими действие или предмет. Ж.Пиаже называл эту стадию речемыслительного развития детей, ограничив ее 2 – 7 годами, дооперациональной по той причине что здесь ребенок еще фактически не знает и грамматически не применяет прямых и обратных операций, которые, в свою очередь, функционально связаны с пользованием понятиями, по крайней мере в их начальной, конкретной норме. 

     Актуальность  исследований на сегодняшний  день 

     Изучение  этапов развития детского мышления всё  ещё актуально и в наше время.

Стоит отметить, что изучение этапов развития ребенка началось только в начале XX века.

Основная ценность данных исследований заключена в  постоянном совершенствовании образовательных  систем.  

     Хорошая и правильная подготовка ребенка  в дошкольном возрасте – в будущем даст хорошие перспективы развития для человека, так как мы уже определили ценность дошкольного развития – в становлении начальных рефлексов. и в развитии способностей к мышлению и к обучению, так как в начальном периоде развития ребенка не надо обучать каким то определенным навыкам – основная цел – это мотивация для активной мыслительной, и физической деятельности. нетрудно догадаться. что игра является самым предпочитаемым для ребенка занятием. 

     Правильно установленные границы этапов развития, и их характерные черты человека помогут  правильно подобрать методику его развития – это и является основной целью изучения этапов развития детского мышления.  

     Второй  важной целью изучения данной темы – это возможность выявления  патологий развития детей в раннем возрасте, и разработка методики их устранения.

В наше время  отклонение развития не является большой  редкостью, и поэтому – правильная профилактика, и правильно подобранные  методики могут помочь детям полноценно развиваться.

  
 

Пиаже Ж. Речь и  мышление ребенка. — М., 1994.

Выговский Л.В. Мышление и речь  (1934)

Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника - М., 1977

Обухова Л. Ф. Детская (возрастная) психология

Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет