Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа

Описание

Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.

Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов

Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления

Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.

Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:

Работа состоит из  1 файл

Мышление.doc

— 237.50 Кб (Скачать документ)
 

I. Сенсомоторный интеллект

     А. Централизация на собственном теле

          1. Упражнение рефлексов

    0--1 мес.

      2. Первые навыки и первые круговые реакции

   1--4,5 мес. 

      3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции

       4,5--8-9 мес. 

     В. Объективация практического интеллекта

      4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта

       8-9-11-12 мес. 

      5. Дифференциация  схем действия благодаря третичным круговым реакциям.

Появление новых средств для достижения цели

       11-12-18 мес. 
 
 

      6.  Начало  интериоризации  схем  и решение некоторых проблем путем

дедукции

                 18-24-мес. 

II Презентативный интеллект и конкретные операции

      А. Предоперационный интеллект

      1. Появление символической функции Начало интериоризации схем действия

       2--4 года 
 
 

           2. Интуитивное мышление, опирающееся  на восприятие

                 4--6 лет 
 
 

           3.   Интуитивное   мышление,   опирающееся    на   более   расчлененные

представления

            6--8 лет 
 

    В. Конкретные операции

      4.  Простые   операции   (классификация,  сериация,  взаимнооднозначное

соответствие)

            8--10 лет 

        5. Система поераций (система координат,  проективные понятия)

            9--12 лет 

     III. Репрезентативный  интеллект и формальные операции

      А. Становление формальных операций

     1. Гипотстикодедуктивная логика и комбинаторика

   12--14 лет 
 

      В. Достижение формальных операций

     2. Структура "решетки" и от группа четырех трансформаций (INRC)

       от 13 14 лет

I -- прямая операция, N -- обратная операция, R -- операция рсципрокности  С -- коррелятивная  операция или отрицание  реципрокности 
 

     Стадии - это ступени, или уровни, развития, последовательно меняющие друг друга. На каждом уровне достигается относительно стабильное равновесие, которое затем снова нарушается. Процесс развития интеллекта представляет собой смену трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных интеллектуальных структур.  

     Сначала формируются сенсомоторные структуры - системы последовательно выполняемых материальных действий. Затем возникают структуры конкретных операций - системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. Еще позже происходит становление формально-логических операций. 

Формальная логика, по Ж. Пиаже, - это высшая ступень  в развитии интеллекта. Интеллектуальное развитие ребенка представляет собой  переход от низших стадий к высшим. Так, конкретные операции служат основой  формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.  

Каждая стадия характеризуется своей специфической  структурой, но все стадии имеют  общие функциональные механизмы. Для характеристики структур, свойственных периодам развития, Пиаже использовал логическую модель. Он обращался к языку логики классов и отношений. Однако сам Пиаже говорил, что, когда психолог производит подсчет вариаций или использует формулы факторного анализа, он не делается математиком, а остается психологом. Пиаже подчеркивал, что при анализе структур речь идет не об измерении, а о выявлении качественных характеристик интеллекта на разных ступенях развития. Логическая модель использовалась им только как инструмент анализа психологической реальности.  

Порядок следования стадий неизменен. Отсюда можно предположить, что он обусловлен некоторым биологическим  фактором, связанным с созреванием. Однако, как подчеркивал Пиаже, порядок следования стадий не содержит в себе никакой наследственной программы. Созревание в случае стадий интеллекта сводится лишь к открытию возможностей развития. Эти возможности нужно еще реализовать. Было бы неверно, считал Пиаже, видеть в последовательности этих стадий продукт врожденной предрешенности, ибо в процессе развития происходит непрерывная конструкция нового. 

Возраст, в котором  структуры равновесия появляются, может  варьировать в зависимости от физического или социального  окружения. В условиях свободных взаимоотношений и дискуссий дологические представления быстро заменяются рациональными представлениями, но они сохраняются дольше при отношениях, основанных на авторитете. Согласно Пиаже, можно наблюдать уменьшение или увеличение среднего хронологического возраста появления той или иной стадии в зависимости от богатства или бедности активности самого ребенка, его спонтанного опыта, школьной или культурной среды. Говоря о проблеме возраста в развитии, Пиаже подчеркивал необходимость проведения сравнительных исследований для выяснения роли этнических и культурных факторов, влияющих на развитие. 

Сенсомоторный период охватывает первые два года жизни ребенка. В это время  не развита речь и отсутствуют  представления, а поведение строится на основе координации восприятия и движения (отсюда и название «сенсомоторный»). 

Родившись, ребенок  имеет врожденные рефлексы. Некоторые  из них, например рефлекс сосания, способны изменяться. После некоторого упражнения ребенок сосет лучше, чем в  первый день, затем начинает сосать не только во время еды, но и в промежутках - свои пальцы, любые предметы, прикоснувшись ко рту. Это стадия упражнения рефлексов. В результате упражнения рефлексов формируются первые навыки. На второй стадии ребенок поворачивает голову в сторону шума, прослеживает взглядом движение предмета, пытается схватить игрушку. В основе навыка лежат первичные круговые реакции - повторяющиеся действия. Одно и тоже действие ребенок повторяет снова и снова (скажем, дергает за шнур) ради самого процесса. Такие действия подкрепляются собственной активностью ребенка, которая доставляет ему удовольствие. 

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций ассимиляцииаккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие - (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности.  

Ребенок не выполняет  действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность, согласно Пиаже, возникает тогда, когда  чтолибо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены. Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашей психической организацией. Новый акт поведения ведет не только к восстановлению равновесия, но, главное -- к более стабильному равновесию между ассимиляцией и аккомодацией.  

Вторичные круговые реакции проявляются на третьей  стадии, когда ребенок сосредоточен уже не на собственной активности, а на изменениях, вызванных его действиями. Действие повторяет ради того, чтобы продлить интересные впечатления. Ребенок долго встряхивает погремушку, чтобы продлить заинтересовавший его звук, проводит по прутьям кровати всеми предметами, которые оказались в руках, и т.д. 

Четвертая стадия - начало практического интеллекта. Схемы действий, образованные на предыдущей стадии, объединяются в единое целое  и используются для достижения цели. Когда случайное изменение действия дает неожиданный эффект - новое впечатление - ребенок его повторяет и закрепляет новую схему действий. 

На пятой стадии появляются третичные круговые реакции: ребенок уже специально изменяет действия, чтобы посмотреть, к каким  результатам это приведет. Он активно экспериментирует. 

На шестой стадии начинается интериоризация схем действий. Если раньше ребенок производил различные  внешние действия, чтобы достичь  цели, пробовал и ошибался, то теперь он уже может комбинировать схемы  действий в уме и внезапно приходить к правильному решению. Например, девочка, держа в обеих руках предметы, не может открыть дверь и, потянувшись к дверной ручке, останавливается. Она кладет предметы на пол, но, заметив, что открывающаяся дверь их заденет, перекладывает в другое место. 

Около двух лет  формируется внутренний план действий. На этом заканчивается сенсомоторный  период, и ребенок вступает в новый  период - репрезентативного интеллекта и конкретных операций. Репрезентативный интеллект - мышление с помощью представлений. Сильное образное начало при недостаточном развитии словесного мышления приводит к своеобразной логике. На этапе дооперациональных представлений ребенок не способен к доказательству, рассуждению. Ярким примером этого служат так называемые феномены Пиаже. 

Дошкольникам  показывали два глиняных шарика и, убедившись в том, что дети считают их одинаковыми, у них на глазах изменяли форму  одного шарика - раскатывали его  в колбаску. Отвечая на вопрос, одинаковое ли количество глины в шарике и  колбаске, дети говорили, что неодинаковое: в колбаске больше, потому что она длиннее. В аналогичной задаче с количеством жидкости дети оценивали воду, налитую в два стакана, как одинаковую. Но когда при них воду переливали из одного стакана в другой, более узкий и высокий, и уровень воды в этом сосуде поднимался, они читали, что воды в нем стало больше. У ребенка отсутствует принцип сохранения количества вещества. Он, не рассуждая, ориентируется на внешние, «бросающиеся в глаза» признаки объектов. 

Ребенок не видит  вещи в их внутренних отношениях, он считает их такими, какими их дает непосредственное восприятие. Он думает, то ветер дует потому, что раскачиваются деревья, а солнце все время следует за ним, останавливаясь, когда останавливается он сам. Ж.Пиаже назвал это явление реализмом. Дошкольник медленно, постепенно переходит от реализма к объективности, к учету других точек зрения и пониманию относительности оценок. Последнее выражается, например, в том, что ребенок, считающий все большие вещи тяжелыми, а маленькие легкими, приобретает новое представление: маленький камешек, легкий для ребенка, оказывается тяжелым для воды и потому тонет. 

Для ребенка, имеющего дооперациональные представления, характерны также нечувствительность к противоречиям, отсутствие связи  между суждениями, переход от частного к частному, минуя общее, тенденция связывать все со всем и др. Такая специфика деткой логики, так же как и реализм, обусловлена главной особенностью мышления ребенка - его эгоцентризмом. Эгоцентризм - особая интеллектуальная позиция ребенка. Он рассматривает весь мир со своей точки зрения, единственной и абсолютной, ему недоступны понимание относительности познания мира и координации разных точек зрения. Эгоцентрическая позиция ребенка хорошо прослеживается в эксперименте с макетом гор. Три горы по-разному выглядели разных сторон макета. Ребенок видел этот горный ландшафт с одной стороны и из нескольких фотографий мог выбрать ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его попросили найти фотографию с видом, открывающемся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал «свой» снимок. Он не мог представить себе, что у куклы другая позиция, и она видит макет по-другому. 

Приведенный пример относится к дошкольникам. Но эгоцентризм - общая характеристика детского мышления, проявляющаяся в каждом периоде  развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок  сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по мере того, как он постепенно ее осваивает. Приливы и отливы эгоцентризма соответствуют той последовательности, в которой нарушается и восстанавливается равновесие. 

Этап дооперациональных  представлений завершается появлением понимания сохранения количества вещества, того, что при преобразованиях одни свойства предмета сохраняются, а другие меняются. Исчезают феномены Пиаже, и дети 7 - 8 лет, решая задачи Пиаже, дают правильные ответы. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции, тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане (поэтому они названы конкретными). Складывающаяся у ребенка примерно к 11 годам система операций подготавливает почву для формирования научных понятий. 

Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет