Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 20:37, дипломная работа
Цель дипломной работы изучить, и рассмотреть этапы развития мышления детей дошкольного возраста.
Объект исследования – развитие мышления детей дошкольного возраста дошкольного возраста.
Предмет исследования – этапы развития детского мышления в исследованиях известных психологов
Гипотеза – интеллектуальное развитие детей можно разделить на этапы, имеющие определенные схожие признаки, и проявления
Мышление — процесс моделирования систематических отношений окружающего мира на основе безусловных положений.
Если смотреть на это понятие с точки зрения психологии, то могут появиться и другие определения данного термина:
Складывающиеся
у детей обобщения имеют форму
образов и используются в процессе
наглядно-образного решения
В раннем детстве
ребенок не только замечает уже имеющиеся
связи между предметами, но начинает самостоятельно
устанавливать новые вязи и отношения,
учитывать их в своих действиях.
В
этот период ребенок активно оперирует
образами – не только воображаемыми
в игре, когда вместо кубика представляется
машинка, а в пустой руке "оказывается"
ложка, но и в творчестве. Очень важно именно
в этом возрасте не приучать ребенка к
использованию готовых схем, не насаждать
собственные представления. В этом возрасте
развитие фантазии и умения генерировать
собственные, новые образы служат залогом
развития интеллектуальных способностей
– ведь мышление образное, чем лучше ребенок
придумывает свои образы, тем лучше развивается
мозг. Многие думают, что фантазия –
это пустая трата времени. Однако от того,
насколько полно развивается образное
мышление, зависит его работа и на следующем,
логическом, этапе. Поэтому не стоит волноваться,
если ребенок в 5 лет не умеет считать и
писать. Гораздо хуже, если он не умеет
играть без игрушек (с песком, палочками,
камушками и т.п.) и не любит заниматься
творчеством! В творческой деятельности
ребенок пытается изображать свои придуманные
образы, ищет ассоциации с известными
предметами. Очень опасно в этот период
"обучать" ребенка заданным образам
– например, рисование по образцу, раскрашивание,
и т.п. Это мешает ему создавать собственные
образы, то есть, мыслить. при недостаточном
уровне развития образного мышления, но
высоком уровне логического последнее
в значительной степени берет на себя
ориентировку в конкретной ситуации, но
предельная обобщенность логического
мышления оборачивается слабостью, порождая
подмену анализа частных закономерностей
- общими, что проявляется в том, что ребенок
не может решить даже простейшую математическую
задачу, пока не выяснит «на что» эта задача,
к какому классу она относится и, следовательно,
какой из известных ему способов решения
должен быть применен.
Таким
образом, можем сделать заключение,
следуя многочисленным аспектам ученых-исследователей,
о необходимости возникновения
и развития в дошкольном возрасте
наглядно-образной формы мышления, обеспечивающей
познание действительности ребенком в
настоящем и формировании в будущем высшей
- словесно-логической (понятийной) формы
мышления.
При этом, наглядно-образное мышление, являясь формой онтогенетически предшествующей формированию понятийного мышления имеет на протяжении дальнейшей после дошкольного периода развития жизни человека неменьшее значение. Всякое мышление совершается в более или менее обобщенных абстрактных понятиях, и во всякое мышление включаются более или менее наглядные чувственные образы; понятия и образ-представления даны в нем в неразрывном единстве.
Психологи отмечают,
что наглядно - образное мышление является
основой для образования
Например, ребенку
предъявляется два одинаковых шарика
из пластилина. Один из них на глазах
ребенка превращается в лепешку.
Ребенка спрашивают, где пластилина
больше: в шарике или лепешке. Дошкольник
отвечает, что в лепешке.
При решении
подобных задач ребенок не может
независимо рассмотреть наглядно происходящие
с объектом перемены (например, изменение
площади) и остающееся постоянным количество
вещества. Ведь для этого требуется
переход от суждений на основе образов
к суждениям на основе словесных понятий.
Также стоит отметить огромную роль развития речи в наглядно-образном мышлении:
Ребенок 3 - 5 лет
не просто активно овладевает речью
- он творчески осваивает языковую
действительность. Он верно улавливает
значения «взрослых» слов, хотя и при применяет
их иногда своеобразно, чувствует связь
между изменением слова, отдельных его
частей и изменением его смысла. Слова,
создаваемые самим ребенком по законам
грамматики родного языка, всегда узнаваемы,
иногда очень удачны и непременно - оригинальны.
Эту детскую способность к самостоятельному
словообразованию часто называют словотворчеством.
Пример такого словотворчества: «От мятных
лепешек во рту - сквознячок», «У лысого
голова - босиком».
То,
что ребенок усваивает грамматические
формы языка и приобретает большой активный
словарь, позволяет ему в конце дошкольного
возраста перейти к контекстной речи (когда
ее содержание раскрывается в самом контексте
и поэтому становится понятным слушателям
независимо от знания или незнания обсуждаемой
ситуации). Ребенок может пересказать
прочитанный рассказ или сказку, описать
картину, понятно для окружающих передать
свои впечатления об увиденном. Его ситуативная
речь еще сохраняется, но в основном в
разговорах на бытовые темы и рассказах
о событиях, имеющих для ребенка яркую
эмоциональную окраску. Достаточно послушать,
как дети пересказывают друг другу мультфильмы
и боевики, пропуская слова, не доканчивая
фразы, перескакивая через целые действия,
и становятся понятны особенности ситуативной
речи.
Вообще
в дошкольном возрасте ребенок овладевает
всеми формами устной речи, присущими
взрослым. У него появляются развернутые
сообщения - монологи, рассказы. В общении
со сверстниками развивается диалоговая
речь, включающая указания, оценку и т.п.
Эгоцентрическая речь помогает ребенку
планировать и регулировать его действия.
В произносимых для себя монологах он
создает план последующих действий, рассуждает
о способах выполнения задачи.
От
выяснения более простых, лежащих
на поверхности связей и отношений вещей
дошкольники постепенно приходят к пониманию
гораздо более сложных и скрытых зависимостей.
Так, трехлетние дети могут обнаружить
только причины, состоящие в каком-либо
внешнем воздействии на предмет (столик
толкнули - он упал), в четыре года дошкольник
начитает понимать, что причины явлений
могут заключаться и в свойствах самих
предметов (столик упал потому, что у него
одна ножка), а уже в старшем дошкольном
возрасте дети начинают указывать в качестве
причин явлений не только сразу бросающиеся
в глаза особенности предметов, но и менее
заметные, но постоянные их свойства (столик
упал, «потому что он был на одной ножке,
потому что там еще много краев, потому
что тяжелое и не подперто»). Путем рассуждений
старший дошкольник может уточнять представления
о причинах явлений и приходить к более
правильному их пониманию.
Ребенок
усваивает все новые и новые
знания, что расширяет круг задач,
доступных его мышлению. Получение
знаний является обязательным условием
развития мышления детей. Решение мыслительных
задач происходит в результате мышления.
Ребенок попросту не поймет объяснений
взрослого, не извлечет никаких уроков
из собственного опыта, если он не сумеет
выполнить мыслительных действий, направленных
на выделение связей и отношений, указанных
взрослым. Когда новое знание усвоено,
оно включается в дальнейшее развитие
мышления и используется в мыслительных
действиях ребенка для решения последующих
задач.
Систематическое овладения
знаниями начинается в процессе школьного
обучения. Но исследования показывают,
что некоторые понятия могут быть усвоены
и детьми старшего дошкольного возраста
в условиях специально организованного
обучения. Непосредственная зависимость
развития мышления ребенка от обучения
позволяет управлять этим развитием, строить
обучение таким образом, чтобы оно способствовало
формированию определенного типа мыслительных
действий. Дошкольный возраст особо чувствителен,
сензитивен к обучению, направленному
на развитие образного мышления, попытки
чрезмерно ускорить овладение логическими
формами мышления в этом возрасте нецелесообразны.
За
значением детского слова в дошкольном
детстве зачастую скрывается обобщенное,
образное восприятие действительности,
так как именно такими понятиями
оперирует детский ум
Высшей ступенью
познания является мышление. Мышление
человека не только включает в себя различные
операции (анализ, синтез, сравнение, абстракция,
обобщение), но и протекает на различных
уровнях, в различных формах, что позволяет
ученым-исследователям говорить о существовании
различных видов мышления. Так, по словам
Карвасарского Б.Д., в зависимости от характера
решаемой задачи, от того, с чем оперирует
мысль, выделяют 3 вида или уровня мышления:
предметно-действенное, или ручное, мыслительные
операции происходят в действиях с конкретными
предметами: наглядно-образное, в котором
основной единицей мышления является
образ; и, наконец, - ведущий для человека
вид мышления - словесно-логическое, или
понятийное/15,314/. Указанные виды мышления
развиваются в процессе онтогенеза последовательно
от предметно-действенного к понятийному.
По словам Урунтаевой
Г.А., в соответствии с переходом
ведущего вида мышления с наглядно-действенного
на наглядно-образный уровень, в отличие
от периода раннего детства, в
дошкольном возрасте мышление опирается
на представления, ребенок может думать
о том, что в данный момент он не воспринимает,
но то, что он знает по своему прошлому
опыту, а оперирование образами и представлениями
делает мышление дошкольника внеситуативным,
выходящим за пределы воспринимаемой
ситуации и значительно расширяет границы
познания
Действуя в
уме с образами, ребенок представляет
себе реальное действие с предметом
и его результат и таким
путем решает стоящую перед ним
задачу. В случаях же, когда свойства
предметов, существенные для решения задачи,
оказываются скрытыми, их нельзя представить,
но можно обозначить словами или другими
знаками задача решается с помощью отвлеченного,
логического мышления, являющегося, по
определению Петровского А.В., наиболее
поздним этапом исторического и онтогенетического
развития мышления, вид мышления, характеризующийся
использованием понятий логических конструкций,
функционирующий на базе языковых средств
- словесно-логическое мышление. По мнению
Ж.Пиаже (1969), Л.С. Выготского (1982), овладение
знаками развития знаково-символической
функции - одно из основных направлений
в умственном развитии ребенка
По замечанию
Поддъякова Н.Н. характеристике отдельных
форм мышления посвящено большое
количество работ, но значительно слабее
изучены особенности перехода от одной
формы к другой - как узлового момента
в развитии мыслительной деятельности
детей, изучение которого может пролить
свет на особенности возникновения и развития
той или иной формы мышленияэ наглядно-образное
мышление - чрезвычайно сложное образование,
выступающее как определенная система
взаимосвязанных разнородных элементов,
ведущими, среди которых являются различные
виды детских представлений и умение оперировать
ими
Так, по замечанию
Рубинштейна С.Л., хотя можно и
нужно различать абстрактное теоретическое
мышление и мышление наглядно-образное,
и они действительно отличаются друг от
друга по тому, что понятие или образ -
являются в них преобладающими, однако,
в реальном мыслительном процессе обычно
в какой-то мере включаются и отвлеченное
понятие, данное в форме слова, и образ
Исследования
уровня развития наглядно-образного
мышления в массовых диагностических
обследованиях детей ежегодно (начиная
с 1979г.) проводимых коллективом сотрудников
под руководством Д.Б.Эльконина, показали,
что дети с высоким уровнем образного
мышления в дальнейшем успешно обучаются
в школе, их умственное развитие в условиях
школьного обучения протекает благоприятно,
а для детей с низким уровнем образного
мышления в последующем был характерен
формализм в усвоении знаний и способов
действий, наблюдали большие трудности
в формировании логического мышления.
И как резюмировал Поддъяков Н.Н., уровень
сформированности наглядно-образного
мышления оказывается важным показателем
готовности ребенка к школе, а уровень
сформированности логического значительно
менее существенен, т.к. нормы и способы,
задаваемые на первом этапе обучения в
школе, весьма просты, для контроля за
их соблюдением вполне достаточен средний
уровень развития логического мышления
Словесно-логическое
мышление
Своеобразие
словесно-логического мышления, по
сравнению с наглядно-
Поэтому главная
цель работы по развитию у детей
словесно-логического мышления
заключается в том, чтобы с
его помощью формировать умение
рассуждать, делать выводы из тех суждений,
которые предлагаются в количестве
исходных, умение ограничиваться содержанием
этих суждений и не привлекать других
соображений, связанных с внешними особенностями
тех вещей или образов, которые отражаются
и обозначают в исходных суждениях.
Развитие словесно-логического
мышления у детей порождает как
минимум два этапа. На первом из них
ребенок усваивает значения слов,
относящихся к предметам и
действиям, научается пользоваться
ими при решении задач, а на втором
этапе им познается система понятий, обозначающих
отношения, и правила логики рассуждений.
Информация о работе Развитие детского мышления в возрасте до 7 лет