Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 95.25 Кб (Скачать документ)

   Необходимо  отметить, что в последнее время  широкое  распространение получил  термин  «коммуникация», наряду с термином  «общение». Впервые термин «коммуникация» [от лат. communicatio от communicare — делать общим, сообщать, беседовать] появляется в научной литературе в начале XX века и рассматривалась зарубежными исследователями в контексте 2 основных общетеоретических построений: 1) бихевиоризма (основой коммуникации является не язык как система, а непосредственные речевые сигналы, манипулируя которыми можно воспитать человека любого склада, представителем этого подхода являлся Д.Уотсон); 2) символического интеракционизма - (персонализма), где коммуникация есть внутренняя метафизическая способность личности открывать в себе чувства другого (Дж. Г. Мид) [33, с. 125].

   После II Мировой  Войны определились два  основных  подхода к коммуникации 1. информационный - рассматривает средства информации  в качестве единственного   стимула и источника социального   развития (Белл, Бжезинский); 2. второй  подход утверждает, что основным  результатом  коммуникации, является  понимание человека другим человеком,  то есть взаимное понимание.

   Некоторые отечественные  исследователи выделяют речевую  коммуникацию и техническую, что  на наш взгляд имеет некое   соответствие с вышеописанными  двумя  подходами к коммуникации. Техническая  представляет собой  совокупность устройств, обеспечивающих  прием и выдачу информации. Компонентами  коммуникации являются: 1) отправитель  сообщения, 2) передатчик сообщения, 3) канал связи, 4) приемник, 5) получатель  сообщения. Речевая коммуникация  включает отправителя речи, получателя  речи, их речевую деятельность  и  сообщение как продукт  речи. Канал  связи здесь соответствует  условиям протекания речевого  действия, передатчик и приемник  — свойствам речевых  механизмов  коммуникантов. В речевом общении принимается во внимание ситуация общения. Таким образом, исследователи (М. Я. Демьяненко, К.А. Лазаренко) выделяют пять основных компонентов в речевой коммуникации:

   1) ситуация общения; 

   2) отправитель речи;

   3) получатель речи;

   4) условия протекания речевого  действия;

   5) речевое сообщение[29, с. 68].

   В условиях учебного  процесса ситуация задается педагогом,  предметом речевой  деятельности  являются мысли, которые  выражаются  в связи с определенными   мотивами в пределах определенной  темы. Побуждение к речи может  быть и  внутренним (исходящим  из потребностей самого человека), и внешним (исходящим  от  другого лица). Сама ситуация может   заключать в себе противоречия, которые  будут решены в  процессе коммуникативного взаимодействия. Такая ситуация называется проблемной. Динамичность ситуации зависит   от активности коммуникантов, их заинтересованности в общении, общности интересов, их отношением друг к другу, к ситуации. 

   Обратившись к  словарю русского языка, получили  следующие определения коммуникации. В словаре русского языка С.И.  Ожегова «коммуникация» растолковывается  как сообщение, общение. Речь  как  средство коммуникации// прил. - коммуникабельный.

   В словаре синонимов  понятия «коммуникация» и «общение»  характеризуются  как близкие  синонимы, что позволяет  считать  эти термины эквивалентными.

   Коммуникация  человека  является составной частью его  деятельности, она позволяет   ему познать мир и общаться  с людьми. Познание и общение, основанные на понимании и обмене мыслями  и чувствами, осуществляются при  помощи речевых и неречевых средств. Речевые средства представлены системой языка, материализованной в лингвистических знаках. Неречевые средства, передающие до 40% информации, воплощаются в неязыковой знаковой системе: мимика, жесты и т.д. (З.М. Цветкова, И.М. Берман, К.А. Лазаревич, и др.)

   С.Г. Якобсон под  осуществлением коммуникации подразумевает,  прежде всего «внутренне смысловое  личностное обращение  человека  к человеку»[16, с. 45].

   В отличие от  предметно-практической деятельности, действие в коммуникации направлено  на установление отношений   между субъектами, а не на создание  овеществленного результата.

   А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации:

   1) побуждение к  действию;

   2) уточнение ситуации  действие;

   3) само действие; свертывание  действия[18, с.98].

   Основной  единицей  коммуникации является речевой   акт. Для того чтобы понять  природу  коммуникации необходимо  рассмотреть  природу речи. Эта  проблема была разработана в  исследованиях  отечественных  педагогов и психологов Л.С.  Выготского, Л.Р. Лурия, А. А. Леонтьева, Л.А. Чистович и др. Наиболее активную работу в области речевой деятельности проводит A.A. Леонтьев. Он выделяет внутреннюю и внешнюю речь и определяет различие структур внешней и внутренней речи. Структура внутренней речи характеризуется эллиптичностью, предикативностью, технике речи свойственна свернутость, может быть эмоционально насыщена. Основными признаками внешней речи, проявляющейся при говорении, является ее озвученность, адекватность ситуации общения, эмоциональная окраска. Особенно важно подчеркнуть тот факт, что любое коммуникативное действие имеет своей отправной точкой внутреннее намерение (интенцию) или внешнее побуждение. Человек начинает говорить, когда ему нужно удовлетворить жизненную потребность, если ему нужно достичь какой-то цели или отреагировать на поставленный вопрос. По мнению A.A. Леонтьева, осуществляя общение, учащийся должен говорить не ради самой речи, а ради того, чтобы оказала нужное воздействие[9, с.75].

   Коммуникативные  способности – это комплексное   многоуровневое личностное образование,  совокупность коммуникативных характеристик   личности, а также ее социально-перцептивные  и операционно-технические знания  и умения, обеспечивающие регуляцию   и протекание деятельности общения. 

   А.А. Кидрон под коммуникативными способностями понимал «общую способность, связанную с многообразными подструктурами личности и проявляющуюся в навыках субъекта общения вступать в социальные контакты, регулировать повторяющиеся ситуации взаимодействия, а также достигать в межличностных отношениях преследуемые коммуникативные цели»[23, с.33].

   Автор считает,  что способность личности к  коммуникации в наиболее общем   виде выражается в способности  устанавливать  социальные контакты  с другими людьми, способности  входить в разные роли, способность  приходить к  взаимопониманию  в разных условиях интеракции  и на разных уровнях обмена  информации.

   Коммуникативные  способности – это во многом  степень  успешности использования  вербальных и невербальных средств  общения, т.к. по словесному  каналу передается чистая информация, а по невербальному –  отношение  к партнеру по общению.

   Невербальное  поведение  человека неразрывно связано   с его психическими состояниями   и служит средством их выражения.

   На  основе невербального  поведения  раскрывается внутренний  мир личности, осуществляется формирование  психического содержания общения  и совместной деятельности.

   Коммуникативные  навыки и общение как таковое   – многоплановый процесс, необходимый   для организации контактов между   людьми в ходе совместной деятельности.

   Функции общения  многообразны. Их можно выявить   при сравнительном анализе общения   человека с разными партнерами, в  различных условиях, в зависимости   от используемых средств и  влияния  на поведение и  психику участников общения.

   В системе взаимосвязей  человека с  другими людьми  выделяются такие  функции  общения, как информационно-коммуникативная,  регуляционно-коммуникативная и аффективно-коммуникативная.

   Информационно-коммуникативная   функция общения – это, по  сути, передача и прием информации, как  некоего сообщения. В  нем имеют  место два составных  элемента: текст (содержание сообщения)  и отношение  к нему человека (коммуникатора). Информационно-коммуникативная   функция общения хорошо представлена  в известной модели Г.Лассуэлла, где в качестве структурных единиц выделяются такие звенья, как коммуникатор (кто передает сообщения), содержание сообщения (что передается), канал (как передается), реципиент (кому передается). Эффективность передачи информации может выражаться степенью понимания человеком переданного сообщения, его принятия (отвержения), включая новизну и актуальность информации реципиента[6, с.87].

   Регулятивно-коммуникативная   функция общения направлена на  организацию  взаимодействия  между людьми, а также  на  коррекцию человеком своей   деятельности или состояния. Эта   функция признана соотносить  мотивы, потребности, намерения,  цели, задачи, предполагаемые способы  деятельности участников взаимодействия, корректировать ход выполнения  намеченных программ регулировать  деятельность. Показателем  эффективности  реализации этой функции  общения  служит степень удовлетворенности   совместной деятельностью и общением, с одной стороны, и их результатами  – с другой.

   Аффективно-коммуникативная   функция общения представляет  собой  процесс внесения изменений  в  состояние людей, что возможно  и  при специальном (целенаправленном), и при непроизвольном воздействии.  В первом случае сознание и  эмоции изменяются под влиянием  заражения (процесса передачи  эмоционального состояния  другими  людьми), внушения или убеждения.  Потребность человека в изменении   своего состояния проявляется  у  него как желание выговориться, излить душу и т.п. Благодаря  общению  у человека меняется  общий настрой, что соответствует  информационной теории систем. Само  общение может, как усиливать,  так и снижать  степень психологического  напряжения.

   В ходе общения  действуют механизмы  социальной  перцепции, люди лучше узнают  друг друга. Обмениваясь впечатлениями,  они лучше начинают разбираться   в себе, учатся понимать свои  достоинства  и недостатки. Общение  с реальным партнером, как отмечалось  ранее, может  осуществляться  с помощью разнообразных  средств  передачи информации: языка, жестов, мимики, пантомимики и др. Люди  различаются между собой  по  умению пользоваться этими средствами. Нередко в разговоре слова   имеют меньшее значение, чем интонация,  с которой они произносятся. То  же можно сказать и о жестах: порой всего лишь один жест  может полностью изменить смысл  произнесенных слов.

   Проблема  организации  эффективного общения  может  быть решена не только просвещением  людей и повышением общей культуры  общения, но и специальным тренингом   общения, в первую очередь профессионально   направленным. Он предполагает обучение  правилам общения, выделение ориентировочной   основы последнего и построение  стратегий  с использованием  разных видов обратной связи  в общении. Особенно важен   тренинг в представительском   общении и общении, нацеленном  на быстрое освоение профессиональной  деятельности. Человек с детства   учится общению и овладевает  разными  его видами в зависимости  от среды  обитания, от людей,  с которыми взаимодействует, причем  происходит это стихийно, на основе  житейского опыта. В большинстве   случаев такого опыта бывает  недостаточно для овладения для  овладения  некоторыми профессиями  (педагога, актера, диктора, следователя). Традиции овладения  профессиональными  особенностями  общения распространяется  на такие  профессии, как  коммерсант, агент  туристического  бюро и др. Чтобы  понять  причины важности обучения профессиональным  приемам общения, следует обратиться  к тем трудностям, которые встречаются   в процессе межличностных контактов.

   Трудности общения  могут быть рассмотрены  с  позиций различных отраслей психологии: общей, возрастной и педагогической, социальной, психологии труда, юридической,  и медицинской психологии индивидуальных  различий.

   Во  время общения  у его участников наблюдаются  различные состояния, у каждого  проявляются те или  иные  психические свойства личности[7, с. 56].

   С позиций общей  психологии мы вправе не только  исследовать типичные для   всех нормальных людей феномены  общения, закономерности и механизмы  его  протекания, но и выявлять  трудности  общения, т.е. те  характеристики психических   процессов, состояний и свойств   личности, которые не отвечают  критериям  психологически оптимального  общения.

   Какое общение  считается психологически оптимальным?  По нашему мнению, психологически  оптимальным общением является  в  том случае, если реализуются  цели участников общения в  соответствии с мотивами, обусловливающими  эти  цели, и с помощью таких  способов, которые не вызывают  у партнеров  чувства неудовлетворения.

   При этом было  бы ошибочно полагать, что   психологически оптимальное общение   – это непременно своеобразное  слияние  умов, чувств, воли его  участников. Психологически оптимальным  может быть и общение, в котором  партнерам удается  сохранить  желаемую для каждого  из  них субъективную дистанцию.

   Поскольку общение  – это взаимодействие, по крайней  мере, двух людей, то трудности   при его протекании (имеются   в виду субъективные) могут быть  порождены одним участником или  сразу обоими. И следствием их  обычно оказывается полное или  частичное недостижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало.

   Психологическими  причинами этого могут быть: нереальные  цели, неадекватная оценка партнера, его  способностей и интересов,  неверное представление своих  собственных  возможностей и  непонимание характера  оценки  и отношения партнера, употребление  не подходящих к данному случаю  способов обращения с партнером[19, с. 43].

   При изучении трудностей  общения существует опасность  сведения их многообразия только  к неудобствам, связанным  с  плохим владением техникой взаимодействия, или к сложностям, возникающим   из-за слабого развития социально-перспективных   функций. В действительности же  эта  проблема приобретает  глобальный характер и охватывает  фактически все аспекты  общения.

Информация о работе Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте