Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 95.25 Кб (Скачать документ)

   3 этап – этот  работа над отдельными  эпизодами  в форме этюдов с  импровизированным  текстом. Сначала  участниками  становятся самые  активные  дети, постепенно вовлекаются   в процесс все члены коллектива. Чувствуя поддержку педагога, дети  действуют естественно и уверенно, а их речь становится разнообразнее   и выразительнее.

4 этап – поиски музыкально-пластического   решения отдельных эпизодов, постановка  танцев (если есть необходимость). Создание вместе с детьми эскизов   декораций и костюмов.

   5 этап - переход к  тексту пьесы,  отрывок повторяется  много раз  разными исполнителями,  что позволяет  детям довольно  быстро выучить  все роли. Уточняются обстоятельства  каждого эпизода (где, когда,  в какое время, зачем) и подчеркиваются  мотивы поведения каждого действующего  лица (для чего? С какой целью?). 

   Дети  оценивают  игру разных исполнителей, а педагог  намечает 2-3 исполнителя, способных  справиться с конкретной ролью.

   6 этап - это работа  над ролью.  Нельзя навязывать  детям логику  действия другого  человека или  свои образы, дети играют самого  себя основываясь на личном  эмоциональном опыте и памяти, вспоминая ситуации из своей жизни, когда ему приходилось пережить чувства схожие с чувствами героя. Очень важно добиваться взаимодействия с партнерами, умения слышать и слушать друг друга и соответственно  менять своё поведение.

   7 этап – репетиции  отдельных  сцен спектакля  в разных составах. Дети не  должны повторять позы, жесты,  интонации других исполнителей, а искать свои варианты. Учить   размещаться по сцене, не сбиваясь, не загораживая друг друга.

   8 этап – проходят  репетиции  всей пьесы целиком  (1-3 раза) с  использованием подготовленных  для спектакля декораций, бутафорией  и реквизитом, элементами костюмов, которые помогают в создании  образа. Репетиция идет с музыкальным  сопровождением. В процессе репетиции уточняется темпоритм спектакля, закрепляются обязанности детей в подготовке реквизита и смене декораций.

   9 этап - генеральная  репетиция в  костюмах. Первые  зрители педагоги - строгие и объективные.  Премьера  – дети на практике  начинают  понимать, что такое  коллективность  театрального искусства,  как от  внимания и ответственности  каждого  исполнителя зависит  успех спектакля.  И только  на следующий день  в беседе  выясняется насколько  критически дети могут оценить свои успехи и неудачи. Педагог старается указать на промахи и недостатки, но в то же  время похвалить детей и отметить  удачные и интересные моменты выступления.

   10 этап – заключительный. Это повторные  показы спектакля  в разных  составах. Задача педагога  – раскрыть  индивидуальность  ребенка, научить  его искать  свои выразительные  средства. Для того, чтобы интерес к занятиям не ослабевал, чтобы в каждом из них дети видели  смысл и могли реализовать полученные знания, берется театральная постановка. Это служит мотивацией  и дает перспективу показа  приобретенных навыков перед зрителем. Текст пьес, выбираемых  для работы, является основой занятий и по развитию речи, и по сценическому мастерству. Из игр и этюдов постепенно  создается спектакль. Работа над ним объединяет детей, дает  понятие о чувстве партнерства,  взаимовыручки, снимает скованность,  ускоряет процесс овладения навыками  публичных выступлений, помогает  перешагнуть через «я стесняюсь», поверить в себя.

   Вывод. На протяжении  всего эксперимента для  контроля  мы использовали метод наблюдения. Наши воспитанники стали более  раскрепощенными, стали более  ясно высказывать  свои мысли.

   Подводя итоги  нашего исследования, мы можем   сделать вывод, что задачи решены. Действительно, театрализованная  деятельность, как разновидность  социокультурной  деятельности  оказывает благоприятное  влияние  на развитие коммуникативных   способностей старших дошкольников, способствует активизации мышления, развития речи.

 

 

 

   Заключение.  

   Доказано, что язык  занимает чрезвычайно важное  место в развитии ребенка. Только  через родной язык дитя входит  в  мир окружающих его людей.  Хорошее  знание языка ребенку  необходимо для общения и взаимодействия  с окружающими, изучения других  предметов, овладения программой  детского сада, а в последующем  – школы. 

   По  определению  известного психолога  Р.С.  Немова коммуникативные способности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность. Поэтому актуальность данного исследования не может подвергаться  сомнениям. [31, с. 94]

   Безусловно, при наличии  определенных условий, планомерной  работе, включение детей  в  социокультурную деятельность позволяет  им в интересной форме  с  опорой на ведущую деятельность - игровую, расширить свой коммуникативный   опыт и опробовать его в  этой деятельности. Ребенок начинает  чувствовать, что  прекрасное  может быть и то, что  не  всегда понятно и обычно. Осознает, что не существует истины одной  для  всех, ребенок учится уважать  чужое  мнение, быть терпимым  к различным  точкам зрения, учится преобразовывать  мир,  задействуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми. Формируется думающий, чувствующий, любящий и активный человек, готовый к творческой деятельности в любой области.

   На  занятиях дети  играют, творят, создают, получают  удовольствие от процесса, тем   более, что каждый из них играет именно того, кого он хочет.

   Для успешной работы  по данной проблеме мы использовали  творческий потенциал  ребенка,  опираясь на его природные   склонности. Нашли формы, которые   способствуют формированию у  детей  дошкольного возраста  навыков общения, чтобы понимать  чувства других людей  и  адекватно на них реагировать.

 

   .  

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

   1.  Арушанова, А. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками: семинар-практикум для воспитателей / А. Арушанова //  Дошкольное воспитание. – 2001. – № 5 – С. 51-59.

   2. Александрович И.В.  Внешкольные  учреждения –  открытая социально-педагогическая  сиcтема. – 1998. - №1.

   3.  Бережковская, Е. Ребенок как целостность: новые подходы к определению уровня психологического развития дошкольника/Е. Бережковская // Школьный психолог. – 2005. - № 5.

   4.  Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. - М.: МГУ, 1968. - С. 117.

   5.  Бабко Т.Т., Саучанка Я.А. Дзейнасць педагога-культуролага// Народнаяасвета 1998 г. № 2.

   6.  Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Спб.:Питер, 2008. 

   7.  Внешкольное  учреждение как открытое социально-педагогическая  система (опыт и проблемы) / Под  редакцией Литвиновича В.Г. / Мн., 2000.

   8.   Выготский  Л.С. Собрание сочинений в 6 томах. М.: Педагогика, 1984 . т.1.

   9.  Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб.пособие. - М. - Ростов- н/Д.: ТЦ «Учитель», 1999. - 560 с.

   10. Гаврилушкина, О. Развитие коммуникативного  поведения дошкольников в условиях  детского сада / О. Гаврилушкина // Ребенок в детском саду. – 2003 – № 2 – С. 12-16.

   11. Горохова Л.А., Макарова  Т.Н. Музыкальная и театрализованная  деятельность в ДОУ: Интегрированные  занятия / Под ред. К.Ю. Белой - М: ТЦ Сфера, 2005.-64с.

   12. Горшкова, Е. Учите  детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное  воспитание. – 2000. – № 12.

   13. Горшкова Е.В.  От жеста к танцу. Словарь  пантомимических и танцевальных  движений для детей 5-7 лет. Пособие  для музыкальных руководителей  ДОУ. –М .: Издательство «Гном  и Д», 2004.-144с.

   14.Даренская, Л. Воспитание культуры общения/Л. Даренская// Ребенок в детском саду. – 2002. – № 1.

   15. Дети, которых не понимают взрослые: тактика общения// Дошкольное воспитание. – 2002. – № 9.

   16.Дзюба П.П. Сказка на сцене: сказки  – мюзиклы, пасхальные и рождественские  постановки/ П.П. Дзюба.- Ростов н/Д:  Феникс,2005.-224с.

   17. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М., 1980.

   18. Зазульская, О. В. Формирование доброжелательных отношений между дошкольниками / О. В. Зазульская // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – С. 2-8.

19. Зарецкая Н.В. С танцами и песней встретим праздник вместе. Сценарии музыкальных сказок  для дошкольников / Художник Куров В.Н.-Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг,2003.-128с.: ил.-(Детский сад: день за днем. Музыкальная  минутка)

   20. Зинченко, Л.  Попробуйте договориться: организация общения детей в малых группах / Л. Зинченко // Дошкольное образование. – 2001.– № 22.  – С. 19.

   21.  Итерн В. Одаренность детей и подростков и методы ее исследования. - М., 1926. - С. 18.

   22. Кидрон А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование: Дис.  канд.психол.наук. СПб., 1991.

   23. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Основы социально-культурной деятельности / Т.Г Киселева. -М.: МГУК, 1995. - С. 10.

   24. Ковалев А.Г. Психология личности. - М.: Издательский центр «Академия», 1989. - С. 255..

   25. Коноваленко С.В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. Комплекс коррекционно-развивающих занятий и психологических тренингов. Картинный материал (приложение) - М.: «Издательство Гном и Д», 2001.-48с.

   26. Корчак Я. Воспитание личности. - М., 1970. - С. 57.

   27.Кравцова  Е. Ребенок внутри общения:  как дети дошкольного возраста  общаются друг с другом / Е.  Кравцова// Дошкольное образование.  – 2005. – № 4. – С. 6.

   28.Леонтьев  А.Н. Избранные сочинения в двух томах. М., 1982.

29.Лисина  М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина; под ред. Рузской А. Г. – М.- Воронеж, 1997. – 384 с.

   30.Мясищев В.Н. Психология отношений. Под ред. А.А. Бодалева. М, 2004.

   31.Немов Р.С. Психология. В 3 кн. – М., Владос, 2000, кн. 1: Общие основы психологии  – 688с.

   32.Пазухина  И. А. Развитие навыков общения у детей младшего дошкольного возраста / И. А. Пазухина // Дошкольная  педагогика. – 2004. – № 3 – С.36 – 39.

   33. Песталоцци И.Г. Избранные пед. произведения. - М., Педагогика, 1981. - Т.1.

   34.Психолог  в детском саду: руководство для работы практического психолога // Дошкольное образование. – 2003. –    № 5.

   35. Психологические исследования общения/Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1985.- 290 с.

 

 


Информация о работе Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте