Преобладание общества
сверстников, в котором формируется
субкультура и личность участника,
является важнейшим фактором, определяющим
нравственные ориентиры творчества.
В данном случае качества, вырабатываемые
в процессе приобретения творческого
опыта, становятся движущей силой
развития как проявление индивидуальных,
личностных и характерологических особенностей
личности[13, с.206].
Вывод. Для детей
дошкольного возраста характерна
недостаточная сформированность дифференциации
эмоциональных состояний и саморегуляции,
адекватной оценки своего места в мире
взрослых и соответственно недостаточное
развитие коммуникативных способностей
и возможностей. Небольшой объем мимических
и пантомимических средств, слабость артикуляционной
и тонкой моторики и, наконец, довольно
распространенные в настоящее время проблемы
в развитии речевых функций также снижают
коммуникативные возможности детей дошкольного
возраста.
Для успешной работы
по данной проблеме необходимо
использовать творческий потенциал
ребенка, опираясь на его природные
склонности. Найти формы, которые
способствуют формированию у
детей дошкольного возраста
навыков общения, чтобы понимать
чувства других людей и
адекватно на них реагировать.
Развитие коммуникативных
способностей могут осуществляться
по многим направлениям.
Глава 2. Социокультурная
деятельность как средство развития
коммуникативных способностей.
2.1 Диагностика
развития коммуникативных способностей
детей
Итак, с целью обеспечения
индивидуализации и дифференциации
способностей ребёнка проводилась
диагностика исходных уровней
развития коммуникативной сферы
детей. Используемые методы и
методики можно условно разделить
на объективные и субъективные. К объективным
методам можно отнести те, которые позволяют
зафиксировать внешнюю воспринимаемую
картину взаимодействия детей в группе
сверстников. Подобная картина, так или
иначе отражает характер их взаимоотношений.
При этом констатируются особенности
поведения отдельных детей, их симпатии
или антипатии. Нами был применен метод
наблюдения.
Субъективные методы
направлены на выявление внутренних
глубинных характеристик отношения
к другим детям, которые всегда
связаны с особенностями его
личности и самосознания. На первом
этапе было использовано несколько
методов с целью выявления уровня развития
коммуникативных навыков.
Методика 1. Для определения
способности вступать в контакт,
смело взаимодействовать со взрослыми
(социальной смелости) мы использовали
следующий вид диагностики.
Для этой цели
подготавливается следующий
материал: по два листа бумаги
для протоколов на каждого
ребенка, где записывается
его имя, фамилия, дата. Один
протокол получает тот взрослый,
к кому будет обращаться ребенок,
другой остается у воспитателя,
куда он заносит все действия
ребенка, начиная с принятия
им задания и заканчивая
содержанием второго протокола.
На индивидуальное обследование
детей отводится на два-три
дня. Педагог заранее предупреждает
коллег, согласившихся принять участие
в эксперименте: следует не только
выслушать ребенка, но и задавать
встречные вопросы, отвечать на
поставленные.
Ход обследования.
Воспитатель собирает всю группу
и спрашивает, к примеру, кто
пойдет к медицинской сестре
и спросит её от имени воспитателя,
можно ли сегодня, в эту непогоду
пойти на прогулку. (В протоколе
фиксируются фамилии всех, кто
изъявил желание). Аналогичное задание,
но, разумеется, другого содержания и обращенное
к другому сотруднику получают остальные
участники.
Что заносится
в протокол.
1. Вызвался ли выполнить
поручение сам ребенок или
его попросили; как он отреагировал
на просьбу. Важно учитывать
следующее: а) ребенок должен
знать, куда и к кому он
идет; б) тот, к кому его направляют,
в этот момент должен находится
на своем рабочем месте.
2. Как ведет себя
второй экспериментатор? Поздоровавшись
с ребенком, выслушав его, спросив как
зовут, из какой он группы, как зовут
его воспитателя, отвечает на поставленные
вопрос. По уходе дословно записывает
ход встречи.
По возвращении
ребенка в группу воспитатель
спрашивает, как прошла встреча.
Обработка данных.
Высокий уровень: сам вызвался
выполнить поручение, передал
информацию и ответил конкретно
на все вопросы взрослых; выполнил
задание, но по поручению педагога.
Средний уровень: сам вызвался
выполнить поручение, но информацию
передал не совсем точно. Низкий
уровень: не изъявил желания,
информацию передал неточно; отказался
выполнить поручение.
Методика 2. Для выявления
в общении эмоциональной окрашенности,
экспрессивности, динамичности возможен
следующий метод диагностики.
Обследование проводится
подгруппами – по семь детей
– и требует подготовки. Речь
идет об инсценировке – «силами»
кукол – рассказа В. Бианки
«Хитрый лис и умная уточка».
Цель: спровоцировать реакцию на
действия персонажей – защитить
уточку, предупредить ее об опасности.
Все наблюдения заносятся в
протокол, заведенный на каждого
ребенка: количество высказываний,
в том числе и эмоциональных,
быстрота реакции на сложившуюся
ситуацию (выступил в числе
первых или последним, вместе
во всеми или молчал). Все наблюдения заносятся
в протокол, подготовленный на каждого
ребенка, в графы «Количество высказываний»,
«Эмоциональная окрашенность», «В числе
первых», «Со всеми», «Не высказался».
Обработка данных.
Высокий уровень: ребенок активен,
эмоционален, высказывается в
числе первых. Средний уровень:
активен, эмоционален в меньшей
степени, высказывается о поступках
персонажей вместе со всеми. (Отметим:
если в ситуации опасности,
грозящей уточке во втором
или третьем случае, ребенок включается
в число первых, можно считать: уровень
высокий.) Низкий уровень: в ситуацию включается
всегда последним или вовсе не реагирует
на происходящее действие.
Методика 3. Для определения
умения ориентироваться в социальной
ситуации и понимать поведение
других людей (проницательность).
Обследование проводится в два
этапа. Первый – чтение сказки братьев
Гримм «Заяц и Ёж»; второй – индивидуальная
беседа по содержанию сказки: ее проводят
двое взрослых – один задает вопросы («О
чем договорились Ёж и Заяц? Кто победил
в соревновании? Кто в действительности
быстрее бегает? Кто более привлекателен
– Ёж или заяц? Почему? Почему Ёж обманул
Зайца?»), второй записывает ответы в протокол.
Обработка данных.
Высокий уровень: ребенок отвечает
на все вопросы. Средний: принимает,
понимает поступок Ёжа, но не
в состоянии точно охарактеризовать
ситуацию. Низкий уровень: а) не
понимает сути поступка героя
(почему Ёж обманул Зайца), но
при этом импонирует ему; б)
поступок Ежа оценивает отрицательно.
Таким образом,
мы видим, что высокий уровень
развития коммуникативных способностей
обнаружен у небольшого количества
испытуемых, что свидетельствует
о низком уровне коммуникативной
компетентности.
В ходе наблюдени
был сделан вывод, формирование и развитие
коммуникативных способностей детей 4-6
лет будет успешным, если:
-
будет рассматриваться в качестве
одной из целей воспитательно-образовательного
процесса в учреждении дошкольного образования,
а также во внешкольных учреждениях.
- если
занятия социокультурной деятельностью
будут выступать в качестве
средства формирования коммуникативных
способностей.
-
будут выявлены уровни развития
коммуникативности детей 4-6 лет, обеспечивающие
поэтапную реализацию задач исследования.
С целью подтверждения
гипотезы нами была разработана
программа развития коммуникативных
способностей детей старшего
дошкольного возраста средствами
социокультурной деятельности.
2.2 Формы
и методы развития коммуникативных
способностей детей дошкольного
возраста средствами социокультурной
деятельности
Следующим этапом
стало проведение коррекционной
работы, направленной на развитие
эмоциональной и коммуникативной
сферы. Её основой стал синтез
занятий по обучению общению,
музыкально-театральной деятельности.
В качестве основных методов
и приемов на занятии в
различной последовательности использовались:
- коммуникативные игры.
- беседы на различные темы.
- театрализованные игры.
Цель данной методики
состоит в оказании практической помощи
детям в социальной адаптации: устранении
искажений эмоционального реагирования
и стереотипов поведения, реконструкции
полноценных контактов ребёнка со
сверстниками, а также в определении возможных
путей решения следующих задач:
1. Развитие интереса
к окружающим людям, стремления
их понять, потребности в общении.
2. Развитие у
детей на конечном этапе навыков
общения, знаний о нормах и
правилах поведения.
3. Развитие игровых
умений, навыков адекватного поведения,
воображения и творческих способностей.
4. Формирование у
детей положительного отношения
к окружающим, правильной самооценки
и сбалансированности эмоциональных
состояний.
5. Обучение искусству
общения в различных формах
и ситуациях
Указанные цели
и задачи достигнуты в ходе коррекционно-развивающих
занятий, проводимых раз в неделю для старших
дошкольников с различным уровнем
развития (группами не более 6-7 детей).
Их продолжительность составляла 30-40 минут.
Обогащение педагогического процесса
семиотикой цветовой гаммы (все пособия
раскрашены в определённые цвета, даже
если цвет не несёт определённой функциональной
нагрузки) даёт дополнительные возможности
для более успешной работы.
При разработке
собственного занятия по развитию
коммуникативных способностей
детей бралась за основу программу
А. Е. Рыбак “Вместе”, в которой автор
основной акцент делает на развитии эмоциональной
и коммуникативной отзывчивости детей
на различные средства художественной
выразительности. Так, на занятиях и
вне их обязательно должны быть созданы
условия для художественного освоения
ребёнком окружающей действительности.
К ним относятся пение, пластические движения
под музыку, речевая художественная деятельность,
совместные детские импровизации, игра
со словом и звуком. В этих условиях с изменением
среды и форм общения у детей происходило
разрушение неадекватных стереотипов
поведения.
Большое внимание
уделялось формированию дружеских и тёплых
отношений детей друг к другу, считая,
что много здесь зависит от чуткого педагога,
который должен обучать детей позитивным
приёмам общения, учить анализировать
причины конфликтов и вырабатывать умение
самостоятельно их регулировать.
При разработке комплекса
занятий по развитию коммуникативных
способностей мы обратили внимание на
театральную деятельность, поскольку
анализ современной научно-методической
и практической литературы, посвященной
театральной деятельности, показал,
что, действительно, театрализация
развивает личность ребенка, прививает
устойчивый интерес к литературе,
театру, совершенствует навык воплощать
в игре определенные переживания, побуждает
к созданию новых образов, способствует
развитию коммуникативных способностей
– умению общаться с другими
людьми, отстаивать свою точку зрения,
опираясь на правила речевого общения.
Наконец, театрализация
используется в интересах
речевого развития ребенка. Эмоциональное
воздействие произведений театрального
искусства стимулировало усвоение
языка, вызывало желание делиться впечатлениями.
Являясь наиболее
распространенным видом детского
творчества, театрализованная деятельность
многофункциональна, а так же
рекомендована в детских дошкольных
учреждениях.
Преодолевая пространство
и время, сочетая возможности
нескольких видов искусства –
музыки, танца, литературы и актерской
игры, театр обладает огромной
силой воздействия на эмоциональный
мир ребенка. Занятия сценическим
искусством не только вводят
детей в мир прекрасного, но
и развивают сферу чувств, будят
сочувствие, сострадание, развивают
способность поставить себя на
место другого, радоваться
и тревожиться вместе с
ним. И главное оно способствует
формированию личности ребенка,
вырабатывая определенную систему
ценностей, чувство ответственности
за общее дело, вызывает желание
заявить о себе в среде сверстников
и взрослых.
Казалось бы, неся
в себе такой положительный
импульс, театральная деятельность
должна широко использоваться
в работе с детьми. Однако воспитание
детей средствами театра медленно
и не всегда успешно реализуется
на практике. Часто театр превращается
в мероприятие необязательное,
вспомогательное, способное лишь
развлечь. На эти просчеты указывают
педагоги, долгое время занимающиеся
вопросами театральной деятельности
дошкольников, такие, как Н.Ф. Сорокина,
М.Д.Маханёва, Т.И.Петрова, Л.В.Артемова.
В связи с этим
проблема, с нашей точки зрения,
заключается в необходимости
осознать, что такой вид детской
деятельности, как театрализация,
создает максимально благоприятные
условия для развития коммуникативно-речевой
активности у детей дошкольного
возраста и закладывает основу
для формирования необходимых
коммуникативных способностей.