Однако задачи
коммуникативного развития дошкольника
не исчерпываются умением элементарно
осознавать факты слышимой речи
и словесно формулировать
мысль. Ребенка надо научить
не только отвечать на вопросы взрослого,
но и самому их задавать, инициативно высказываться,
налаживать взаимодействие, устанавливать
с окружающими доверительные, личностные,
эмоционально положительные контакты,
вежливо вести спор, поддерживать содержательный
разговор, беседу.
В современной
педагогической науке аспект
обучения и воспитания, связанный
с формированием коммуникативных
способностей ребенка, начал интенсивно
развиваться сравнительно недавно
(О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов).
Дело в том, что в последние десятилетие
на педагогические подходы существенное
влияние оказало развитие отдельных теорий,
школ, направлений в науках, смежных
с методикой обучения языку и развития
речи, в том числе это теория речевого
общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов)
и теория коммуникации или речевой деятельности
в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев,
А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных
областей научного знания позволил сформулировать
важнейшие методологические подходы
к обучению языку и речи, освоению речевой
деятельности и общения: коммуникативный,
деятельностный и комплексный подходы.
Известно, что любые
виды деятельности детей, в
том числе учебная, и их общение
с другими людьми переплетены в жизни
самым тесным образом и фактически не
могут существовать отдельно. От того,
как организовано общение детей, зависит
результат обучения, которое зачастую
требует постоянного взаимодействия
детей и взрослых. В свою очередь ход
и успешность обучения постоянно и
неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую
активность и многие характеристики коммуникативной
деятельности детей.
Стало очевидным,
что нельзя обучать речи, не
учитывая воспитательные возможности
общения. Важным условием успешного
формирования культуры речевого общения
и поведения дошкольников является соответствующая
воспитанность их эмоциональной сферы,
которая проявляется в том, умеет ли
ребенок сопереживать другим людям,
чувствовать чужую боль или радость;
находить общий язык и взаимодействовать
с окружающими; добиваться успеха, сообразуя
свои интересы с интересами и потребностями
других[4, с.97]. Безусловно, к успешному
результату приводит не всякое общение
с ребенком, а только организованное в
соответствии с нравственными принципами.
Оно должно сопровождаться, с одной стороны,
воспитанием внимания к другим людям,
а с другой – сообщением ему нужных знаний
по культуре человеческого общения.
Известно, что нельзя
обучать детей общению, не включив
их во взаимодействие друг с другом, не
обусловив речевое действие и поведение
какой-то другой деятельностью (игровой,
практической, познавательной и т.д.); не
уточнив ситуацию общения, не создав потребности
и мотивации у каждого ребенка вступить
в него. Среди различных форм взаимодействия
с детьми специалисты называют театрализацию
(в частности, театрализованные игры),
занятия по развитию речи.
- Социокультурная среда и ее компоненты
Социокультурная
среда и деятельность связанная
с ней являются условием для проявления
самостоятельности личности при выборе
способов реализации своих способностей
и задатков. Деятельность человека в социокультурной
сфере предполагает приобщение к духовным
ценностям, реализацию нравственно-эстетических
норм культуры в разнообразных видах деятельности,
формах общения и поведения. Успешность
поиска молодым человеком своего места
в жизни через деятельность в социокультурной
среде зависит от того насколько цель
этой деятельности воспринимается им
как своя.
С давних времен
люди стремились к самоутверждению
и реализации своих способностей
через творчество, которое является
одним из компонентов социокультурной
среды. Ведь именно в процессе
социокультурной деятельности происходит
развитие всех лучших качеств личности,
их совершенствование.
В наши дни, социокультурная
среда, как фактор, влияющий
на распространение и создание
культурных ценностей, а также
на формирование и реализацию
духовно-эстетических интересов, стала
одним из основных условий социализации,
инкультурации и самореализации личности.
Социокультурная
среда – это социальное пространство
культурной деятельности в целом[24,
с. 84].
В зависимости
от культурного материала, с
которым человек имеет дело
в рамках социокультурной среды
(т.е. предмета его деятельности)
и сферы активности человека,
можно выделить следующие
ее составляющие — поля жизнедеятельности:
1. Культурно-историческое
наследие (или историческая среда
обитания человека, мера ее освоения
и востребованности);
2. Художественная
среда обитания человека, обеспечивающая
соответствующие формы его активности
по освоению и развитию предметов
и ценностей художественной культуры,
качество его художественной
жизни;
3. Социально-психологическая
среда обитания (характер межличностных
отношений ближайшего окружения,
форм и способов совместной
жизнедеятельности людей — их
производственные и семейные, формальные
и неформальные связи и отношения);
4. Духовно-нравственная
среда обитания (как в форме
общественной морали, так и на
интесубъективном уровне — как внутриличностное
содержание духовно-нравственных ценностей,
норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);
5. Политическая
среда обитания (характер и содержание
политической жизни, условия и
возможности участия человека
в общественно-политической деятельности);
6. Экологическая
среда обитания (состояние природного
окружения, а также ценностное
и деятельностное самоопределение
человека в природном мире)[15, с. 235].
В структуру социокультурной
среды входят также учреждения
социокультурного типа, это –
ЦВР (Центры внешкольной работы),
КВР (Комплекс внешкольной
работы), Дворцы культуры, Дворцы
детей и молодежи, которые занимаются
организацией досуга детей и подростков
различных возрастов.
Социальное развитие
личности связано с основными
этапами ее творческого роста
в культурно-досуговой деятельности.
Первоначально заложенные в ней
возможности изменяются в соответствии
с личностным смыслом человека.
Развитая личность, как отмечал
С.Л. Рубинштейн, есть развитая
сущность исходной сущности человека.
Определяющие детерминанты этого
процесса, очевидно, заложены не
в каких-то одних потенциалах,
а в их совокупности, включающей
деятельность, культуру, индивидуальность
и духовный мир личности. Эти
исходные положения помогут нам
выявить совокупность социально-педагогических
факторов, которые определяются
механизмами творческого развития.
Оптимальное совершенствование
творческих способностей происходит
в той среде, которая наиболее
благоприятна для личности. Социокультурная
среда предполагает наличие трех
обязательных элементов: субъектов
социотворческого процесса, творческой
общности (студии, клуба, группы), самого
процесса творческой деятельности на
всех ее этапах, а также объективных условий
для осуществления творчества[3, с. 95]. Понятие
"социокультурная среда" имеет и
более широкое значение, подразумевающее
макросреду, в которой действуют социально
обусловленные факторы и закономерности.
Есть и другое,
сравнительно узкое значение
этого понятия как сферы действия
малых групп и входящих в
нее личностей. В число составных
элементов микросреды включается
пространство деятельности и
общения. Эти малые социальные
сферы проявляют индивидуальные
особенности личности и как
бы преломляют в себе действие
общих условий, "образуя комплекс
материальных, духовных и личностных
факторов, которые определяют
ее свойства".
Исходной идеей
будет считаться положение о том, что
личность может менять свое место в социокультурной
среде, постоянно переходя из одной микросреды
в другую, тем самым, конструируя свою
социокультурную среду. Мобильность в
среде, инвариантность различных проявлений
создает особые условия для инициативы
и самостоятельности, творчества и самоутверждения,
свободы социальной и творческой ориентации,
оценок и предпочтений[22, с.79].
В пространстве
социокультурной среды действует
множество инициативно-творческих
образований. В них немалую
роль играют молодежная и юношеская
субкультуры, непрерывно взаимодействующие
с макросредой и создающие
самостоятельную канву для вхождения
в нее. В связи с этим активизируется творческий
потенциал каждой отдельной личности.
Субкультура обладает
свойствами развивать и формировать
ребенка. Для нее свойственны
направленность на социализацию,
врастание в мир человеческой
культуры и в тоже время
"индивидуализация, открытие и
утверждение своего уникального
и неповторимого "Я".
Различные отношения,
детерминированные социокультурной
средой, включают в себя широкий
спектр контактов с социальным
миром, природой, сферой искусств,
отношения в пространстве
ближайшего социального окружения.
Эта совокупность отношений (познавательных,
эстетических, духовно-нравственных, творческих)
влияет на творческие способности
ребенка через психолого-педагогические
механизмы, обеспечивающие эффективность
познания и освоения опыта
творческой деятельности, актуализацию
и развитие потенциальных возможностей,
творческих черт характера личности,
мотивационно-потребностной сферы[3, с.
121].
Как нам представляется,
личностные факторы в процессе
творчества приобретают характер
стимулов к продвижению вперед
и становятся детерминирующими.
В этом видится "саморазвитие
сил, заложенных в каждом человеке".
Каждая способность, наличествующая
в человеке, стремится "выйти
из состояния безжизненности
и стать развитой силой".
Вместе с тем,
фактор среды также можно
рассматривать как основу социально-педагогической
детерминации, создающей целостность
среды, ситуации жизненного опыта,
культурно-образовательных условий,
социально-бытовых и традиционные
влияния. Личность является в
этом процессе, по мнению Л.П.
Буевой, своеобразной "микросистемой",
микрокосмом, который формируется в процессе
усвоения социально-художественного
опыта[11, с. 54].
На ребенка социокультурная
среда накладывает отпечаток
своеобразия, который способствует
проявлению индивидуальности и
творчества. Уподобление той среде,
в которой вращаешься, общий язык,
следующие примерам, взглядам и манерам
индентифицирует личность. Следование
поведению среды и соответствующая ориентация
способствует подражательности в досуговой
деятельности, если в среде главенствует
стереотипы поведения.
Для перехода от
репродуктивного освоения социально-художественного
опыта к конструированию собственных
отношений и продуктивно-творческой
деятельности необходима творческая
полноценность среды, обогащение
ее располагающими к творчеству
элементами, коррекция межличностных
и деловых отношений, что целиком и
полностью зависит от соответствующих
социально-педагогических условий. Это
положение разделяется многим учеными.
Например, А.Г. Ковалев отмечает, что
признание творческих проявлений имеет
тем большую основу, чем "раньше и отчетливее
выступают оригинальные творческие элементы".
В процессе репродуктивной
деятельности преобладает действие
культурно-досуговой среды, складывающейся
из взаимодействия ближайшего
социального окружения и клубных
микросред общения и деятельности[34,
с.48].
Клубная микросреда,
доминирующая в процессе осуществления
репродуктивной деятельности, ведет
за собой развитие. В этом особенно
ярко проявляется диалектика
творческой деятельности, которая
концентрирует все интеллектуальные,
эмоционально-чувственные и творческие
возможности.
Через элементы
творчества, включаемые в деятельность
на репродуктивной стадии деятельности,
педагог (воспитатель)постепенно начинает
переходить к формированию устойчивой
ориентации на инновационную деятельность.
Художественно-творческий опыт, получаемый
в ходе обогащения восприятия, способствует
той степени успешности, которая позволяет
добиваться совершенства и качественных
результатов, но при этом не выходит за
рамки определенной заданности в восприятии,
мышлении, воображении. Однако при этом
проявляются предпосылки, создающие основу
для поиска нового решения и выхода за
пределы предугадываемых возможностей.
Изменение субкультуры
сказывается и на общем культурном
развитии участников. Их творческий
рост идет параллельно с
изменениями в культурной составляющей
творческого развития.
Общество сверстников
смыкается в своем влиянии
на творческое развитие с
увеличенными возможностями проявления
социальных факторов. Поэтому приоритеты
в процессе творческого развития
отдаются интегрированным формам
деятельности, а приобщение к
творчеству осуществляется в
расширенном социокультурном
пространстве. В ходе включения
в творческую деятельность
происходит одновременно и смыкание
с соответствующим кругом
деятельности и общения.