Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 95.25 Кб (Скачать документ)

   Однако  задачи  коммуникативного развития дошкольника   не исчерпываются умением элементарно   осознавать факты слышимой речи  и  словесно формулировать  мысль. Ребенка  надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

   В современной  педагогической науке  аспект  обучения и воспитания, связанный   с формированием коммуникативных   способностей ребенка, начал интенсивно  развиваться сравнительно недавно  (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что в последние  десятилетие на педагогические подходы  существенное влияние оказало развитие отдельных теорий, школ, направлений  в науках, смежных с методикой  обучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения в психологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевой деятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович). Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулировать важнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевой деятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.

   Известно, что любые  виды деятельности детей, в  том числе учебная, и их общение с другими людьми переплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существовать отдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения, которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В свою очередь ход и успешность обучения постоянно  и неотвратимо воздействует на коммуникативно-речевую  активность и многие характеристики коммуникативной деятельности детей.

   Стало очевидным,  что нельзя обучать речи, не  учитывая воспитательные возможности   общения. Важным условием успешного  формирования культуры речевого общения  и поведения дошкольников является соответствующая воспитанность  их эмоциональной сферы, которая  проявляется в том, умеет ли ребенок  сопереживать другим людям, чувствовать  чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать  с окружающими; добиваться успеха, сообразуя  свои интересы с интересами и потребностями  других[4, с.97].   Безусловно, к успешному результату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное в соответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с одной стороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением ему нужных знаний по культуре человеческого общения.

   Известно, что нельзя  обучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, не обусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой, практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создав потребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него. Среди различных форм взаимодействия с детьми специалисты называют театрализацию (в частности, театрализованные игры), занятия по развитию речи.       

 

    1.   Социокультурная среда и ее  компоненты

 

   Социокультурная  среда и деятельность связанная с ней являются условием для проявления самостоятельности личности при выборе способов реализации своих способностей и задатков. Деятельность человека в социокультурной сфере предполагает приобщение к духовным ценностям, реализацию нравственно-эстетических норм культуры в разнообразных видах деятельности, формах общения и поведения. Успешность поиска молодым человеком своего места в жизни через деятельность в социокультурной среде зависит от того насколько цель этой деятельности воспринимается им как своя.

   С давних времен  люди стремились к самоутверждению   и реализации своих способностей  через творчество, которое является  одним из компонентов социокультурной   среды. Ведь именно в процессе  социокультурной  деятельности происходит развитие всех лучших качеств личности, их совершенствование.

   В наши дни, социокультурная  среда, как  фактор, влияющий  на распространение  и создание  культурных ценностей, а  также  на формирование и реализацию  духовно-эстетических интересов, стала одним из основных условий социализации, инкультурации и самореализации личности.

   Социокультурная  среда – это социальное пространство  культурной деятельности в целом[24, с. 84].

   В зависимости  от культурного материала, с  которым человек имеет дело  в рамках социокультурной среды  (т.е. предмета его деятельности) и  сферы активности человека, можно  выделить следующие  ее составляющие — поля жизнедеятельности: 

   1.  Культурно-историческое  наследие (или историческая среда  обитания человека, мера ее освоения  и востребованности);

   2. Художественная  среда обитания человека, обеспечивающая  соответствующие формы его активности  по освоению и развитию предметов  и ценностей художественной культуры, качество его художественной  жизни; 

   3.  Социально-психологическая  среда обитания (характер межличностных  отношений ближайшего окружения,  форм и способов совместной  жизнедеятельности людей — их  производственные и семейные, формальные  и неформальные связи и отношения);

   4.   Духовно-нравственная  среда обитания (как в форме  общественной морали, так и на  интесубъективном уровне — как внутриличностное содержание духовно-нравственных ценностей, норм, идеалов, смыслов человеческой жизни);

   5.   Политическая  среда обитания (характер и содержание  политической жизни, условия и  возможности участия человека  в общественно-политической деятельности);

   6.   Экологическая  среда обитания (состояние природного  окружения, а также ценностное  и деятельностное самоопределение человека в природном мире)[15, с. 235].

   В структуру социокультурной  среды  входят также учреждения  социокультурного типа, это –  ЦВР (Центры внешкольной  работы), КВР (Комплекс внешкольной   работы), Дворцы культуры, Дворцы  детей  и молодежи, которые занимаются организацией досуга детей и подростков различных  возрастов.

   Социальное  развитие  личности связано с основными   этапами ее творческого роста   в культурно-досуговой деятельности. Первоначально заложенные в ней   возможности изменяются в соответствии  с личностным смыслом человека. Развитая личность, как отмечал  С.Л. Рубинштейн, есть развитая  сущность исходной сущности человека. Определяющие детерминанты этого  процесса, очевидно, заложены не  в каких-то одних потенциалах,  а в их совокупности, включающей  деятельность, культуру, индивидуальность  и духовный мир личности. Эти  исходные положения помогут нам  выявить  совокупность социально-педагогических  факторов, которые определяются  механизмами  творческого развития.   Оптимальное совершенствование  творческих способностей происходит  в той среде, которая  наиболее  благоприятна для личности. Социокультурная  среда предполагает наличие трех  обязательных элементов: субъектов  социотворческого процесса, творческой общности (студии, клуба, группы), самого процесса творческой деятельности на всех ее этапах, а также объективных условий для осуществления творчества[3, с. 95]. Понятие "социокультурная среда" имеет и более широкое значение, подразумевающее макросреду, в которой действуют социально обусловленные факторы и закономерности.

   Есть  и другое, сравнительно узкое значение  этого понятия как сферы действия  малых групп и входящих в  нее  личностей. В число составных   элементов микросреды включается  пространство деятельности и  общения. Эти малые  социальные  сферы проявляют индивидуальные  особенности личности и как  бы преломляют в себе действие  общих  условий, "образуя комплекс  материальных, духовных и личностных  факторов, которые  определяют  ее свойства".

   Исходной  идеей  будет считаться положение о том, что личность может менять свое место в социокультурной среде, постоянно переходя из одной микросреды в другую, тем самым, конструируя свою социокультурную среду. Мобильность в среде, инвариантность различных проявлений создает особые условия для инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения, свободы социальной и творческой ориентации, оценок и предпочтений[22, с.79].

   В пространстве  социокультурной среды  действует  множество инициативно-творческих  образований. В них немалую  роль играют молодежная и юношеская  субкультуры, непрерывно взаимодействующие  с  макросредой и создающие  самостоятельную  канву для вхождения в нее. В связи с этим активизируется творческий потенциал каждой отдельной  личности.

   Субкультура обладает  свойствами развивать и  формировать  ребенка. Для нее  свойственны  направленность на социализацию, врастание в мир человеческой  культуры и в тоже время  "индивидуализация, открытие и  утверждение своего уникального   и неповторимого "Я".

   Различные отношения,  детерминированные социокультурной   средой, включают в себя широкий   спектр контактов с социальным  миром, природой, сферой искусств, отношения  в пространстве  ближайшего социального  окружения.  Эта совокупность отношений (познавательных, эстетических, духовно-нравственных, творческих) влияет на творческие способности  ребенка через психолого-педагогические  механизмы, обеспечивающие эффективность  познания и освоения опыта  творческой деятельности, актуализацию  и развитие потенциальных возможностей, творческих черт характера личности, мотивационно-потребностной сферы[3, с. 121].

   Как нам представляется, личностные факторы  в процессе  творчества приобретают  характер  стимулов к продвижению  вперед  и становятся детерминирующими. В этом видится "саморазвитие  сил, заложенных в каждом человеке". Каждая способность, наличествующая  в человеке, стремится "выйти  из состояния  безжизненности  и стать развитой силой".

   Вместе  с тем,  фактор среды также можно   рассматривать как основу социально-педагогической  детерминации, создающей целостность   среды, ситуации жизненного опыта,  культурно-образовательных  условий,  социально-бытовых и традиционные  влияния. Личность является в  этом процессе, по мнению Л.П.  Буевой, своеобразной "микросистемой", микрокосмом, который формируется в процессе усвоения социально-художественного опыта[11, с. 54].

   На  ребенка социокультурная  среда   накладывает отпечаток  своеобразия, который способствует  проявлению индивидуальности и  творчества. Уподобление той среде,  в которой вращаешься, общий язык, следующие примерам, взглядам и манерам индентифицирует личность. Следование поведению среды и соответствующая ориентация способствует подражательности в досуговой деятельности, если в среде главенствует стереотипы поведения.

   Для перехода от  репродуктивного освоения социально-художественного  опыта  к конструированию собственных   отношений и продуктивно-творческой  деятельности необходима творческая  полноценность  среды, обогащение  ее располагающими к  творчеству элементами, коррекция межличностных  и деловых отношений, что целиком  и полностью зависит от соответствующих  социально-педагогических условий. Это  положение разделяется многим учеными. Например, А.Г. Ковалев отмечает, что  признание творческих проявлений имеет  тем большую основу, чем "раньше и отчетливее выступают оригинальные творческие элементы".

   В процессе репродуктивной  деятельности преобладает действие  культурно-досуговой  среды, складывающейся  из взаимодействия ближайшего  социального окружения  и клубных  микросред общения  и деятельности[34, с.48].

   Клубная микросреда, доминирующая в процессе осуществления  репродуктивной деятельности, ведет  за собой развитие. В этом особенно  ярко проявляется диалектика  творческой деятельности, которая  концентрирует  все интеллектуальные, эмоционально-чувственные  и творческие  возможности.

   Через элементы  творчества, включаемые в  деятельность  на репродуктивной стадии деятельности, педагог (воспитатель)постепенно начинает переходить к формированию устойчивой ориентации на инновационную  деятельность. Художественно-творческий опыт, получаемый в ходе обогащения восприятия, способствует той степени  успешности, которая позволяет добиваться совершенства и качественных результатов, но при этом не выходит за рамки  определенной заданности в восприятии, мышлении, воображении. Однако при этом проявляются предпосылки, создающие основу для поиска нового решения и выхода за пределы предугадываемых возможностей.

   Изменение субкультуры  сказывается и на общем культурном  развитии участников. Их творческий  рост идет параллельно  с  изменениями в культурной составляющей  творческого развития.

   Общество  сверстников  смыкается в своем  влиянии  на творческое развитие с   увеличенными возможностями проявления  социальных факторов. Поэтому приоритеты  в процессе творческого развития  отдаются интегрированным формам  деятельности, а приобщение к  творчеству осуществляется в  расширенном социокультурном   пространстве. В ходе включения  в  творческую деятельность  происходит одновременно и смыкание  с соответствующим  кругом  деятельности и общения. 

Информация о работе Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте