Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35
Министерство образования Ставропольского края
Филиал ГОУ ВПО
в г. Железноводске
Психолго-педагогический факультет
Кафедра начального и дошкольного образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема «Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте»
По дисциплине «Теории и технологии дошкольного образования»
Железноводск, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного
возраста …………………………………………..6
Глава 2. Социокультурная
деятельность как средство развития
коммуникативных способностей……
2.1 Диагностика развития
коммуникативных способностей
2.2 Формы и методы развития
коммуникативных способностей
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………35
Введение
Актуальность исследования.
Современные изменения
Эта проблема явилась
предметом изучения
Исследования показали,
что дети 5-6 лет не всегда адекватно
могут выразить свои мысли,
чувства, ощущения, что является
препятствием для установления
полноценного контакта между
взрослым и ребенком. В то время
как именно дошкольный и
младший школьный возраст
Потребность в
общении доминирует на всех
этапах возрастного и
Необходимо отметить
что, в последнее время
Среди средств, способствующих формированию коммуникативной компетентности в 4-6-ти летнем периоде развития ребенка в условиях обучения, называются: диалог (Е.О. Смирнова, Т.А. Репина, Е.А. Белова), создание сюжетных ситуаций (З.Я. Футерман, В.Ф. Толстова, И. О. Рыжкова), организация самостоятельной деятельности (H.H.Галигузова, O.E. Смирнова), игровые ситуации (С.Л. Новоселова, Н.Е. Короткова) и др. К сожалению, не все возможности игры, как ведущего вида деятельности дошкольников, используются для формирования коммуникативной компетентности детей 4-6 лет.
Результаты эмпирических исследований уровня сформированности коммуникативной компетентности детей 4-6 лет обеспечили выделение следующих противоречий между: значимостью коммуникативных умений в развитии личностных качеств ребёнка и отсутствием целостного комплексного подхода к формированию этих умений на практике; большим потенциалом социокультурной деятельности в становлении коммуникативной компетентности и отсутствием механизмов их реализации в практике побудили к выбору темы : «Развитие коммуникативных способностей детей средствами социокультурной деятельности».
Объект исследования — коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования
— процесс формирования
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Объект, предмет и цель исследования определили круг исследовательских задач:
1. Проанализировать психолого-педагогические исследования по проблеме формирования коммуникативных способностей личности.
2. Уточнить понятие «социокультурной среды»
3. Выявить уровни коммуникативных способностей у детей 4-6 лет.
4. Разработать и экспериментально подтвердить эффективность технологии процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников средствами социокультурной деятельности.
Учитывая актуальность данной проблемы, выдвигалась следующая гипотеза: Формирование и развитие коммуникативных способностей детей 4-6 лет будет успешным, если:
- будет рассматриваться в качестве одной из целей воспитательно-образовательного процесса в учреждении дошкольного образования, а также во внешкольных учреждениях.
- если занятия
социокультурной деятельностью
- будут выявлены уровни развития коммуникативности детей 4-6 лет, обеспечивающие поэтапную реализацию задач исследования.
Научно обоснован
и технологически разработан
процесс формирования и
Теоретико-методологическую
основу исследования составили:
концептуальные положения
о закономерностях и
Методы исследования. При анализе и классификации педагогических фактов и явлений использовался ретроспективный метод, а также изучение научных фактов отечественной и зарубежной педагогики и психологии по вопросам использования различных видов социокультурной деятельности в воспитательном процессе. Содержательный анализ источников, касающихся организации воспитательного процесса в детском саду, анализ функций социокультурной среды, и ее влияние на эффективность в формировании коммуникативных способностей; прямое и косвенное наблюдение; диагностика; педагогический эксперимент, обобщение.
Достоверность результатов определяется обоснованностью исходных научно-теоретических данных, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, филологии и др.), адекватностью методов исследования поставленных задач и логическими результатами исследования, полученными в ходе исследования и подтвержденные практическим опытом.
Научная новизна
исследования состоит в том,
что в работе описан процесс
формирование коммуникативных
Теоретическая значимость
данного исследования состоит
в том, что оно вносит
Практическая значимость исследования заключается в разработке научно-методических основ процесса формирования коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников в условиях социокультурной среды. Предложена система средств и способы их реализации в этом процессе.
Представленные в
работе оригинальные материалы
Исследование проводилось в два этапа:
На первом этапе
определялась научно-
Второй этап работы
посвящен проведению
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические
основы развития
Существование человечества
немыслимо вне коммуникативной
Обращаясь к теоретическому аспекту вопроса, мы видим в исследованиях Б.Г. Ананьева, A.A. Бодалева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, В.Н. Мясищева что способность к установлению взаимоотношений рассматривается как специфическая форма активности субъекта. В общении люди раскрывают свои личностные качества. Авторы подчеркивают, что в процессе общения важным является не только проявление личностных качеств субъекта, но и их развитие, и формирование в процессе общения. Это объясняется тем, что во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности. Таким образом, отмечают авторы, человек формируется как личность и субъект деятельности. В этом смысле общение становиться важнейшим фактором развития личности.
Прежде чем говорить
о проблемах формирования