Обобщая наиболее
важные достижения психического
развития ребенка шести-семи лет,
можно заключить, что в этом
возрасте дети отличаются достаточно
высоким уровнем умственного
развития. В это время формируется
определенный объем знаний
и навыков, интенсивно развивается
произвольная форма памяти, мышления,
воображения, опираясь на которые
можно побуждать ребенка слушать,
рассматривать, запоминать, анализировать.
На протяжении
всего детства ребенок воспринимает
взрослого как непререкаемый
авторитет. Чем младше ребенок,
тем некритичнее он относится к
мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем
дошкольном возрасте роль индивидуального
опыта в формировании самосознания ребенка
невелика. Знания, полученные этим путем,
нечетки и неустойчивы и легко игнорируются
под воздействием оценочных суждений
взрослого.
К старшему дошкольному
возрасту знания, полученные в
процессе деятельности, приобретают
более устойчивый и осознанный
характер. В этот период мнения
и оценки окружающих преломляются
через призму индивидуального
опыта ребенка и принимаются
им лишь в том случае, если
нет значительных расхождений
с его собственными представлениями
о себе и своих возможностях.
Если же есть противоречие
мнений, ребенок явно или скрыто
протестует, обостряется кризис 6-7 лет.
Очевидно, что суждения старшего
дошкольника о себе часто
бывают ошибочными, так как индивидуальный
опыт еще недостаточно богат
и возможности самоанализа
ограничены.
Опыт общения со
сверстниками также оказывает
влияние на формирование детского
самосознания. В общении, в совместной
деятельности с другими детьми
ребенок познает такие свои
индивидуальные особенности, которые
не проявляются в общении
с взрослыми (умение устанавливать
контакты со сверстниками, придумать
интересную игру, выполнять те
или иные роли и т.д.), начинает
осознавать отношение к себе
со стороны других детей. Именно
в совместной игре в дошкольном
возрасте происходит выделение
ребенком "позиции другого", как
отличной от своей собственной, снижается
детский эгоцентризм[34, с. 204].
Если имеют место
трудности в общении со
сверстниками, то ребенок постоянно
находится в состоянии напряженного
ожидания насмешек или других
недоброжелательных проявлений
в свой адрес. Это приводит,
в свою очередь, к повышенной
нервозности и утомляемости,
постоянным конфликтам с детьми.
Нередко причиной
конфликтов в детском коллективе
является неумение детей понимать
и учитывать переживания и
чувства других людей.
Одно из важнейших
условий развития самосознания
в дошкольном возрасте — расширение
и обогащение индивидуального
опыта ребенка. Говоря об
индивидуальном опыте, в данном
случае имеют в виду совокупный
результат тех умственных и
практических действий, которые
ребенок сам предпринимает
в окружающем предметном мире.
Различие между
индивидуальным опытом и опытом
общения состоит в том, что
первый накапливается в системе
"ребенок — физический мир
предметов и явлений", когда
ребенок действует самостоятельно
вне общения с кем-либо, тогда
как второй формируется благодаря
контактам с социальной средой
в системе "ребенок —
другие люди". При этом опыт
общения тоже индивидуален в
том смысле, что он является
жизненным опытом индивида.
Индивидуальный опыт,
полученный в конкретной деятельности,
является реальной основой для
определения ребенком наличия
или отсутствия у него определенных
качеств, умений и возможностей.
Он может слышать каждый
день от окружающих, что у
него есть те или иные способности,
или, что у него их нет,
однако это не является
основой формирования правильного
представления о своих возможностях.
Критерием наличия или отсутствия
каких-либо способностей является
в конечном счете успех или неуспех в
соответствующей деятельности. Путем
прямой проверки своих сил в реальных
условиях жизни ребенок постепенно приходит
к пониманию границ своих возможностей
- Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития
Социализация является
важным условием гармоничного
развития ребенка. Уже с момента
рождения малыш является социальным
существом, требующим для удовлетворения
своих потребностей участия другого
человека. Освоение ребенком культуры,
общечеловеческого опыта невозможно
без взаимодействия и общения
с другими людьми. Через коммуникацию
происходит развитие сознания
и высших психических функций.
Умение ребенка позитивно
общаться позволяет ему комфортно
жить в обществе людей; благодаря
общению ребенок не только
познает другого человека (взрослого
или сверстника), но и самого себя
(Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, М. И. Лисина,
Т. А. Репина, Е. В. Субботский, С. Г. Якобсон
и др.).
В социальном развитии
ребенка-дошкольника ведущую
роль играют коммуникативные
способности. Они позволяют различать
те или иные ситуации общения,
понимать состояние других людей
в данных ситуациях и на
основе этого адекватно выстраивать
свое поведение.
Такая трактовка
коммуникативных способностей предполагает
использование понятия «нормативной
ситуации» (Н. Е. Веракса). Н. Е.
Веракса определяет нормативную ситуацию
как «сочетание факторов, условий и обстоятельств,
относительно которых социум предписывает
субъекту определенные действия». В нормативной
ситуации выделяются внешние обстоятельства
(признаки ситуации) и правила (предписанные
способы действий). В нормативной ситуации
человек действует согласно заданным
нормативным правилам. Именно поэтому
нормативная ситуация является пространством
активности субъекта[35, с. 88].
Нормативная ситуация
как единица культуры представляет
собой такое образование, в
котором происходит преобразование
натуральных форм активности
в культурные. Оказавшись в какой-либо
ситуации общения с взрослыми или сверстниками
(в детском саду, на улице, в транспорте
и т. д.), ребенок с развитыми коммуникативными
способностями будет понимать, каковы
внешние признаки данной ситуации и по
каким правилам в ней нужно действовать.
В случае возникновения конфликтной или
другой напряженной ситуации такой ребенок
находит позитивные способы ее преобразования.
Тем самым в значительной степени снимается
проблема индивидуальных особенностей
партнеров по общению, конфликтов и других
негативных проявлений.
Отношения с другими
людьми зарождаются и наиболее
интенсивно развиваются в
дошкольном возрасте. Первый опыт
таких отношений становится тем
фундаментом, на котором строится
дальнейшее развитие личности. От
того, как сложатся отношения
ребёнка в первом в его
жизни коллективе – группе
детского сада – во многом
зависит последующий путь
его личностного и социального
развития, а значит и его дальнейшая
судьба.
Особую важность
эта проблема приобретает
в настоящее время, когда нравственное
и коммуникативное развитие детей
вызывает серьёзную тревогу. Действительно,
всё чаще взрослые стали сталкиваться
с нарушениями в сфере общения,
а также с недостаточным развитием
нравственно-эмоциональной сферы
детей. Это обусловлено чрезмерной
“интеллектуализацией” воспитания,
“технологизацией” нашей жизни. Ни для
кого не секрет, что лучший друг для современного
ребёнка – это телевизор или компьютер,
а любимое занятие – просмотр мультиков
или компьютерные игры. Дети стали меньше
общаться не только со взрослыми, но и
друг с другом. А ведь живое человеческое
общение существенно обогащает жизнь
детей, раскрашивает яркими красками сферу
их ощущений.
Умение эффективно
общаться зависит от многих
факторов и, в большей степени,
от отношений со значимыми
взрослыми, а также от индивидуальных
особенностей самого ребёнка.
Одной из них может быть
нарушение взаимоотношений внутри
семьи; есть и более сложные
- психофизиологические особенности
ребёнка (определённая незрелость
или минимальные поражения
нервной системы вследствие
неблагополучного протекания беременности
матери или родов, что при
правильном воспитании преодолевается
к 7-8 годам).
Очень часто трудности
в общении испытывают дети
с общим недоразвитием речи.
Помимо того, что у них страдают
высшие психические функции: память,
внимание, мышление, задета и эмоционально-личностная
сфера: недостаточная сформированность
дифференциации эмоциональных состояний
и саморегуляции; небольшой объем мимических
средств (выразительных движений мышц
лица) и пантомимических средств (выразительных
движений всего тела), слабость артикуляционной
и тонкой моторики, - все это снижает коммуникативные
возможности детей. Дети осознают свой
дефект, и поэтому у них появляется негативное
отношение к речевому общению, невозможность
высказать своё пожелание; повышенная
ранимость и обидчивость. А ведь общение
со сверстниками становится все более
привлекательным для старшего дошкольника,
поскольку именно этот период сензитивен
для формирования ситуативно-деловой
формы общения с другими детьми.
Ребёнок, который
мало общается со сверстниками
и не принимается ими из-за
неумения организовать общение,
быть интересным окружающим, чувствует
себя уязвлённым и отвергнутым,
что может привести к эмоциональному
неблагополучию: снижению самооценки,
возрастанию робости в контактах,
замкнутости, формированию тревожности,
или наоборот, к чрезмерной агрессивности
поведения. Во всех случаях такой ребёнок
сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто
на своих преимуществах (недостатках)
и обособлено от других. Доминирование
такого отчуждённого отношения к сверстникам
вызывает естественную тревогу, поскольку
оно не только затрудняет общение дошкольника
со сверстниками, но и в дальнейшем может
принести массу всевозможных проблем.
Что же тогда
нужно делать взрослым, чтобы
помочь ребёнку преодолеть эти
опасные тенденции, порождающие
различные трудности в общении,
либо демонстративность и агрессивность,
либо замкнутость и полную пассивность?
Необходимо постоянно побуждать у детей
подлинный интерес к окружающим их людям,
их потребностям, обучать совместному
поиску взаимовыгодных решений в конфликтных
ситуациях, поддерживать стремление всё
время оставаться в контакте, извлекая
опыт из неудачного общения. Все эти навыки
и позволят ребёнку управлять своим эмоциональным
состоянием, что является условием дружественного
и плодотворного общения с окружающими.
Эти два взаимосвязанных
навыка - умение контролировать свои
эмоции и умение общаться, как
показывает опыт отечественных
педагогов и психологов (М. И.
Чистяковой, Н. В. Самоукиной, В. И.
Кабрина, Е. В. Рыбак и др. ), наилучшим образом
формируется в процессе детского коллективного
творчества и художественного освоения
мира, которые порождают особую эмоциональную
атмосферу, благотворно действующую на
психику ребёнка. Другими словами, развитие
интонационных речевых навыков, музыкально-сенсорных
способностей, воображения, способности
к эстетическому переживанию имеет основопологающее
значение и для развития эмоционально-коммуникативной
сферы дошкольников.
Составитель словаря
“Педагогическое речеведение” А.А.Князьков,
ссылаясь на психолога А.Н.Леонтьева,
дает более ёмкое определение коммуникативных
способностей. У него, коммуникативные
способности (коммуникативный потенциал)
– понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных
качеств, обеспечивающих тот или иной
уровень взаимодействия человека с окружающими.
Из определения следует, что коммуникативные
способности обладают сложной, уровневой
структурой[20, с.66].
К числу наиболее
важных личностных проявлений, составляющих
коммуникативный потенциал, относят:
уровень потребности в общении;
его локализованность; наличие установки
на общение с другими людьми; особенности
эмоциональной реакции на партнера; собственное
самочувствие человека в ситуации общения,
а также коммуникативные умения и навыки.
Следовательно, коммуникативные
способности – это те способности,
которые можно и нужно развивать. Другими
словами, нужно учить детей умению общаться,
учить культуре общения. И начинать обучение
детей основам коммуникации нужно как
можно раньше, используя для этого
разнообразные методы и приемы.
Любому взрослому,
будь то родитель или педагог,
нужно помнить, что в том
случае, когда мы вступаем в
общение с ребенком, на нас
ложится особая ответственность
за построение взаимодействия, поскольку
именно в общении ребенок
воспринимает и усваивает его
образцы.
По мнению педагога
Е.Юдиной, взрослый, который обладает
высокой компетентностью в общении, –
наиболее вероятный образец для ребенка.
При этом не просто образец для подражания.
Воспринимая те нормы и стиль взаимодействия,
которые демонстрирует взрослый, ребенок
принимает их как естественные и строит
на их основе свой собственный стиль общения[21,
с. 85].
Ребенок всему
учится в общении со взрослыми,
ранний опыт дошкольника создает тот
фон, который ведет к развитию речи, умению
слушать и думать, подготавливает ребенка
к вычленению смысла слова.