Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа

Описание

Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35

Работа состоит из  1 файл

курсовая 2.docx

— 95.25 Кб (Скачать документ)

Анализируя  современные  методики по театрально-игровой  деятельности (М.Д.Маханевой, Н.Ф.Сорокиной, Е.Петровой), мы можем отметить, что у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и детьми: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.[12, с. 69].

   Мы  видим, что  в новейшей литературе серьезным  образом смещены акценты  в  формулировании задач. Главным   в театрализованной деятельности  стало  не просто желание  развлечь детей  или заучить  с ними искусственные  жесты,  фразы к предстоящему спектаклю,  а развитие детской фантазии, способности  сопереживать происходящему,  создание соответствующего эмоционального  настроя, раскрепощение ребенка,  повышение  его уверенности  в себе, в своих  силах.

   Комплекс  занятий  был осуществлен на базе детского  сада №10 «Сказка» ст. Марьинской.

   На  протяжении  последних десяти лет  педагогический  коллектив этого  детского  сада занимается развитием   у детей творческих способностей (в том числе речевых, коммуникативных)  средствами театрально-игровой деятельности. Педагоги и воспитатели считают,  что театрально-игровая деятельность, различная по видам, требуют  от организаторов  отказа от  жестких условий проведения, стереотипного  комментария, формализованного подхода. Для успешного проведения театрализованных игр необходима импровизация, доверительная атмосфера, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей.

   Большинство театрализованных  игр не продолжительны по времени  и просты по своей организации  (что особенно важно для малышей), мы их проводим не только  на специальных  занятиях, но  и в свободное время: на прогулке, во второй половине дня. Если  же игра совсем не знакома  и проводится впервые, то она  требует от детей  высокого  умственного и творческого   напряжения, мы проводим ее в  утренние часы, отведенные для  занятий. В это  время дети  более продуктивно  работают  и лучше усваивают новое.

   Главный методический  прием в использовании  игр  – их многократное повторение, которое является необходимым  условием художественного эффекта.  Малыши по-разному, в разном  темпе воспринимают и  усваивают  новое. Систематически участвуя  в той или иной игре, дети  начинают глубже понимать ее  содержание и направленность, становятся  инициативнее.

   Как уже говорилось, театрализованная игра – один  из подходов раннего распознавания   способностей ребенка, и здесь  педагогу надо быть исключительно  внимательным и наблюдательным, фиксировать творческий и интеллектуальный  рост своих подопечных.

   Особенно  следует  обращать внимание на то, как   говорят дети. Мы считаем, что  театрализованная игра способна  приучить детей к искусству   речевой коммуникации. Поэтому, удачно  выстроенные, яркие, эмоциональные   монологи и диалоги в таких   играх надо при обсуждении  положительно отмечать, стараться  создать эмоциональный  комфорт  для наиболее полной творческой  отдачи играющих.

   Такие авторы, как  М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.

   Действительно, прежде  чем предложить малышу включиться  в театрализованную игру, нужно   было подготовить его, ввести в мир театра, сказки, игры. Сначала необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

   Также для подготовки  детей к театрализованной деятельности  нами были использованы следующие  театрализованные игры (см. приложение  №1).

   Чем полнее и  эмоциональнее воспримут  произведение  дети, тем легче им будет потом  театрализовать прочитанное. Поэтому  при чтении мы использовали  весь комплекс средств интонационной,  лексической и синтаксической  выразительности. Для развития  у детей умения внимательно   слушать и запоминать последовательность  событий, свободно ориентироваться   в тексте, представлять образы  героев, использовались специальные  упражнения, проблемные ситуации  типа “Ты с  этим согласен?”.

   После беседы о  прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений  снова возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.

   Затем учим детей  имитационным движениям, учим  подмечать характерные особенности   разных животных (медведь косолапый,  лиса хитрая и др).

   Вначале фрагменты  из сказок использовали как   упражнения. Например, предлагали детям   попроситься в теремок, как  лягушка  или медведь (русская  народная сказка “Теремок”), после  чего обязательно  спрашивали, кто из них был более   похожим по голосу и манерам  на этих персонажей. Таким образом,  ненавязчиво  и непринужденно,  дети учатся словесному перевоплощению, стремясь, чтобы характер персонажа,  голос и его привычки легко  узнавались всеми. 

   Имитационные  движения  отрабатывали на физкультурных   и музыкальных занятиях, в свободной   деятельности.

   Помимо  специальных  упражнений, проводимых с детьми  по театрализованной деятельности, необходимо перед каждым занятием  и  в совместной деятельности  проводить  артикуляционную гимнастику, раскрепощать артикуляционный аппарат,  развивать  речевое дыхание.  Проводить пальчиковую  гимнастику, развивать подвижность пальцев,  умение двигаться в соответствии  со словами.

   Обучение  детей  приемам кукловождения  настольных кукол необходимо начинать уже со второй младшей группы.

   Начинать   эту  работу можно  со знакомства  детей с разными куклами-игрушками  – резиновыми, мягкими, дымковскими,  конусными. С некоторыми из  них дети уже знакомы, поэтому  особую радость доставляет ребенку  игра с куклой, возможность подержать  её в руках, хорошенько рассмотреть,  попытаться “оживить”, определить, какой у неё характер, голос,  походка.

   Детям было предложено  придумать небольшие  истории,  происходящие с куклой; самостоятельно  сочинить диалог, найти выразительные   интонации. Однако помогать детям  надо  только наводящими вопросами,  не давая готового образца  для подражания.

   Как бы примитивны  не были истории, сочиненные  малышами, воспитатель обязательно   радуется вместе с ними любому  проявлению творчества, стремится,  чтобы желание  поиграть с  куклой появилось у  каждого  ребенка. Старается создать   атмосферу доброжелательности, взаимного   доверия. Необходимо воспитывать  у  детей уважительное отношение  друг к другу. Ребенок только  тогда  сможет проявить творчество, когда  почувствует доброжелательное  отношение  к себе детей  и взрослых.

   Следующий этап  – работа над этюдами, которую   проводить надо постоянно, особенно  в период постановки спектакля.  Этюды  – своеобразная школа,  где дети постигают  основы  актерского мастерства. Этюды   могут быть очень разнообразны  –  на развитие памяти, выразительности   жеста, на тренировку отдельных  групп  мышц, на выражение основных  эмоций, воспроизведение отдельных  черт характера. Мы в работе  использовали этюды М.И.Чистяковой, Л.М.Шипицыной  и др., и на их основе придумывали авторские этюды. Работа над этюдами всесторонне развивает ребенка, дает ему необходимые навыки участия в спектакле. Малыши в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает им избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми.

   Особое  внимание, на наш взгляд, стоит уделить   развитию выразительных движений. Ведь выразительность движений  и пластика человеческого тела  являются главным  средством  воплощения образного  содержания  и “бессловесного” общения.

   Многие  педагоги (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, Е.Горшкова и др.) считают, что, в игровых сюжетных ситуациях (те же этюды) разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.

   Сначала мы учили  детей передавать образы игрушек,  животных путем изображения   их внешних действий (петушок  ходит, машет крыльями, клюет зерна), затем  дети начинают осваивать  способы  выражения в движениях  внутренних свойств образа – эмоций, особенности  характера (грустный – веселый, добрый – злой и др.).

   В многообразных  заданиях-этюдах один и тот  же персонаж может переживать  разные внутренние состояния  (волк злится, тоскует, может подобреть,  порадоваться) и, наоборот, разные  персонажи испытывают (по-своему) одно  и то же чувство (грустят   и заяц, и петушок, и медведь).

   Первичное освоение  образного состояния позволяет   уже во второй младшей группе  знакомить  детей с сюжетными  историями, фрагменты которых  “рассказываются” посредством  выразительных движений. А это  в свою очередь дает возможность   воплощать образы не абстрактно-изолированно, а конкретно-мотивированно – через проигрывание ситуаций, показывающих, почему персонаж загрустил, или развеселился, или подобрел и т.п., что значительно обогащает образ, помогает представить его в развитии и тем самым активизирует творческое воображение.

   Все без исключения  хотят видеть детей  счастливыми,  улыбающимися, умеющими общаться  с окружающими людьми. Но не  всегда это получается, и одна  из задач, стоящих перед педагогами  ДОУ  – помочь ребенку разобраться   в сложном мире взаимоотношений   со сверстниками и взрослыми. 

   Способность общения  или коммуникативные  способности  необходимо развивать  с раннего  возраста.

   Коммуникативные  способности включают в себя:

   · желание вступать  в контакт; 

   · умение организовать  общение; 

   ·знание норм и  правил при общении. 

   Всему этому учат  ребенка в семье, в  детском  саду, в общении с воспитателями,  родителями. Чем раньше мы обратим   внимание на эту сторону жизни   ребенка, тем меньше проблем  у  него будет в будущей  жизни. Значение взаимоотношений  с окружающими  огромно, и  их нарушение – это  один  из показателей отклонения в   развитии. Ребенок, который мало  общается со сверстниками и  не принимается  ими из-за  неумения организовать общение,  быть интересным окружающим, чувствует   себя уязвленным, отвергнутым. Это  приводит к пониженной самооценке, робости, замкнутости. Задача  педагога вовремя увидеть   эту проблему и помочь ребенку   наладить отношения с окружающими,  чтобы этот фактор не стал  тормозом на пути его развития  личности.

   Коммуникативное  развитие детей происходит успешно   при условии удовлетворении всех  их потребностей в положительных   эмоциональных контактах с окружающими,  в любви, поддержке, активном  познании и информационном обмене, самостоятельной  деятельности (по  интересам), в общении, сотрудничестве  с взрослыми и  сверстниками, самоутверждении, самореализации  и признании своих достижений  со стороны окружающих. Из опыта   работы с детьми могу сказать,  что  успех социально-эмоционального  развития детей зависит от:

   - эмоционально комфортного  климата  в группе;

   -содержательного   личностно-ориентированное взаимодействия  воспитателя с детьми;

   -участия  воспитателя  в делах и проблемах  детей;

   -умения  поддержать  инициативу детей  и побуждения  их к проявлению  добрых чувств.

   Нередко задачи  коммуникативного развития подменяются   задачами развития речи, а точнее, обогащения ее языковыми средствами (пополнение словарного запаса, формирование  словообразовательных навыков). Однако  за низким уровнем  речевого  развития ребенка скрывается  более серьезная проблема - недостаточность   овладения коммуникативным поведением  в целом. 

   Организация работы  с детьми по развитию коммуникативной   сферы ставит перед педагогами  задачи, требующие интеграции всех  разделов: с ролевой и театрализованной  игрой, музыкально – ритмическими движениями, художественной литературой и прочее.

   Работу  планировали  и проводили исходя из задач  коммуникативного развития детей  старшего дошкольного возраста:

   -развивать  уверенность  в себе и в своих  возможностях;

   -развивать  активность, инициативность, самостоятельность; 

   -формировать  доверие  к взрослому как партнеру  по  внеситуативно - личностному общению;

   -формировать  групповые  нормы и положительные  взаимоотношения. 

   Нами  было выделено 10 основных этапов работы с  дошкольниками над спектаклем.

   1 этап - выбор пьесы  или инсценировки  и обсуждение  её с детьми. Предложить  детям  сочинить жизнь героев  сначала  пьесы, помогая разными  вопросами.  В процессе работы  над спектаклем  « Гуси- лебеди» возникли такие вопросы: В какие игры играли подружки с Настенькой? Зачем Бабе Яге нужны маленькие детки? Почему Иванушка не спрятался от гусей?

   2 этап – деление  пьесы на  эпизоды. Дети пересказывают  каждый  эпизод и придумывают  им название. Например: « отъезд  родителей», «похищение  ребенка», «встреча  с яблонькой»  и др.

Информация о работе Развитие и формирование коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте