Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:09, курсовая работа
Цель исследования — выявление возможностей занятий социокультурной деятельностью в формировании коммуникативных навыков детей 4-6 лет и разработка технологии включения разных видов данной деятельности в воспитательный процесс.
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития коммуникативных способностей
детей старшего дошкольного возраста …………………………………………..6
Сущность понятия «коммуникативные способности»……………………….6
Личностные особенности старших дошкольников………………………… 13
Особенности коммуникативных способностей в старшем дошкольном возрасте, формы их развития…………………………………………………16
Социокультурная среда и ее компоненты…………………………………..20
Глава 2. Социокультурная деятельность как средство развития коммуникативных способностей………………………………………………..24
2.1 Диагностика развития коммуникативных способностей детей…………...24
2.2 Формы и методы развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста средствами социокультурной деятельности………….26
Заключение………………………………………………………………………..34
Список используемой литературы………………………………………………35
Анализируя современные методики по театрально-игровой деятельности (М.Д.Маханевой, Н.Ф.Сорокиной, Е.Петровой), мы можем отметить, что у многих авторов обновлены задачи, стоящие перед педагогом и детьми: выявить склонности и способности каждого ребенка, нацелить на самостоятельное творчество и создать коллектив единомышленников, то есть добиться того, чтобы каждый ребенок-участник проявил свои способности и почувствовал необходимость объединения для совместной работы; учился взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.[12, с. 69].
Мы видим, что
в новейшей литературе
Комплекс занятий
был осуществлен на базе
На протяжении
последних десяти лет
Большинство театрализованных
игр не продолжительны по
Главный методический
прием в использовании игр
– их многократное повторение,
которое является необходимым
условием художественного
Как уже говорилось,
театрализованная игра – один
из подходов раннего
Особенно следует
обращать внимание на то, как
говорят дети. Мы считаем, что
театрализованная игра
Такие авторы, как М.Д.Маханева и Н.Ф.Сорокина, считают, что подготовка к театрализованной деятельности детей дошкольного возраста должна проходить несколько этапов.
Действительно, прежде
чем предложить малышу
Также для подготовки
детей к театрализованной
Чем полнее и
эмоциональнее воспримут
После беседы о прочитанном (или рассказанном) и пробных упражнений снова возвращаемся к тексту, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов.
Затем учим детей
имитационным движениям, учим
подмечать характерные
Вначале фрагменты
из сказок использовали как
упражнения. Например, предлагали детям
попроситься в теремок, как
лягушка или медведь (русская
народная сказка “Теремок”), после
чего обязательно спрашивали,
кто из них был более
похожим по голосу и манерам
на этих персонажей. Таким образом,
ненавязчиво и непринужденно,
дети учатся словесному
Имитационные движения
отрабатывали на физкультурных
Помимо специальных
упражнений, проводимых с детьми
по театрализованной
Обучение детей приемам кукловождения настольных кукол необходимо начинать уже со второй младшей группы.
Начинать эту
работу можно со знакомства
детей с разными куклами-
Детям было предложено
придумать небольшие истории,
происходящие с куклой; самостоятельно
сочинить диалог, найти выразительные
интонации. Однако помогать
Как бы примитивны
не были истории, сочиненные
малышами, воспитатель обязательно
радуется вместе с ними любому
проявлению творчества, стремится,
чтобы желание поиграть с
куклой появилось у каждого
ребенка. Старается создать
атмосферу доброжелательности, взаимного
доверия. Необходимо
Следующий этап
– работа над этюдами, которую
Особое внимание,
на наш взгляд, стоит уделить
развитию выразительных
Многие педагоги (Л.М.Шипицына, О.В.Защиринская, Е.Горшкова и др.) считают, что, в игровых сюжетных ситуациях (те же этюды) разнохарактерные персонажи должны взаимодействовать друг с другом, а в качестве средств передачи их взаимоотношений, переживаний используются жесты, выразительная пластика тела. В подобных заданиях дети, по сути, осваивают различные модели общения; это помогает им в повседневной жизни быть более контактными, восприимчивыми к эмоциональным проявлениям окружающих людей.
Сначала мы учили
детей передавать образы
В многообразных заданиях-этюдах один и тот же персонаж может переживать разные внутренние состояния (волк злится, тоскует, может подобреть, порадоваться) и, наоборот, разные персонажи испытывают (по-своему) одно и то же чувство (грустят и заяц, и петушок, и медведь).
Первичное освоение
образного состояния позволяет
Все без исключения
хотят видеть детей
Способность общения
или коммуникативные
Коммуникативные способности включают в себя:
· желание вступать в контакт;
· умение организовать общение;
·знание норм и правил при общении.
Всему этому учат
ребенка в семье, в детском
саду, в общении с воспитателями,
родителями. Чем раньше мы обратим
внимание на эту сторону жизни
Коммуникативное
развитие детей происходит
- эмоционально комфортного климата в группе;
-содержательного личностно-ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;
-участия воспитателя в делах и проблемах детей;
-умения поддержать
инициативу детей и
Нередко задачи
коммуникативного развития
Организация работы
с детьми по развитию
Работу планировали
и проводили исходя из задач
коммуникативного развития
-развивать уверенность
в себе и в своих
-развивать активность, инициативность, самостоятельность;
-формировать доверие к взрослому как партнеру по внеситуативно - личностному общению;
-формировать групповые
нормы и положительные
Нами было выделено 10 основных этапов работы с дошкольниками над спектаклем.
1 этап - выбор пьесы
или инсценировки и обсуждение
её с детьми. Предложить детям
сочинить жизнь героев сначала
пьесы, помогая разными
2 этап – деление пьесы на эпизоды. Дети пересказывают каждый эпизод и придумывают им название. Например: « отъезд родителей», «похищение ребенка», «встреча с яблонькой» и др.