Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Нестерова, диплом--------.docx

— 633.23 Кб (Скачать документ)

 

Департамент образования  и науки Кемеровской области

Государственное образовательное  учреждение

среднего профессионального  образования

«Кемеровский педагогический колледж»

 

ПЦК педагогики и психологии

 

 

 

 

Развитие памяти детей дошкольного возраста с  общим недоразвитием речи

 

Выпускная квалификационная работа

 

 

 

 

 

                                                                              Выполнила:

                                                                              студентка 5 курса 702 группы

                                                                              Нестерова Светлана Валерьевна

                                                                              Научный руководитель:

                                                                              Прокудина Елена Федоровна,

                                                                              преподаватель психологии

 

 

 

 

 

 

Кемерово 2010

Оглавление

 

 

Введение

Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

           1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7

           1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26

           1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36

Выводы по I главе……………………………………………………………46

Глава II. Условия развития памяти  детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи

            2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47

            2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54

Выводы по II главе………………………………………………....................57

Заключение……………………………………………………………………..58

Список литературы…………………………………………………………...60

Приложения……………………………………………………………………65

 

 

 

 

 

Введение

 

 

     В последнее десятилетие значительно вырос интерес исследователей в области психологии, специальной педагогики, медицины к проблемам раннего изучения, диагностики и предупреждения нарушений развития у детей. Этот интерес непосредственно связан с тенденцией к увеличению популяции детей с поздним началом речевой деятельности, с несформированностью неречевых процессов, с нарушениями познавательной сферы, осложненными речевым недоразвитием.

     В современных условиях эта проблема чрезвычайно остра, в связи с резким снижением процента практически здоровых детей и увеличением отстающих в развитии, имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого положения - гиподинамия, общее состояние социальной среды, нарушение экологии.

     В настоящее время общество ставит перед системой образования качественно новые задачи - реализацию  личностно-ориентированного обучения, дифференциацию  воспитательно-образовательного процесса, направленную на формирование полноценной личности. Кроме того, разностороннее развитие ребенка как неотъемлемое право человека, является одной из важнейших задач образования на современном этапе, требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели.

     Современное развитие коррекционной педагогики характеризуется     тенденциями дифференциации и индивидуализации обучения детей. Педагоги, ориентируясь на новые технологии, понимают, что только при условии своевременного и правильного обучения речи можно реализовать другие воспитательно-образовательные задачи.

     К сожалению, долгие годы в дошкольных учреждениях в соответствии с действующими программами воспитатели были нацелены на формирование у детей каждой возрастной группы определенных (единых для всех) знаний, умений, навыков, а не на развитие индивидуальных речевых способностей и возможностей.

     Проблема развития памяти у детей с общим недоразвитием речи существует, и решать ее нужно высококвалифицированным специалистам.  Количество детей, имеющих отклонения в развитии речи, с годами, к сожалению, не уменьшается. Исходя из этого, очевидно, что необходима подготовка специалистов более высоко уровня. Для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, необходимы специалисты, владеющие основами знаний в области смежных наук, хорошо ориентирующиеся в вопросах коррекционной педагогики, специальной психологии, логопедии. Кроме того, необходима согласованность деятельности всех педагогов дошкольного образовательного учреждения, а также учет выявленных специфических особенностей высших психических функций, индивидуальных возможностей и потенциальных способностей каждого ребенка. 

     Также решение этой проблемы будет эффективнее, если она будет решаться совместно с родителями. Влияние семьи в данном случае играет гораздо более важную роль - именно родители могут и должны создать все необходимые условия для закрепления усвоенных  речевых навыков.  Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо, прежде всего, для детей.  Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада, наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу.

     Актуальность данной проблемы велика, неустойчивость внимания и памяти ведет к большим трудностям в учебном процессе, а далее во всей жизни. Следовательно, встает вопрос о необходимости проведения коррекционной работы.

     Среди исследователей, занимавшихся изучением познавательного развития детей с речевой патологией, можно назвать таких ученых, как Л. С. Цветкова, Н. А. Чевелева, И. Т. Власенко, Е. М. Мастюкова, и Г. С. Гуменная, изучавшая особенности памяти.

     На данный момент в педагогической практике сложились следующие противоречия:

- противоречие между пониманием со стороны воспитателя важности развития речи для развития познавательной деятельности и личностного общения и недостаточным уровнем его психолого-педагогической компетентности в решении этой проблемы;

- противоречие  между готовностью, желанием воспитателя  формировать детскую речь и компенсировать нарушения  и отсутствием материальной базы и методического обеспечения.

     Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Это и обусловило выбор темы нашей работы: «Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи».

     Данная работа посвящена проблеме: каковы условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи?

    Объектом исследования является процесс развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Предмет изучения данной работы: условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

     Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:

- использовании  словесных дидактических игр как средства развития памяти;

- использовании разных  видов детской деятельности в  развитии памяти.

     При работе были поставлены задачи:

1. изучить психолого-педагогическую  литературу по проблеме развития  памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

2. выявить на основе  анализа научной литературы особенности  развития памяти  детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;

3. изучить средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 4. разработать конспекты занятий по развитию памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием словесных дидактических игр.

5. разработать конспекты занятий по развитию памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием различных видов детской деятельности.

     В работе использовались методы:

- анализ специальной дополнительной литературы;

- обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- библиографическое описание,

- цитирование.

    Практическая значимость заключается в том, что предложенные в работе занятия по формированию памяти и развитию речи могут использоваться не только специалистами (воспитателями, логопедами), но и родителями, имеющими детей  с нарушениями речи.

    Исследование проводилось на базе МДОУ № 197 «Детский сад комбинированного вида «Ручеек» с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в количестве 7 человек.

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

 

 

§ 1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе

 

 

     Память на протяжении многих десятилетий привлекает внимание широкого круга исследователей теоретического и практического направлений. Изучение этого феномена одинаково важно для биологии, медицины, психологии, педагогики, философии.

     В наше время много внимания уделяется вопросам психологии. Как в отечественной, так и в зарубежной литературе появился ряд экспериментальных и теоретических работ, анализ которых показывает, что память является важным психологическим процессом, при помощи которого человек отражает прошлый опыт во всем его многообразии.

     Трудно переоценить значение исследований, направленных на вскрытие механизмов памяти, для педагогической практики. Так, значение временных закономерностей формирования памяти, весьма важно для оптимальной организации занятий. Память включается во все виды и уровни деятельности, поскольку действуя, человек опирается на собственный и исторический опыт. Она лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.

     В психологическом словаре дается такое определение памяти:

    Память - процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающие возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения [9].

     Исследования памяти имеют междисциплинарный характер, так как в различных формах она встречается на всех уровнях жизни («общеорганическая функция памяти» - Э. Геринг, Р. Земон) и включает не только процессы сохранения индивидуального опыта, но и механизмы передачи наследственной информации.

     Начало экспериментальному изучению памяти положили в конце XIX века работы немецкого психолога Г. Эббингауза, Значение социокультурных факторов в формировании высших форм памяти человека подчеркивали французский психолог П. Жане и французский социолог М. Хальбвакс. П. И. Зинченко и А. А. Смирнов исследовали зависимость успешности процессов запоминания от их места в структуре деятельности. Именно они раскрыли новые и существенные законы памяти как осмысленной человеческой деятельности. Анализом нарушений памяти и восприятия в клинике локальных поражений мозга занимались А. Р. Лурия, X. Л. Тойбер,  Р. Сперри [44].

     Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, - писал С. Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом» [42, 119].

     Память определяет нашу  индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени,  чем  любая  другая отдельно взятая особенность нашей личности.  

     Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти. Особое место память занимает в системе познавательных процессов, объединяя восприятие, воображение и мышление в единую систему, направленную на познание окружающей действительности. И сама память немыслима вне других психических процессов. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения и восприятия, «исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении «новорожденного» [43,110].

     Память является  сложнейшим психическим  процессом, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследования, все еще не создано единой теории механизмов памяти.

     И. М. Сеченов сравнивал память зрелого человека с хорошо организованной библиотекой, в которой вновь поступающие книги размещаются в строгой системе. В такой библиотеке необходимая книга (под книгой подразумевается требуемое знание или представление) может быть легко найдена в нужный момент. Память маленького ребенка И. М. Сеченов сравнивал с плохим книжным складом. Найти нужную книгу на таком складе невозможно. Эта аналогия дает представление о том, как важно научить детей правильно организовывать процесс запоминания учебного материала и разъяснить, в чем суть такого умения.

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи