Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа

Описание

Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Нестерова, диплом--------.docx

— 633.23 Кб (Скачать документ)

38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: / С.Л. Рубинштейн. В 2 Т. -  Т.1. -  М.: Просвещение, 1989. - 420 с.

39. Сеченов, М.И. Избранные философские и психологические произведения [Текст] : / М.И. Сеченов. - М.: Педагогика, 1947. - 380 с.

40. Словарь. Психология [Текст] / Под общей редакцией А.В. Петровского; М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

41. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова.  - М.: Школа - Пресс, 1997. - 384 с.

42. Суворова, Е.П. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника как условие гуманизации образовательной среды изменяющейся школы [Текст] / Е.П. Суворова; Е.А. Купирова. - М.: Академия, 2002. - 289 с.

43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336с.

44. Ушинский, К.Д. Избранные труды. В 4-х книгах. Книга 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] : / К.Д. Ушинский. - М.: Политиздат, 1968. - 386с.

45. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи [Текст] / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2003. № 3. – С.34-43.

46. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] : / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002.  - 252 с.

47. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] : / Г.С. Швайко. - М.: Педагогика, 1983. - 189 с.

48. Широких, Т.Д. Учим стихи - развиваем память [Текст] / Т.Д. Широких // Ребенок в детском саду. – 2004. № 2. – С.59-63.

49. Эльконин,  Д.Б. Психология игры [Текст] : / Д.Б. Эльконин. - М.:  ВЛАДОС, 1999. - 348 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

Приложение №1

Словесные игры для детей средней  группы

А что потом?

Цель игры. Закрепить знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Развитие памяти с использованием приема припоминание. 
Ход игры.

1. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся».

  Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

2. Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику», - отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.)  И так далее.

3. Игра продолжается, пока дети не назовут последнее - уход домой. 
  Примечание. Использовать камешек в подобных играх целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому достанется камешек. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать. 
  Игра проводится в конце года.

 

 

 

 

 

Кто в домике живет?

Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Развитие памяти и мышления, путем правильного воспроизведения и соотнесения животных и их звуков.

Ход игры.

1. Воспитатель делит детей на  несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5). Дети изображают знакомых  им птиц или животных.

2. Каждая группа строит себе  из стульев домик. Воспитатель  говорит детям, что они будут  находиться в своих домиках  и кричать так, как кричит  то животное, которое они изображают.

3.Затем с каждой группой воспитатель  повторяет те звуки, которые  дети должны произносить. После  этого он по очереди обходит  домики, стучит в каждый и говорит:  «Тук-тук-тук, кто в этом домике  живет?» Дети отвечают: «Му-му-му»,  «Ме-е», «Мяу-мяу», «Бе-е, бе-е», «И-го-го»,  «Га-га-га», «Ко-ко-ко». Воспитатель  отгадывает, кто же в домике  живет.

 Если дети произносят звуки недостаточно хорошо, то есть недостаточно четко и громко, воспитатель просит их повторить. Если на вопрос: «Кто в этом домике живет?» - дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», - воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» и тому подобное. 
4. Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается. 
  Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого им надо изображать.

  Когда малыши усвоят правила  игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один  из них.

 

 

 

Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?

Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления. Развитие памяти путем припоминания свойств предметов.

Ход игры.

1. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит: «Дети, предметы, которые нас окружают, бывают  разной величины: большие, маленькие,  длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать этим одним словом». В руках у воспитателя камешек.

2. Он дает его тому  ребенку, который должен отвечать.

- Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.

- Дорога, - отвечает тот  и передает камешек соседу.

- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.

3. - Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и другое.

4. Эта игра проводится  с детьми в конце года, когда  они получили знания о величине  предметов.

5. Так же проводится  игра и с целью совершенствования  умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

- Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и другое. Или:

- Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и другое.

Тех детей, которые назвали  больше слов, следует похвалить.

 

 

 

Приложение №2.

 

Словесные игры в  логопедической коррекции

 

1. Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:

а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;

б) восстановить заданный порядок  картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, то есть по памяти;

в) найти место «пропавшей» картинки в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;

г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный  порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;

д)  расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям,  предложенным  педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;

е)  найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;

ж)     самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;

з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка  протекания событий на основе правильного  расположения картинок и так далее. 

 

2. Игры эвристического характера,  направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:

а)  найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;

б)  выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;

в)  «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций:  «ловят рыбу» - «случай на реке»);

г)   подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения   (субъекты и объекты ситуации);

д)  подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания). 

3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.

  Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие.

  Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей, страдающих моторной алалией, поскольку требует соотнесения иконического языка (предметные изображения) с паралингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у детей естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка. 

4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова,  фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения. 

5. Ассоциативные игры, цель которых - актуализация  процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка  словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:

- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);

- слова  (слов), близкого по смыслу к заданному;

- слова (слов), противоположного по значению;

- ряда слов к заданному;

- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и так далее);

- слов, относящихся  к одной лексико-грамматической группе  (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);

- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);

- слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);

- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);

- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал). 

 

 

 

 

 

Приложение № 3.

     Рисуем стихотворение. Подобрав «рисуемое» стихотворение, учили его наизусть, кодировали (изображали с помощью символов), выразительно прочитывали. Давали установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».

 

 

 

 

 

Как на горке – снег, снег,

И под горкой – снег, снег,

И на ёлке – снег, снег,

И под ёлкой - снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише… Не шуметь!

 

     В дальнейшем, учили детей придумывать самостоятельно рисунки-символы, не увлекаясь мелкими деталями, передавая только главное.

 

 

 

 

Приложение № 4.

     Изображаем в действии. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбирали движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняли по ходу чтения текста.

 

 

Непослушная дочка.

 

Куклу нежно я  качаю,

А она кричит: «УА!»

Кладут  ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.

Руки, ноги поднимает,

Делают  помешивающее движение рукой.

Спать не будет  до утра.

Руки  перед собой покачать.

Кашку я сварю  ей лучше

И в тарелку  положу.

Раскрывают  ладонь одной руки – тарелка, другой показывают движение ложки в руке.

Дай я кашку  остужу.

Делают  обмахивающее движение рукой.

Вся испачкалась, грязнуля!

Обтирают  пальцами лицо.

Дочку я свою умыла:

Руки, шею и  лицо.

Поглаживают руки, шею, лицо.

Кашу всю водою  смыла.

Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи