Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………
38. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст]: / С.Л. Рубинштейн. В 2 Т. - Т.1. - М.: Просвещение, 1989. - 420 с.
39. Сеченов, М.И. Избранные философские и психологические произведения [Текст] : / М.И. Сеченов. - М.: Педагогика, 1947. - 380 с.
40. Словарь. Психология [Текст] / Под общей редакцией А.В. Петровского; М.Г. Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
41. Смирнова, Е.О. Психология ребенка [Текст]: учебник для педагогических училищ и вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Школа - Пресс, 1997. - 384 с.
42. Суворова, Е.П. Формирование интеллектуально-речевой культуры школьника как условие гуманизации образовательной среды изменяющейся школы [Текст] / Е.П. Суворова; Е.А. Купирова. - М.: Академия, 2002. - 289 с.
43. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия, 2001. - 336с.
44. Ушинский, К.Д. Избранные труды. В 4-х книгах. Книга 3: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии [Текст] : / К.Д. Ушинский. - М.: Политиздат, 1968. - 386с.
45. Филатова, Ю.О. Нарушение онтогенеза плавности речи [Текст] / Ю.О. Филатова // Дефектология. – 2003. № 3. – С.34-43.
46. Шадриков, В.Д. Введение в психологию: мотивация поведения [Текст] : / В.Д. Шадриков. - М.: Логос, 2002. - 252 с.
47. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи [Текст] : / Г.С. Швайко. - М.: Педагогика, 1983. - 189 с.
48. Широких, Т.Д. Учим стихи - развиваем память [Текст] / Т.Д. Широких // Ребенок в детском саду. – 2004. № 2. – С.59-63.
49. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] : / Д.Б. Эльконин. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 348 с.
Приложения
Приложение №1
Словесные игры для детей средней группы
А что потом?
Цель игры. Закрепить знания детей о частях
суток, о деятельности детей в разное время
дня. Развитие памяти с использованием
приема припоминание.
Ход игры.
1. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры: «Помните, мы с вами говорили на занятии, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, всё ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся».
Можно ввести такой игровой момент. Воспитатель поет песенку: «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
2. Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. «Делали гимнастику», - отвечает ребенок. «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И так далее.
3. Игра продолжается, пока дети
не назовут последнее - уход домой.
Примечание. Использовать камешек
в подобных играх целесообразно, так как
отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому
достанется камешек. Это заставляет всех
детей быть внимательными и готовыми отвечать.
Игра проводится в конце года.
Кто в домике живет?
Цель игры. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Развитие памяти и мышления, путем правильного воспроизведения и соотнесения животных и их звуков.
Ход игры.
1. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4-5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.
2. Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают.
3.Затем с каждой группой
Если дети произносят звуки недостаточно
хорошо, то есть недостаточно четко и громко,
воспитатель просит их повторить. Если
на вопрос: «Кто в этом домике живет?» -
дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки»,
- воспитатель говорит: «А как кошечки
мяукают?» и тому подобное.
4. Игра повторяется несколько раз, количество
животных постепенно увеличивается.
Не следует менять роли детей на одном
занятии: это их путает, они забывают, кого
им надо изображать.
Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.
Что бывает широкое (длинное, высокое, низкое, узкое)?
Цель игры. Уточнить представления детей о величине предметов, учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма), развивать быстроту мышления. Развитие памяти путем припоминания свойств предметов.
Ход игры.
1. Дети садятся в кружок.
Воспитатель говорит: «Дети,
2. Он дает его тому
ребенку, который должен
- Длинный, - говорит воспитатель и дает камешек рядом сидящему.
- Дорога, - отвечает тот и передает камешек соседу.
- Платье, веревка, день, шуба, - вспоминают дети.
3. - Широкий, - предлагает воспитатель следующее слово. Дети называют: дорога, улица, речка, лента и другое.
4. Эта игра проводится
с детьми в конце года, когда
они получили знания о
5. Так же проводится
игра и с целью
- Красный.
Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и другое. Или:
- Круглый.
Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и другое.
Тех детей, которые назвали больше слов, следует похвалить.
Приложение №2.
Словесные игры в логопедической коррекции
1. Игры на установление правильного расположения картинок серии, объединенных единой темой, с последующим составлением рассказа или его фрагмента. В этих играх требуется:
а) отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок те, которые иллюстрируют прочитанный педагогом рассказ, расположить их в последовательности протекания событий;
б) восстановить заданный порядок картинок-событий по ранее прочитанному рассказу, то есть по памяти;
в) найти место «пропавшей» картинки в ряду других. Вариантом этого приема является метод речевого восстановления недостающего звена в ряду других;
г) найти «ошибку» педагога и восстановить деформированный порядок в серии картинок. Этот вид работы развивает соревновательные мотивы: кто быстрее обнаружит неправильность в системе расположения наглядного материала;
д) расположить картинки серии соответственно опорным словам или словосочетаниям, предложенным педагогом. Опорными словами могут служить как наименования предметов, так и наименования действий;
е) найти «лишнюю» картинку среди заданных, расположить картинки в соответствии с логикой событий;
ж) самостоятельно расположить картинки в последовательности рассказа, составить по ним забавный (смешной), грустный (печальный) рассказ;
з) найти «ошибку» в чтении текста через восстановление порядка протекания событий на основе правильного расположения картинок и так далее.
2. Игры эвристического характера, направленные на нахождение недостающего элемента ситуации среди предложенных (фоновых) картинок:
а) найти «пропавшую» картинку среди фоновых, определить ее место в ряду заданных;
б) выстроить в правильной последовательности события по одной заданной картинке; отобрать из нескольких наборов картинок (сюжетных серий) элементы, адекватные заданному;
в) «распутать» две сюжетные канвы, состоящие из двух наборов картинок (вначале предлагаются эпизоды диаметрально противоположные: «делают снежную горку» - «ловят рыбу»; затем эпизоды близких ситуаций: «ловят рыбу» - «случай на реке»);
г) подобрать к сюжетной картинке отдельные предметные изображения (субъекты и объекты ситуации);
д) подобрать к каждой картинке предметные изображения и расположить их в последовательности изложения (рассказывания).
3. Игры на «воображение», связанные с придумыванием небольшого сюжета и последующим его оречевлением вначале с опорой на наглядный материал, а затем самостоятельно.
Например, детям можно предложить набор предметных картинок, на основе которых они должны придумать какое-либо событие.
Можно использовать и игру «Мим», в основу которой положена вербализация небольшой пантомимы. Такая игра является плодотворной и полезной для детей, страдающих моторной алалией, поскольку требует соотнесения иконического языка (предметные изображения) с паралингвистическими (жест, поза, мимика) и с языковыми средствами. Она развивает у детей естественный переход с предметно-образного кода внутренней речи на код натурального языка.
4. Игры в «семантические абсурды», когда детям предлагают найти несоответствие между текстом и иллюстрацией к нему; найти в тексте слова, фразы, части, не подходящие по смыслу, и заменить их адекватными. Эти игры подготавливают детей к развитию поисковой деятельности, направляя их внимание на выбор языковых средств, адекватных как смысловым, так и синтаксическим отношениям сообщения.
5. Ассоциативные игры, цель которых - актуализация процесса отбора слов из долговременной памяти и систематизация имеющегося у ребенка словаря. Система подобных упражнений носит подготовительный характер (к пересказу своими словами) и может проводиться как на изолированных словах, так и словах, взятых из текста. Проведение этой игры связано с разнообразными заданиями на нахождение:
- любого слова к заданному (тренировка быстроты реакции);
- слова (слов), близкого по смыслу к заданному;
- слова (слов), противоположного по значению;
- ряда слов к заданному;
- слов, объединенных тематическим признаком (все слова «про лес», «улицу», «идем в поход», «кто что потерял» и так далее);
- слов, относящихся к одной лексико-грамматической группе (слова-предметы, слова-действия, слова-качества);
- слова по ряду заданных («кому нужны для работы кисти, краски, ведро, лестница; пила, топор, гвозди, молоток, рубанок?»);
- слов для адекватного завершения смысла высказывания («Витя закинул удочку и вытащил» (окуня, червяка, консервную банку);
- слова, не подходящего по значению к данным (вернулся — отвернулся — возвратился);
- слов с нарастанием или убыванием значения (усмехнулся — засмеялся — захохотал).
Приложение № 3.
Рисуем стихотворение. Подобрав «рисуемое» стихотворение, учили его наизусть, кодировали (изображали с помощью символов), выразительно прочитывали. Давали установку детям: «Сегодня попробуем стихотворение нарисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения».
Как на горке – снег, снег,
И под горкой – снег, снег,
И на ёлке – снег, снег,
И под ёлкой - снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише… Не шуметь!
В дальнейшем, учили детей придумывать самостоятельно рисунки-символы, не увлекаясь мелкими деталями, передавая только главное.
Приложение № 4.
Изображаем в действии. Суть этого метода в том, что к слову или строке подбирали движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняли по ходу чтения текста.
Непослушная дочка.
Куклу нежно я качаю,
А она кричит: «УА!»
Кладут ладони под щеку, отрицательно покачивают головой.
Руки, ноги поднимает,
Делают помешивающее движение рукой.
Спать не будет до утра.
Руки перед собой покачать.
Кашку я сварю ей лучше
И в тарелку положу.
Раскрывают ладонь одной руки – тарелка, другой показывают движение ложки в руке.
Дай я кашку остужу.
Делают обмахивающее движение рукой.
Вся испачкалась, грязнуля!
Обтирают пальцами лицо.
Дочку я свою умыла:
Руки, шею и лицо.
Поглаживают руки, шею, лицо.
Кашу всю водою смыла.
Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи