Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 15:01, дипломная работа
Цель нашего исследования: изучить условия развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза: развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществляется эффективнее при следующих условиях:
- использовании словесных дидактических игр как средства развития памяти;
- использовании разных видов детской деятельности в развитии памяти.
Введение
Глава I. Теоретические основы проблемы развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
1.1. Изучение проблемы развития памяти в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………7
1.2. Особенности развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………….26
1.3. Средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………………………………………………..36
Выводы по I главе……………………………………………………………46
Глава II. Условия развития памяти детей дошкольного возраста общим недоразвитием речи
2.1. Использование словесных игр как средства развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ……………………47
2.2. Использование разных видов детской деятельности в развитии памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи ………...54
Выводы по II главе………………………………………………....................57
Заключение……………………………………………………………………..58
Список литературы………………………
Игра-драматизация или театральная постановка является распространенным видом детского творчества, так как драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей. Игры-драматизации представляют собой воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом - сценарием игры. В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения, развивается связная речь - необходимое условие адаптации ребенка в обществе.
Нами был предложен комплекс разных методов и приемов при заучивании стихотворных текстов, были использованы элементы решения изобретательских задач и мнемотехники (техники развития памяти).
Мы предлагали такие своеобразные «подсказки» при заучивании стихотворных текстов, например:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
-изображаем в действии;
- показываем;
- играем;
- используем серию картинок;
- используем один рисунок;
- считаем.
Рисуем стихотворение. Воспитатель вместе с детьми воспроизводил текст с опорой на рисунки, затем читали хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висела на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст. Можно дать детям готовую схему с символами к новому стихотворению (Приложение № 3).
Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой существует тесная связь. Совокупность движений рук и речевых органов ускоряет запоминание стихотворного текста. В начале работы с детьми изображали потешки, песенки, затем учили детей придумывать движения с воспитателем (Приложение № 4).
Показываем стихи. Воспитатель «показывал» стихотворение детям несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. (Приложение № 5).
Играем стихи. Помогали запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно было выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. (Приложение № 6).
Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер (Приложение № 7).
Важно научить малыша распределять повторения во времени, делать их разнообразными, осуществлять их не только во внешнем плане (повторение вслух, шепотом, или беззвучно, лишь шевеля губами), но и во внутреннем (мысленно, без каких-либо внешних проявлений).
Обращали внимание на то, чтобы ребенок не ограничивался только «простым повторением», для того, чтобы не закрепился стереотип использования этого приема, и в последующем ребенок не ориентировался только на него.
Таким образом, память зависит не столько от признаков как таковых, сколько от полноты восприятия. Следует помнить, что для образования представлений недостаточно только пассивного созерцания объекта. Нужен его активный анализ, установление соотношений между выделенными частями, компонентами ситуации, то есть аналитико-синтетическая деятельность, называние объектов и их свойств в слове.
Выводы по II главе
Вторая глава нашей работы посвящалась раскрытию процесса памяти детей с общим недоразвитием речи посредством словесной дидактической игры, игр-драматизаций и предметной деятельности. Мы убедились, что данные виды детской деятельности являются эффективными средствами развития памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Непроизвольное запоминание обеспечивается включением материала в целенаправленную предметную и познавательную деятельность.
1. Дидактические игры - незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста. В словесные игры можно играть всей семьей, а главное, такие игры приносят несомненную пользу развитию ребенка.
2. Игры-драматизации построены на основе органического единства игры, речи, рисования. В этих играх формируется умение отличать мир представлений, воображения от действительности, реального мира. Кроме того, они способствуют формированию различных знаковых систем, развитию познавательной, двигательной и эмоциональной сфер, а также социализации детей.
Заключение
В данной работе мы постарались отразить процесс развития памяти детей дошкольного возраста с нарушением речи и изучить условия развития памяти. В процессе работы над данной темой нами было выявлено, что дети с нарушением речи имеют особенности развития памяти. У детей с речевыми нарушениями, по сравнению с возрастной нормой, наблюдается неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, меньший объем запоминания и воспроизведения материала.
На основе проделанной работы нами был предложен комплекс методов и приемов при заучивании стихотворных текстов и апробирован на детях логопедической группы.
Проведя наше исследование, мы убедились в том, что различные приемы, используемые для запоминания текстов, благотворно влияют на развитие памяти дошкольников, так как построены в форме игровых действий, при которых используется много наглядного материала, что в большей степени соответствует возрастным особенностям детей, увлекает и интересует их.
Словесные дидактические игры также очень интересны детям, и они с удовольствием принимают участие в них, соревнуясь и стараясь не отставать от сверстников. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Игровые действия в словесных играх формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам; побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуков и слов.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что данные в работе занятия по формированию памяти и развитию речи могут использоваться не только специалистами (воспитателями, логопедами), но и родителями, имеющими детей с нарушениями речи.
Помочь ребенку с нарушениями развития максимально реализовать потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся недостатки можно при интенсивной, систематической и последовательной педагогической работе с ним. Проблема развития памяти у детей с нарушением речи решается не только на теоретическом уровне. Многие воспитатели накопили интересный опыт по развитию памяти у детей с нарушением речи. Существуют разнообразные игры и упражнения, развивающие познавательные процессы, а также различные вспомогательные средства, приемы и способы запоминания и припоминания.
Педагогическая и регулярная физическая реабилитация, а также сочетание медикаментозных и немедикаментозных средств воздействия, дает надежду на то, что часть детей сможет включиться в общую систему дошкольного образования. Правильно организованные усилия будут вознаграждены успешной адаптацией к школьному обучению и полноценным личностным развитием ребенка.
Список литературы
1. Бабина, Г.В. Обследование слоговой структуры слова и предпосылок ее развития у младших дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Г.В. Бабина; Н.Ю. Сафонкина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002. № 4. - С.12-13.
2. Бернштейн, Н.А. О построении движений [Текст] : / Н.А. Бернштейн. - М.: Политиздат, 1947. - 233 с.
3. Бехтерев, В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства [Текст] / В.М. Бехтерев // Дефектология. – 2003. № 5. - С.48-50 (впервые // Образование. – 1909. № 2).
4. Блонский, П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения [Текст] : / П.П. Блонский, Т.2. - М.: Просвещение, 1979. - 486 с.
5. Брежнева, Е.А. Из опыта логопеда [Текст] / Е.А. Брежнева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2003. № 2. - С.43-45.
6. Вейн, А.М. Память человека [Текст] / А.М. Вейн; Б.И. Каленецкая. - М.: Просвещение, 1973. - 185 с.
7. Воспитание детей в игре [Текст] : пособие для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко; А.И. Матусик; под ред. А.К. Бондаренко. – 2-е издание, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1983. – 174с.
8. Власенко, И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи [Текст] / И.Т. Власенко. - М.: Педагогика, 1990. – 184 с.
9. Выготский, Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования [Текст] : / Л.С. Выготский. Собр. сочинений. Т.1. - М.: Педагогика, 1982. - 475 с.
10. Выготский, Л.С. Основные проблемы дефектологии [Текст] : / Л.С. Выготский. Собр. сочинений. Т.5. - М.: Просвещение, 1983. - 580 с.
11. Даниленкова, О.Д. Развитие преднамеренного запоминания у детей с не резко выраженным общим недоразвитием речи [Текст] / О.Д. Даниленкова // Дефектология. - 2000. № 6. - С.18-21.
12. Дробинская, А.О. Астенические состояния у детей [Текст] / А.О. Дробинская // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2004. № 1. – С. 25-26.
13. Житникова, Л.А. Учите детей запоминать [Текст] : / Л.А. Житникова. - М.: Просвещение, 1985. – 136 с.
14. Жихарева, Ю.Л. Что делают логопеды? [Текст] / Ю.Л. Жихарева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2004. № 3. – С.35-37.
15. Звегинцев, В.А. Теоретическая и прикладная лингвистика [Текст]: / В.А. Звегинцев. - М.: Политиздат, 1968. - 323 с.
16. Зинченко, П.И. Живое знание. Психологическая педагогика [Текст] : / П.И. Зинченко. - Самара: Русь, 1997. - 215 с.
17. Зинченко, П.И. Непроизвольное запоминание [Текст] : / П.И. Зинченко. - М.: Русский дом, 1961. - 573 с.
18. Зорина, С.В. Формирование навыков словообразования у детей с ЗПР [Текст] / С.В. Зорина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2006. № 3. С.16-18.
19. Иваненко, С.Ф. Развитие интонаций у детей с ринолалией [Текст] / C.Ф. Иваненко // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2003. №2. – С.48-51.
20. Игнатьева, С.А. Оценка состояния коммуникативно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР [Текст] / С.А. Игнатьева, Е.О. Канунникова, Е.С. Парахина // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2007. № 2. – С.29-32.
21. Истомина, З.М. Развитие памяти [Текст] : / З.М. Истомина. - М.: Просвещение, 1978. - 233 с.
22. Козырева, О.А. Использование речевых игр на логопедических занятиях [Текст] / О.А.Козырева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2002. № 6. – С.38-40.
23. Космачева, И.А. Особенности работы учителя-логопеда с детьми с нарушениями зрения [Текст] / И.А. Космачева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2007. № 1. – С.18-22.
24. Лалаева, Р.И. Особенности речевого развития умственно отсталых школьников [Текст] / Р.И. Лалаева // Дефектология. – 2003. № 3. – С.29-32.
25. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики [Текст] : / А.Н. Леонтьев. - М.: Просвещение, 1981. - 290 с.
26. Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста [Текст] : / А.Р. Лурия. - М.: Политиздат, 1968. - 218 с.
27. Максаков, А.И. Учите, играя [Текст] : / А.И. Максаков, Г.А. Тумакова. - М.: Просвещение, 1983. - 216 с.
28. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст: советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии) [Текст] : / Е.М. Мастюкова. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.
29. Микляева, Ю.В. Рекомендации по развитию речи у детей с ОНР 2-го уровня [Текст] / Ю.В. Микляева // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2003. №4. – С.43-45.
30. Мухина, В.С. Детская психология [Текст] : учебник / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1985. - 315 с.
31. Немов, Р.С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Р.С. Немов. - 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 688 с.
32. Носкова, Л.П. Развитие речевой деятельности глухих дошкольников [Текст] / Л.П. Носкова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. – 2003. № 4. – С.6-9.
33. Основы специальной психологии [Текст]: учебное пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480с.
34. Подугольникова, Т.А. Оценка уровня развития кратковременной зрительной памяти дошкольников с нарушениями бинокулярного зрения [Текст] / Т.А. Подугольникова; М.Ф. Носова // Дефектология. – 2003. № 1. – С.67-69.
35. Преснова, О.Е. Логопедические занятия в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Е. Преснова // Воспитание и обучение детей с нарушением развития. - 2003. № 3. – С.45-49.
36. Психология [Текст]: учебник для студентов средних пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан; под ред. И.В. Дубровиной. - 3-е издание, - М.: Академия, 2004. - 464с.
37. Психокоррекционная
и развивающая работа с детьми
Информация о работе Развитие памяти детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи